Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Образовательная робототехника

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Принята на заседании
педагогического совета:
от «21» июня 2021 года
протокол № 10

Отверждаю:
шректор МАО
1.А. Радунцева
фиказ № 127 /д от «2

ТОЧКА \Г РОСТА
■

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я СЕТЬ ЦЕНТРОВ
О Б РАЗО ВА Н И Я Ц И Ф РО ВО ГО
И ГУ М АН И ТА РН О ГО П РО Ф ИЛЕЙ

Дополнительная общеобразовательная общ еразвиваю щ ая программа
«О бразовательная робототехника»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Габайдулова Любовь Ивановна,
учитель технологии

п. Буланаш, 2021

2

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы ...................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................................................ 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы………………………………………………3
1.3 Содержание общеразвивающей программы .......................................................................... 4
1.4 Планируемые результаты ........................................................................................................ 9
2 Организационно-педагогические условия ............................................................................... 13
2.1 Условия реализации программы............................................................................................ 13
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ....................................................... 13
3 Список литературы .................................................................................................................... 15

3

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность: техническая.
Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и
программирование, есть возможность для развития компьютерных технологий и
робототехники.
В педагогической целесообразности этой темы не приходится сомневаться, т.к. дети
научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и
программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики,
электроники и информатики.
Адресат: Программа предназначена для детей 10-16 лет. Группа состоит из 8-10 человек.
Режим занятий: 1 урок 3 раза в неделю.
Объем программы: 70 ч.
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, проверочная работа, олимпиада, соревнование,
фестиваль, инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, индивидуальная сборка
робототехнических средств.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие творческих способностей и формирование раннего
профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и
проектирования.
Задачи программы:
Личностные:
- формировать выраженную нравственную позицию, в том числе способности к
сознательному выбору добра;
- формировать позитивное отношение к людям;
- формировать у детей позитивные жизненные ориентиры и планы;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предметные:
- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств

4

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при
конструировании робототехнических средств.
Метапредметные:
- владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки
информации;
- применять ИКТ-компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- развивать познавательный интерес к робототехнике;
- формировать творческое отношение по выполняемой работе;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически
мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
Название раздела, темы
п/п
1
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

Основы робототехники
Конструирование базовой модели
робота
Создание в среде визуального
программирования EV3 программы
разворота в три приема
Создание программы разворота в три
приема на языке текстового
программирования ROBOTC
Проверка работы модели, коррекция
при необходимости
Составление программы управления
роботом, который при столкновении с
препятствием сдает назад.
Использование датчика касания
Проверка
работы модели,
коррекция (при необходимости)
Примеры роботизированных систем
(автономная система управления
транспортным средством). Ручное и
программное управление роботами
Программирование работы
автоматических фар: изучение работы
датчика цвета

Обратная связь: получение сигналов
от цифрового датчика цвета
освещенности
Программирование распознавания
1.10 красного цвета и остановки колесного
робота при красном сигнале светофора
1.9

Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/
контроля

50

27

23

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

5

Программирование распознавания
1.11 черного цвета и движения колесного
робота по линии
Анализ алгоритмов действий роботов.
1.12 Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом
Программирование распознавания
синего цвета и остановки колесного
1.13
робота при определении синего цвета
и возобновления движения
Анализ алгоритмов действий роботов.
1.14 Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом

1.15

1.16

1.17

1.18

Программирование колесного робота
на движение задним ходом с подачей
предупреждающих гудков при
приближении к препятствию и затем
автоматическую
остановку
на
заданном расстоянии
Анализ алгоритмов действий роботов.
Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом
Программирование запуска двигателя
колесного робота при одновременном
выполнении трех условий:
срабатывание датчиков касания и
расстояния, а также кнопки
интеллектуального блока
Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом

Программирование ускорения и
замедления колесного робота при
1.19
нажатии на один из двух датчиков
касания

1.20

1.21
1.22

1.23

Программирование ускорения и
замедления колесного робота при
нажатии на один из двух датчиков
касания
Создание программы, заставляющей
робота двигаться
по
заданному
маршруту
Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом
Проектирование самоходного
колесного робота,
который может двигаться из пункта A
в пункт B, обходя препятствия

2

1

1

Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

1

Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств

2

1

4

3

1

Беседа
Практическ
ая работа

2

1

1

Практическ
ая работа

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

3

1

2

1

1

2

1

1

Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств
Практическ
ая работа
Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств
Практическ
ая работа
Беседа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

6

Конструирование робота

20

5

15

2.1

Составление алгоритмов и
программ по управлению
исполнителями

2

0

2

2.2

Конструирование самоходного
колесного
робота, который может
двигаться из пункта A в пункт B,
обходя препятствия

2

0

2

2

1

1

Практическ
ая работа

4

2

2

Практическ
ая работа

2

2.3

2.4

Программирование самоходного
колесного робота, который может
двигаться из пункта A в пункт B,
обходя препятствия
Конструирование роботаманипулятора. Испытание механизма
робота, отладка программы
управления роботом

2.5

Конструирование робота-собаки

4

2

2

2.6

Творческая работа по
конструированию роботов

6

0

6

Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств
Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств

Практическ
ая работа
Индивидуа
льная
сборка
робототехн
ических
средств.

Всего
70
Содержание учебного (тематического) плана:
1 Основы робототехники
1.1 Конструирование базовой модели робота.
Теория: Конструирование базовой модели робота.
Практика: Сборка базовой тележки по инструкции.
1.2 Создание в среде визуального программирования EV3
программы разворота в три
приема.
Теория: Введение в программирование. Аппаратное и программное обеспечение
микрокомпьютера EV3. Простые перемещения автономного движущегося робота и повороты
Практика: Создание в среде визуального программирования EV3
программы
разворота в три приема.
1.3 Создание программы разворота в три приема на языке текстового программирования
ROBOTC
Теория: Сравнение
текстового и визуального программирования. Составление
описания программы по образцу: Управление движением – Блок –Ультразвуковой датчик
– Звук.
Практика: Создание программы разворота в три приема на
языке
текстового
программирования ROBOTC.
1.4 Проверка работы модели, коррекция при необходимости.
Теория: Загрузка программы и проверка ее в действии. Исправление недочетов.
Практика: Составление программы и ее коррекция.
1.5 Составление программы управления
роботом, который при столкновении с
препятствием сдает назад. Использование датчика касания.
Теория: Использование программных блоков для отображения графического и светового
состояния микрокомпьютера EV3. Обратная связь: получение сигналов от цифрового датчика

7

касания.
Практика: Составление новой программы с использованием датчика касания.
1.6 Проверка
работы модели, коррекция (при необходимости)
Теория: Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных
технических систем. Микроконтроллер. Сигнал. Примеры роботизированных систем
(автономная система управления транспортным средством). Автономные
движущиеся
роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Автономные роботы
Практика: Проверка работоспособности программы.
1.7 Примеры роботизированных систем (автономная система управления транспортным
средством). Ручное и программное управление роботами.
Теория: Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами.
Алгоритмы управления
движущимися роботами. Реализация алгоритма “движение до
препятствия”. Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом.
Практика: Поиск примеров программного управления.
1.8 Программирование работы автоматических фар: изучение работы датчика цвета.
Теория: Включение “фары” при наступлении “темноты” и выключение, когда снова
станет “светло”. Изучение работы датчика цвета. Настройки освещенности. Автоматические
фары на автомобилях и автоматическое управление
уличным
освещением.
Конструкция «ветвление».
Практика: Сборка модели с датчиком цвета.
1.9 Обратная
связь: получение сигналов от цифрового датчика цвета освещенности
Программирование распознавания красного цвета и остановки колесного робота при красном
сигнале светофора.
Теория: Реализация
алгоритма «включение света при уменьшении освещенности”. –
Ожидание – Датчик цвета – Отображение на дисплее – Время – Цикл – Датчик касания
– Прерывание цикла – Многозадачность Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом
повторений.
Практика: Составление программы с использованием датчика цвета.
1.10 Программирование распознавания красного цвета и остановки колесного робота при
красном сигнале светофора.
Теория: Применение датчика цвета для распознавания цветов системы LEGO® и
интенсивности отраженного света. Программирование движения по линии. Автомобильный
автопилот. Обратная связь: получение сигналов от цифрового датчика цвета.
Практика: Программирование движения по линии.
1.11 Программирование распознавания черного цвета и движения колесного робота по
линии.
Теория: Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, автономная система управления транспортным средством). Реализация
алгоритма “следование вдоль линии”.
Практика: Анализ алгоритмов. Испытание механизма робота, отладка
программы
управления роботом.
1.12 Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом.
Теория: Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания).
Практика: Анализ алгоритмов. Испытание механизма робота, отладка
программы
управления роботом.
1.13 Программирование распознавания синего цвета и остановки колесного робота при
определении синего цвета и возобновления движения.
Теория: Конструкция «ветвление». Примеры роботизированных систем (система
управления движением в транспортной системе, автономная система управления транспортным
средством).
Реализация алгоритма “следование вдоль линии”.
Практика: Анализ алгоритмов. Испытание механизма робота, отладка
программы
управления роботом.

8

1.14 Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом.
Теория: Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления
роботом. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла. – Ожидание – Движение и рулевое управление – Датчик
цвета –Цикл – Переключатель – Прерывание цикла.
Практика: Анализ алгоритмов. Испытание механизма робота, отладка
программы
управления роботом.
1.15 Программирование колесного робота на движение задним ходом с
подачей
предупреждающих гудков при приближении
к препятствию и затем автоматическую
остановку на заданном расстоянии.
Теория: Изучение
работы ультразвукового датчика. Изучение принципов работы
систем автомобильных парктроников. Обратная связь: получение сигналов от ультразвукового
датчика расстояния. Примеры роботизированных систем (автономная система управления
транспортным средством). Реализация алгоритма «сигналы парктроника”. Понимание
принципа
работы ультразвукового
датчика
за счет отражения волн и умение
программировать
датчик на определение расстояния.
Практика: программирование датчик на определение расстояния.
1.16 Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом.
Теория: Освоение
возможности переноса показаний с одного блока в другой через
канал передачи данных. – Движение и рулевое управление – Ожидание – Ультразвуковой
датчик – Цикл – Математика –Звук.
Практика: Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом.
1.17 Программирование запуска двигателя колесного робота при одновременном
выполнении трех условий: срабатывание датчиков касания и расстояния, а также кнопки
интеллектуального блока.
Теория: Изучение принципа работы систем автоматического запуска автомобиля без
ключа. Приоритеты логических операций. Использование блока логики в сочетании с блоком
переключения.
Практика: Сборка модели и программирование на компьютере.
1.18 Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом.
Теория: Применение
сочетания нескольких датчиков для запуска
программы микрокомпьютера EV3. – Ожидание – Датчик касания – Ультразвуковой датчик –
Дисплей – Время – Датчик касания – Кнопки интеллектуального блока – Логика –
Переключатель – Цикл – Движение и рулевое управление.
Практика: Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом.
1.19 Программирование ускорения и замедления колесного робота при нажатии на один
из двух датчиков касания.
Теория: Изучение принципа работы системы
круиз-контроля
автомобиля.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и
невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Запись составных условий.
Практика: Сборка модели и программирование на компьютере.
1.20 Программирование ускорения и замедления колесного робота при нажатии на один
из двух датчиков касания.
Теория: Использование блока переменных для хранения информации. Разработка
многоуровневых программ. Подпрограмма. – Ожидание – Датчик касания – Цикл –
Переключатель – Переменная – Математика – Движение и рулевое управление – Мои блоки /
подпрограммы.
Практика: Программирование ускорения и замедления колесного робота при нажатии на
один из двух датчиков касания.
1.21 Создание программы, заставляющей робота двигаться по заданному маршруту.
Теория: Исследование программы сортировщика по цвету. Переменная: имя и значение.
Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные

9

величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы. Использование блока
переменных для хранения информации. Использование блока операций над массивами. –
Переменная – Ожидание – Кнопки интеллектуального блока – Цикл – Звук – Операции над
массивами – Время – Движение и рулевое управление – Мои блоки / подпрограммы.
Практика: Создание программы, заставляющей робота двигаться по заданному маршруту.
1.22 Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом.
Теория: Использование блока операций над массивами. – Переменная – Ожидание –
Кнопки интеллектуального блока – Цикл – Звук – Операции над массивами – Время –
Движение и рулевое управление – Мои блоки / подпрограммы.
Практика: Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом.
1.23 Проектирование самоходного колесного робота, который может двигаться из пункта
A в пункт B, обходя препятствия.
Теория: Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов,
и управляющий реальными, в том числе движущимися, устройствами.
Практика: Проектирование самоходного колесного робота, который может двигаться из
пункта A в пункт B, обходя препятствия.
2 Конструирование робота.
2.1 Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями.
Практика: Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями.
2.2 Конструирование самоходного колесного
робота, который может двигаться из
пункта A в пункт B, обходя препятствия.
Практика: Сборка робота по проекту.
2.3 Программирование самоходного колесного робота, который может двигаться из
пункта A в пункт B, обходя препятствия.
Теория: Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе,
выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке,
отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Можно
использовать любые программные продукты.
Практика: Программирование робота.
2.4 Конструирование робота-манипулятора. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом.
Теория: Изменение работы манипулятора при изменении задачи. Сборка тележки для
погрузки. Проверка работы модели.
Практика: Конструирование робота- манипулятора по инструкции.
2.5 Конструирование робота-собаки.
Теория: Использование звуков при написании
программы. Испытание механизма
робота, отладка программы управления роботом
Практика: Конструирование робота по инструкции.
2.6 Творческая работа по конструированию роботов. Соревнования между роботами
разных конструкций.
1.4 Планируемые результаты
По окончанию первого года обучения обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- теоретические основы создания робототехнических устройств;
- элементную базу, при помощи которой собирается устройство;
- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими
устройствами;
- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.
УМЕТЬ:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку роботов с применением LEGO конструкторов;
- создавать программы для роботов при помощи специализированных визуальныхконструкторов;

10

- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у
детей в результате занятий по программе:
Компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции. Умение видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. (Данные
компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной
деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и
программа егожизнедеятельности в целом).
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен
быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и
человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир,
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными
способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником
научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания
мира.
Учебно-познавательные компетенции. Знания и умения организации целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Умение
добывать знания непосредственно из реальности, владением приемами действий в
нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение
измерительными навыками, умение извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
планировать свои действия, оценивать полученный результат, предлагать различные варианты
решения задачи и выбирать наилучший. В рамках данных компетенций определяются
требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от
домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических
и иных методов познания.
Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и
удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, умение представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, точно формулировать свои мысли,
высказываться по заданной теме, сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
самоорганизовываться, умение представить группе итог проделанной работы, ответить на
вопросысвоих товарищей; и др.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон,
телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-,
видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по
отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а
также в окружающем мире.
Социально-трудовые компетенции. Умение анализировать ситуацию на рынке труда,
действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и
гражданских взаимоотношений, овладение минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности,
решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности; решать
проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных
заведениях системы профессионального образования.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов
физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и
самоподдержки. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях,
что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному

11

человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры
мышления и поведения. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной
жизнедеятельности личности.
Личностные качества:
1 – любознательность, активность;
- эмоциональная отзывчивость;
- терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность;
2 – умение видеть, слышать и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал,
умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;
- инициативность, нестандартность, способность к генерации идей;
- способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.
3 – эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность,
инициативность, способность к генерации идей;
4 – умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы
деятельности, проводить самоанализ и самооценку; способность организовывать творчество
других.
Личностные, метапредметные, предметные результаты, которые приобретет учащийся по
итогам освоения программы:
Предметные результаты:
- овладение базовыми знаниями по предмету;
- формирование умений применения полученных знаний за пределами объединения;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о робототехнике;
- приобретение технических знаний, умений и навыков при выполнении практических заданий;
- формирование умений владения инструментами, умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач
– вся работа с УМК построена на освоении и использовании различных представлений
(текстовых и пиктографических) алгоритмов, управляющих поведением реального объекта;
- смысловое чтение – в процессе постоянной самостоятельной работы с разнообразными
информационными источниками сети Интернет и интегрированными в информационную среду
УМК (учебник по робототехнике, библиотеки готовых программ и т.д.).
Личностные результаты освоения программы:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
внем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
- умение планировать свою деятельность; владение устной и письменной речью;

12

- формирование компетентности в области использования информационно коммуникационных
технологий (далее ИКТ-компетенции);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся
ситуацией
–
обеспечивается
интерактивностью
современного
автоматизированного устройства (роботехнической модели): учащиеся получают уникальную
возможность видеть сразу же результат своих действий (написанной ими программы),
корректировать его по мере необходимости, чтобы достичь намеченной учебной цели;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы – при выполнении
задач каждого занятия учащимся приходится решать исследовательские задачи во время отладки
программы, чтобы достичь требуемого результата;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью – в процессе групповой работы учащиеся не только
взаимодействуют друг с другом, но и постоянно делятся друг с другом результатами своей
работы и обосновывают выбранные ими способы решения учебных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий – благодаря тому, что основным объектом и одновременно
средством решения учебных задач являются ИКТ: микрокомпьютер в программируемом ими
роботизированном автомобиле и компьютер с информационной оболочкой УМК, служащий для
поиска информации, программирования, фиксации и представления результатов и т.д.
Занятия спланированы с использованием групповой формы работы обучающихся, совместного
решения учебных задач и рефлексивной формы анализа продуктов учебной деятельности.

13

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия по робототехнике проводятся в классе. Для организации занятий по робототехнике
необходимо следующее оборудование:
- ноутбук;
- наборы конструкторы EV3 LEGO 45554.Информационное-обеспечение:
аудио-, видео-, фото-, интернет-источники.
Кадровое обеспечение:
Педагог МАОУ «СОШ №8», имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей
специальности, или учреждения педагогического среднего профессионального образования, или
прошедший переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», а также
опыт работы с детьми от 1 года и первую квалификационную категорию.
Методические материалы:
На занятиях по робототехнике деятельность учителя направлена на создание творческой
рабочей атмосферы. Педагог объясняет, показывает индивидуально каждому или фронтально
материал занятия. Контролирует результат деятельности, помогает исправить ошибки.
Обучающиеся работают в группе или индивидуально, собирают роботов по инструкции.
Возможно выполнение творческого задания по собственному замыслу или подготовка к конкурсу.
Программирование робота, проверка программы в работе, исправление недочетов – неотъемлемая
часть работы на занятии. Обязательно присутствует взаимопомощь и взаимопроверка. Более
продвинутые ребята консультируют товарищей, помогают исправлять ошибки.
Рефлексия присутствует на всех этапах проверки практической части, которая вызывает
интерес у всех участников занятия. Одобрение товарищей, похвала педагога стимулируют
обучающегося к дальнейшей плодотворной деятельности.
Участие в конкурсах становится для детей событием, а успех на конкурсе отличный мотив
для дальнейших упорных занятий.
Все это вместе взятое позволяет сформировать соответствующие компетенции и личностные
качества.
Для работы используются ведомости комплектации, инструкции по сборке базовых моделей
роботов, образцы для конструирования отдельных узлов в электронном варианте. Программы и
разработки занятий для учителя в электронном виде. Все созданные модели фотографируются и
снимаются на видео, для создания коллекции творческих работ обучающихся.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации обосновываются для определения результативности освоения программы.
Формы проведения аттестации (итоговый контроль):
- соревнования,
- тестирование,
- защита проектов,
- выставка работ,
- педагогическое наблюдение за деятельностью детей,
- индивидуальные беседы с обучающимися.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Результаты
освоения
образовательной
программы в
виде материала
тестирования фиксируются в диагностической карте, которая является одним из документов
отчетности.
Результаты аттестации обучающихся анализируются по следующим параметрам:
- количество обучающихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на достаточном уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на допустимом уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на низком уровне;
- причины невыполнения обучающимися образовательной программы;

14

- необходимость коррекции программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка,
выставка, соревнование, научно-практическая конференция, демонстрация моделей роботов,
диагностическая карта, защита творческих работ, портфолио, открытое занятие.
Текущий контроль:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в
ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы обучающимся и не допускает сравнения
его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу,
где основными критериями диагностики являются.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками:
Название методик
Проба
на познавательную
«Незавершенная сказка»

Что отслеживается
инициативу

Выявление развития познавательных интересов
и инициативы школьника

Методика для изучения социализированности
личности воспитанника

Выявить
уровень
социальной
адаптированности, активности, автономности и
нравственной воспитанности

Определение направленности личности
(Б.Басса)

Определения личностной направленности

15

3 Список литературы
Литература для педагога:
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5- 6 классов. М.:
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. – 288 с.
2. Первые механизмы. Книга для учителя
–
Институт
новых
технологий. – 81 с.
3. ПервоРобот LEGO® WeDo™. Книга для учителя. – 177 с. IV.ПервоРобот
LEGO® WeDo™: ресурсный набор. Книга для учителя. (CD). 73 с.
4.Технология и физика. Книга для учителя 2009686 RM. – Институт новых
технологий. – 220 с.
5. Технология и физика. Книга для учителя 2009687 RM. – Институт новых
технологий. – 152 с.
6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. С-Пб, «Наука», 2013.
– 319 с.
7. Перворобот NXT: Экоград. Комплект заданий: книга для учителя. – 102 с.
8. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn
Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
9. LEGO Technic Tora no Maki, ISOGAWA Yoshihito, Version 1.00 Isogawa Studio,
Inc., 2007, http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.
Литература для учащихся (родителей):
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5- 6 классов
[Текст] / Д.Г. Копосов. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. – 288 с.
2. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5- 6 классов
[Текст] / Д.Г. Копосов. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. – 88 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».