Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия Маски

Содержание
Основные характеристики общеразвивающей программы ............................................. 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................................ 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ........................................................ 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .......................................................... 5
1.4 Планируемые результаты ..................................................................................... 11
2. Организационно-педагогические условия..................................................................... 13
2.1 Условия реализации программы ........................................................................... 13
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы......................................... 13
Список литературы ................................................................................................................. 18

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность – художественная.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических качеств личности ребенка. Именно средствами театральной
деятельности возможно формирование социально активной творческой личности,
ориентированной на самоутверждение и самореализацию, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и
искусства, способной к творческому труду.
Новизна программы заключается в том, что в ней используется личностно
ориентированный подход в обучении. Программа не рассчитана на детей, предварительно
отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок получает возможность попробовать
свои силы в разных видах творчества. Повышается самооценка, осознание себя в качестве
личности, создаются условия для самореализации. Творческая деятельность направлена на
социализацию и развитие коммуникативных способностей.
Программа составлена по принципу: «от простого к сложному» и дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать
приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Структура занятий
построена таким образом, что теоретические знания ребенок получает одновременно с
практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным в развитии
творческой личности.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, ФГОС
основного образования, письмо от 19.04.2011 № 03-255 «О введении ФГОС общего
образования»), Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации». Кроме этого, данная программа разработана в соответствии с
требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав
ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Программа направлена на развитие театрального художественно-сценического
творчества. Театральное искусство играет важную роль в жизни ребенка. Театр – это
школа жизни, источник добра и воспитания. В этой школе ребенок не обучается грамоте
или наукам. Он учится грамоте человеческих отношений, науке быть человеком.
3

Теоретически и практически дети знакомятся с историей театра, национальной
культурой. У подростков формируется осознанное профессиональное самоопределение,
воспитываются гражданско-патриотические качества. Навыки, полученные в процессе
обучения, дети реализуют в конкретной творческой работе в виде сценических номеров,
концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение
учебного года.
Адресат программы – ребята 11-16 лет, желающие овладеть навыками актерского
мастерства. Комплектация групп проводится в начале учебного года. В объединение
принимаются все дети, которым хотелось бы развить в себе художественно-творческие
умения, приобрести комплекс знаний и определенные умения в области театрального
искусства. Группа состоит из 10-15 человек.
Режим занятий и объем программы:
Год
Продолжительность Периодичность Общее кол-во Общее кол-во часов
обучения
занятия
в неделю
часов в год
за период освоения
1-й
1 ч (45 минут)
3 раза
102
204
2-й
1 ч (45 минут)
3 раза
102
Данная программа позволяет осуществлять учебную деятельность в
дистанционном формате посредством синхронных сетевых технологий. Занятия могут
проводиться в режиме реального времени с использованием платформы Zoom.
Срок освоения – программа рассчитана на 2 года обучения.
Перечень форм обучения: фронтальная, коллективная, индивидуально-фронтальная,
групповая, в парах, индивидуальная.
Перечень видов занятий: лекция, практическое занятие, творческий показ,
репетиция, прослушивание, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: спектакль, творческий
показ.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей через искусство
художественного слова, театральную игру, практические занятия по актерскому
мастерству, концертную деятельность. Содействие жизненному самоопределению
подростков.
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать мотивацию к познанию и самообразованию;
- закрепить и расширить знания, полученные на уроках литературы;
- формировать правильную устную речь, речевые умения и навыки выразительного
чтения;
- знакомить с основными знаниями в области театрального искусства.
Развивающие:
- активизировать познавательные интересы, расширить кругозор;
- развивать и содействовать реализации творческих способностей;
- развить речевую культуру;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения;
- содействовать развитию личности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- активизировать формирование гражданско-правовых и патриотических качеств,
экологической культуры;
- привить навыки общения и сотрудничества в индивидуальной и коллективной
деятельности;
4

воспитать чувство ответственности и самостоятельности.
Одной из важных задач при работе с воспитанниками является создание атмосферы
творчества, возможность ощутить радость игры в спектакле и развить чувство
собственного достоинства.
-

1.3 Содержание общеразвивающей программы
№
п/
п

Учебный (тематический) план:
Название раздела, темы

Количество часов
всего теория практика

6

1 год обучения
Введение.
Правила
техники
2
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены
История театра. Театр как вид
4
искусства
Театральная игра
7
Выбор спектакля. Распределение
3
ролей, способы заучивания текста
Первое выступление. Концерт ко
1
Дню учителя
Театральная культура
5

7
8
9

Сценическая речь
Ритмопластика
Практическая ритмопластика

10

Знакомство
со
сценарием
новогоднего праздника
Подготовка
к
новогоднему
представлению
Выступление на новогодних елках
Пластический образ персонажа
Подготовка к муниципальному
конкурсу театральных постановок
«Дебют»
Выступление на муниципальном
конкурсе театральных постановок
«Дебют»
Организация
внимания,
воображения, памяти
Участие в праздничном концерте,
посвященном
Дню
защитника
Отечества
Участие в концерте, посвященном
Международному женскому дню
Сценическое действие
Творческая мастерская
Выбор пьесы
Тема, сверхзадача, событийный ряд

1

2
3
4
5

11
12
13
14

15

16
17

18
19
20
21
22

4
1

6
3
1

1

4

6
4
4

1
4

5

1

1

4

5

5

6
4
7

6
4
7

2

2

6

2

4

1

1

4

4

9
5
2
3
5

2

3

6
5
2
3

Формы
аттестации/кон
троля

23

Анализ пьесы по событиям

2

2

24

Работа над отдельными эпизодами

2

2

25

Изготовление реквизита, декораций

3

3

26

Прогонные
и
репетиции
Показ спектакля

2

2

2

2

27

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16
17

18
19
20
21
22
23
24

генеральные

Итого: 102
19
2 год обучения
Введение.
Правила
техники
2
2
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены
Виды театрального искусства
4
3
Театральное закулисье
5
1
Выбор спектакля. Распределение
3
ролей, способы заучивания текста
Выступление
на
концерте,
1
посвященном Дню учителя
Театр и зритель
4
2
История русского театра 18-19 в.
5
2
Речевой тренинг
5
1
Работа
над
литературно5
художественным произведением
Подготовка
к
новогоднему
7
представлению
Генеральная репетиция
1
Выступление на новогодних елках
6
Пластический тренинг
4
Подготовка к муниципальному
7
конкурсу театральных постановок
«Дебют»
Выступление на муниципальном
2
конкурсе театральных постановок
«Дебют»
Пластический образ персонажа
7
Участие в праздничном концерте,
1
посвященном
Дню
защитника
Отечества
Участие в концерте, посвященном
4
Международному женскому дню
Организация
внимания,
6
воображения, памяти
Сценическое действие
9
2
Работа над пьесой и спектаклем.
1
1
Выбор пьесы
Анализ пьесы по событиям
2
2
Работа над отдельными эпизодами
2
Выразительность речи, мимики,
2
6

83

1
4
3
1
2
3
4
5
7
1
6
4
7

2

7
1

4
6
7

2
2

жестов
25 Закрепление мизансцен
1
1
26 Изготовление реквизита, декораций
2
2
27 Прогонные
и
генеральные
2
2
репетиции
28 Показ спектакля
2
2
Итого: 102
16
86
Содержание учебного (тематического) плана:
1 год обучения:
1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии
и гигиены.
Теория: Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы. Знакомство с театром как видом искусства. Правила техники
безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
2. История театра. Театр как вид искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства.
Народные истоки театрального искусства. Виды театра. Знакомство с театральными
профессиями.
3. Театральная игра.
Теория: Ознакомление с правилами игры на сцене.
Практика: Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти,
произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность
жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.
Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
Сказкотерапия.
4. Выбор спектакля. Распределение ролей, способы заучивания текста.
Практика: Чтение сценария, подбор подходящей роли для каждого участника.
Знакомство с методами запоминания текста.
5. Первое выступление. Концерт ко Дню учителя.
Практика: Выступление на концерте, посвященном Дню учителя.
6. Театральная культура.
Теория: Знакомство с основными элементами театральной культуры. Возможности
актера. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст.
Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, упражнения на коллективную
согласованность действий. Выполнение этюдов на заданные темы.
7. Сценическая речь.
Теория: Основы практической работы над голосом. Логика речи. Словесное
воздействие.
Практика: Отработка навыка правильного дыхания при чтении. Упражнения на
рождение звука. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание.
8. Ритмопластика.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Работа с равновесием,
координацией. Техника безопасности. Танец и танцевальная импровизация.
9. Практическая ритмопластика.
Практика: Разминка. Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад.
Сценические падения. Универсальная разминка. Элементы разных по стилю
танцевальных форм.
10. Знакомство со сценарием новогоднего праздника.
Теория: Чтение сценария, распределение ролей.
11. Подготовка к новогоднему представлению.
Практика: Репетиции, подготовка костюмов и реквизитов. Постановка речи и
7

движений.
12. Выступление на новогодних елках.
Практика: Проведение праздника для обучающихся начальной школы.
13. Пластический образ персонажа.
Практика: Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки
через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр
документальных фильмов о природе, животных. Пластические импровизации на
музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические
импровизации на передачу образа животных.
14. Подготовка к муниципальному конкурсу театральных постановок «Дебют».
Практика: Чтение сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и
реквизитов. Постановка речи и движений актеров.
15. Выступление на муниципальном конкурсе театральных постановок «Дебют».
Практика: Выступление на муниципальном конкурсе театральных постановок
«Дебют».
16. Организация внимания, воображения, памяти.
Теория: Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие
фантазии и воображения.
Практика: Актерский тренинг: общеразвивающие и театральные игры и упражнения.
Упражнения на коллективность творчества.
17. Участие в праздничном концерте, посвященном Дню защитника Отечества.
Практика: Помощь в организации и проведении мероприятия.
18. Участие в концерте, посвященном Международному женскому дню.
Практика: Репетиции, отработка сценария, постановка речи. Выступление.
19. Сценическое действие.
Теория: Действие – язык театрального искусства. Целенаправленность и логика
действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых
обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка». Театральные термины: «действие», «предлагаемые
обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
Практика: Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор
драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.
20. Творческая мастерская.
Практика. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь
персонажа, походка. Костюм и грим. Изготовление реквизита, костюмов. Творческий
показ. Анализ работы и обсуждение.
21. Выбор пьесы.
Практика: Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось.
Какие вызвала чувства.
22. Тема, сверхзадача, событийный ряд.
Практика: Определение темы пьесы. Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии.
Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
23. Анализ пьесы по событиям.
Практика: Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
24. Работа над отдельными эпизодами.
Практика: Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей.
Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен
отдельных эпизодов.
25. Изготовление реквизита, декораций.
Практика: Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены. Изготовление
костюмов, реквизита, декораций.
8

26. Прогонные и генеральные репетиции.
Практика: Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
27. Показ спектакля.
Практика: Премьера. Показ спектакля зрителю (младшим школьникам,
одноклассникам, родителям (законным представителям несовершеннолетнего).
Творческие встречи со зрителем.
2 год обучения:
1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии
и гигиены.
Теория: Перспектива творческого роста на втором году обучения. Организационные
вопросы.
2. Виды театрального искусства.
Теория: Музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Особенности и история развития.
Эстрада. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира. Лучшие театральные постановки.
Просмотр видеозаписей спектаклей.
Практика: Проектная работа-презентация «Музыкальный театр», «Кукольный театр»
(по группам, индивидуально).
3. Театральное закулисье.
Теория: Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика: Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».
4. Выбор спектакля. Распределение ролей, способы заучивания текста.
Практика: Чтение сценария, подбор подходящей роли для каждого участника.
Знакомство с методами запоминания текста.
5. Выступление на концерте, посвященном Дню учителя.
Практика: Выступление на концерте, посвященном Дню учителя.
6. Театр и зритель.
Теория: Театральный этикет (повторение). Культура восприятия и анализ
театральной постановки музыкального спектакля.
Практика: Просмотр видеозаписи: оперный спектакль, балет. Обсуждение. Делимся
впечатлениями.
7. История русского театра 18-19 в.
Теория: Русский театр 18 века-начала 19 века. Крепостные театры.
Профессиональные театры. Провинциальные театры. Особенности репертуара.
Драматургия. Известные русские актеры. «Театральные перекрестки Кузбасса».
Практика: Проектная работа «История театрального движения на Дальнем Востоке».
Оформление буклета «Театральные перекрестки Дальнего Востока».
8. Речевой тренинг.
Теория: Орфоэпия. Свойства голоса.
Практика: Речевые тренинги: постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика.
Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность
речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения на полетность голоса.
Упражнения на развитие диапазона голоса. Упражнения на выбор адекватной громкости
голоса.
9. Работа над литературно-художественным произведением.
Практика: Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения.
Тема.
Сверхзадача.
Логико-интонационная
структура
текста.
Индивидуальная работа. Работа в малой группе. Аудиозапись и прослушивание.
10. Подготовка к новогоднему представлению.
Практика: Чтение сценария, распределение ролей, заучивание сценария, подготовка
костюмов и реквизита.
9

11. Генеральная репетиция.
Практика: Отработка сценария в костюмах, с гримом и реквизитом.
12. Выступление на новогодних елках.
Практика: Проведение праздничных мероприятий для обучающихся начальной
школы.
13. Пластический тренинг.
Практика: Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической
выразительности.
Разминка,
настройка,
релаксация,
расслабление-напряжение.
Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
14. Подготовка к муниципальному конкурсу театральных постановок «Дебют».
Практика: Чтение сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и
реквизитов. Постановка речи и движений актеров.
15. Выступление на муниципальном конкурсе театральных постановок «Дебют».
Практика: Выступление на муниципальном конкурсе театральных постановок
«Дебют».
16. Пластический образ персонажа.
Практика: Музыка и движение. Приемы пластической выразительности в работе над
сказочным персонажем. Походка, жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки
«Заколдованный лес», «Гадкий утенок», «Зимнее королевство».
17. Участие в праздничном концерте, посвященном Дню защитника Отечества.
Практика: Помощь в организации и проведения мероприятия.
18. Участие в концерте, посвященном Международному женскому дню.
Практика: Репетиции, отработка сценария, постановка речи. Выступление.
19. Организация внимания, воображения, памяти.
Практика: Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских
навыков. Коллективные коммуникативные игры.
20. Сценическое действие.
Теория: Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка» (повторение). Словесные действия. 11 способов словесного
действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов
действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический
материал как канва для выбора логики поведения. Театральные термины: «действие»,
«предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».
Практика: Практическое освоение словесного и бессловесного действия.
Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
21. Работа над пьесой и спектаклем. Выбор пьесы.
Теория: Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт. «Роман жизни героя».
22. Анализ пьесы по событиям.
Теория: Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Театральные термины: «событие», «конфликт».
23. Работа над отдельными эпизодами.
Практика: Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над
созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен,
картин.
24. Выразительность речи, мимики, жестов.
Практика: Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и
приемов. Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел
отрывка, роли», «образ как логика действий».
25. Закрепление мизансцен.
10

Практика: Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Театральные
термины: «мизансцена».
26. Изготовление реквизита, декораций.
Практика: Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального
оформления.
27. Прогонные и генеральные репетиции.
Практика: Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
28. Показ спектакля.
Практика: Премьера. Показ спектакля зрителю (младшим школьникам,
одноклассникам, родителям (законным представителям несовершеннолетнего).
Творческие встречи со зрителем.
1.4 Планируемые результаты
1 год обучения:
Предметные: обучающиеся будут знать:
- историю возникновения театрального искусства,
- театральные термины: «афиша», «антракт», «премьера», «сцена», «актер»,
«режиссер», «бутафор», «гример»,
- профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства»,
«событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка»,
- правила зрительского этикета.
Метапредметные: обучающиеся будут уметь:
- владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг),
- сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля
внимания помехи внешнего мира,
- действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»,
- видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах,
- видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной
индивидуальности человека,
- определять замысел, сценическую задачу этюда,
- показать индивидуальный этюд на предложенную тему,
- коллективно выполнять задания.
Личностные:
- анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей,
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений,
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития,
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
других.
2 год обучения:
Предметные: обучающиеся будут знать:
- виды театрального искусства, устройство театра,
- театральную терминологию: «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм»,
«простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли»,
«образ как логика действий».
Метапредметные: обучающиеся будут уметь:
- поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно,
- выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном
материале,
11

- выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира,
- передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику
собственного тела,
- использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с
партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память,
- оправдывать установленные мизансцены,
- точно соблюдать авторский текст.
Личностные:
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития,
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
других,
- анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.

12

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия театральной студии проводятся в медиазоне Центра образования цифрового
и гуманитарного профилей «Точка роста», классе, музыкальном зале или другом
приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра необходимо
следующее оснащение:
- компьютер или ноутбук,
- декорации,
- костюмы,
- колонки,
- микрофон,
- видеокамера,
- проектор,
- экран,
- сценарии.
Кадровое обеспечение:
Педагог МАОУ «СОШ №8», имеющий диплом педагогического ВУЗа по
соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению
«Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и
первую квалификационную категорию.
Методические материалы:
1. Дидактические материалы:
- методические рекомендации по теме: «Игры игровые упражнения для детей 1 года
обучения», автор Никитина А.Б.
- методические рекомендации тренинговых занятий по темам: «Актерское мастерство»,
«Пластика», «Сценическое движение»
- папка материалов по основным разделам программы 2 и 3 года обучения.
- раздаточный материал по основным разделам программы.
2. Сценарии:
-«Путешествие в страну сказок»
-«Сказка о рыбаке и рыбке»
-«Зимняя сказка»
-«Снегурочка»
- «Зима в Простоквашино»
- «Принц у ворот»
В течение учебного года сценарии могут быть заменены или откорректированы.
Методическое пособие. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время –
новые подходы. Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
- текущий – проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме
педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения
специальных игр и упражнений.
13

- промежуточный – Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения
по актерскому психотренингу, музыкально-хореографические театральные миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы
(прилагаются) с учётом программы детской театральной студии.
- итоговый – итоговое выступление, показ спектакля
Формы подведения итогов реализации программы:
1 год обучения
Контрольный критерий №1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Обучающийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить
предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми
глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку.
Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка
с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй
повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
Обучающийся не может
замереть на месте,
запомнить и изобразить
заданную позу.

1 балл
Обучающийся не
может придумать и
зафиксировать позу,
не точно копирует и
повторяет заданную
позу или движение.

2 балла
Обучающийся
копирует и
воспроизводит
заданную позу, но не
может
воспроизвести ее
через определенный
промежуток
времени.

3 балла
Обучающийся
придумывает и
фиксирует позу, четко
копирует и
воспроизводит заданную
позу. Может повторить
ее через определенный
промежуток времени.

Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и птиц.
Обучающийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь
изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических
движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы,
педагог дает задание – каждой группе изобразить определенных животных с помощью
пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных ( индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
Обучающийся не
знает животных и
птиц,
не
представляет как

1 балл
Обучающийся
представляет
повадки
и
поведение
некоторых живых существ, но
не может воспроизвести их с

2 балла
Обучающийся
скованно
и
зажато
показывает
14

3 балла
Обучающийся изображает
Различных животных
и птиц с помощью
пластических движений.

их
можно помощью
изобразить.
движений.

пластических некоторые
элементы
поведения
животных
птиц.

и

Контрольный критерий №3
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений.
Обучающийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки
изобразить заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в
положительных, отрицательных, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.
Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
Обучающийся не
понимает характер
музыкального
произведения, не
представляет как
можно изобразить
заданный персонаж.

1 балл
Обучающийся не
сопоставляет
характер
музыкального
произведения и
изображение
заданного
персонажа.

2 балла
Обучающийся
представляет
персонаж, но не в
характере и
настроении
заданного
музыкального
произведения.

3 балла
Обучающийся четко
улавливает характер
музыкального
произведения и
изображает
заданный персонаж
в соответствии с
музыкой.

2 год обучения.
Контрольный критерий №1
Действие с воображаемым предметом.
Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить
простейшие физические действия с ним.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Мы не скажем, а покажем»: дети, действуя с
воображаемыми предметами демонстрируют различные профессии: готовят еду, шьют
одежду, делают медицинские процедуры и т.д.
Промежуточная аттестация – этюды на память физических действий (индивидуальные и
групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Обучающийся не
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
представляет
представил
представил
представил
воображаемый
воображаемый
воображаемый
воображаемый
предмет.
предмет, но с
предмет, правильно
предмет, правильно
неправильными
показал его формы и показал его формы и
формами.
произвел действие с произвел действие с
ним.
ним в
согласованности с
15

партнером.
Контрольный критерий №2.
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах, выполнять
одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Путешествие» - учащиеся действуют по группам или по
одному, детям предлагаются различные предлагаемые обстоятельства, например : вы
находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Учащиеся должны
уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.
Промежуточная аттестация – этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах
(индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
Обучающийся по
предложенной
картинке не может
придумать и
рассказать какие
действия можно в
этих предлагаемых
обстоятельствах
совершить.

1 балл
Обучающийся не
может представить
себя и других в
вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах.

2 балла
Обучающийся может
представить себя и
других в
вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах,
Но не может показать
действия.

3 балла
Обучающийся
представляет
себя и других в
вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах,
придумывает
самостоятельно
действия и
разыгрывает их в
согласованности
с партнером.

Контрольный критерий №3
Воображение и вера в сценический вымысел.
Обучающийся должен представить себя в образе героя, и суметь оправдать свое
поведение, свои действия нафантазированными причинами.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Превращение комнаты»: дети распределяются на 2-3 группы, и
каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. В каждом превращении
учащиеся придумывают свою роль и разыгрывают вместе с партнерами. Остальные дети
по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты: магазин, театр, берег моря, лес, поликлиника, зоопарк, замок
спящей красавицы, пещера дракона.
Промежуточная аттестация – этюды на воображение и фантазию (индивидуальные и
групповые).
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
Обучающийся не

1 балл
Обучающийся

2 балла
Обучающийся
16

3 балла
Обучающийся

может представить
себя воображаемым
героем, не может
отгадать в кого
превратились
другие.

может представить
себя воображаемым
героем, но не может
действовать в
предлагаемых
обстоятельствах.

представляет себя
воображаемым
героем,
придумывает
действия в
предлагаемых
обстоятельствах, но
не может
согласованно
действовать с
партнером.

представляет себя
воображаемым
героем,
придумывает
действия в
предлагаемых
обстоятельствах,
согласованно
действует с
партнером в
воображаемых
обстоятельствах.

Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью Мониторинга
направленности на творчество, Методики Л.А. Воловича, которая предусматривает как
психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной
деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание театральных терминов;
- речевая культура;
- эмоционально-образное развитие;
- основы изобразительно-оформительской деятельности;
- основы коллективной творческой деятельности.
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной
деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно-речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность.
Итоговая диагностика развития ребенка в процессе театрализованной деятельности
основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение
позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы,
скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и
проведение индивидуальных занятий.
Механизм оценки получаемых результатов: Акцент в организации театрализованной
деятельности со школьниками делается не только на результат в виде внешней
демонстрации театрализованного действия, но и на организацию коллективной
творческой деятельности в процессе создания спектакля.

17

3 Список литературы
Литература для педагога:
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду /
дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание
школьников». Выпуск 12. – М.: Школьная пресса, 2000.
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе / «Воспитание
школьников». Выпуск 14. – М.: Школьная пресса, 2000.
3. Игры, обучение, тренинг. / Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2011.
Литература для учащихся (родителей):
1. Бауэн Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты. – М.: НТ
Пресс, 2007. – 432 с.
2. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 г.г. – М.: УРСС, 2011. – 807 с.
3. Благов Ю.А. В содружестве с Мельпоменой. – Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. –
187 с.
4. Беляев Д.А. История культуры и искусств. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. – 81
с.
5. Гвоздев А.А. История европейского театра: театр эпохи феодализма. – М.:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 330 с.
6. Головня В.В. Древнегреческий театр. История зарубежного театра. Театр Западной
Европы. Т. 1. – М.: Искусство, 2013. – 400 с.
7. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. – М., 2015. – 200 с.
8. Кузнецова Н.А.
Управление методической
работой в учреждениях
дополнительного образования детей. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 96 с.
9. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. – СПб.: Алетейя. Богослужебные и
сценические древности, 2007 – 317 с.
10. Медведева И.А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. – М.: Линка-ПРЕСС, 2012. –
240 с.
11. Никитина А.Б. Театр, где играют учащиеся. – М.: Владос, 2014. – 288 с.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».