Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эрудит

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы ................................................... 3
1.1 Пояснительная записка .......................................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………………………...4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 5
1.4 Планируемые результаты................................................................................................... 8
2 Организационно-педагогические условия ............................................................................ 10
2.1 Условия реализации программы ...................................................................................... 10
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 10
3 Список литературы .............................................................................................................. 12
Приложение……………………………………………………………………………………..13

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Эрудит» ориентирована на развитие познавательных
способностей ребенка.
Актуальность программы:
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Программа составлена на основе авторской программы курса «Развитие
познавательных способностей» Холодовой О. «Юным умникам и умницам», 2016 г.
Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для
обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний,
становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих
познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, способностей и личности
ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются
как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком
этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании
нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в
пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных
процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем,
пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению
собственной мысли. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в
каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь
на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих
возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию
восприятия, внимания, памяти, воображению, мышлению и речи.
Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно
назвать интеллектуальной системой, и которая одновременно обеспечивает и внимание к
новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
Отличительными особенностями являются:
3

1) Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
курса.
2) В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3) Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4) Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5) В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные
Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6) При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной
деятельности обучающихся по каждой теме.
При поступлении в школу у детей наблюдается неустойчивость внимания,
непроизвольность процессов зрительного и слухового запоминания, они еще не могут
вести систематический анализ свойств и качеств предмета.
Адресат программы: обучающиеся 1-4 классов.
Комплектация обучающихся проводится в начале учебного года. Принимаются все
дети, которым хотелось бы развить познавательные способности, приобрести комплекс
знаний и определенные умения для успешной учебы. Участниками группы являются
обучающиеся одного класса.
Режим занятий: 2 раза в неделю 1 класс – 1-2 четверти – 35 минут, 3-4 четверти –
40 минут, 2-4 классы – 40 минут.
Объем программы: 1 год – 66 ч; 2, 3, 4 годы – по 68 ч в год. Итого 270 ч.
Срок освоения: 4 года.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Перечень видов занятий: лекция; открытое занятие; тренинг; экскурсия;
праздничное мероприятие; участие в конкурсах различного уровня, занятие-сказка,
конкурс, подвижная игра, массовое мероприятие.
Перечень форм подведения итогов: конкурс эрудитов между классами одной
параллели.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи:
1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
2) Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения.
3) Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
4) Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи.
5) Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся.

4

6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
7) Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
8) Развитие лингвистических компетенций учащихся.
9) Формирование любви и уважения к русскому языку.
10) Расширение кругозора учащихся.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
№
п/п

Учебный (тематический) план:
Название раздела, темы

1 год обучения
Инструктаж по
1

3

Вводное занятие.
технике безопасности
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие познавательных способностей

4

Заключительное занятие

1
2

2

3

Заключительное занятие

2

3

Заключительное занятие

13

47

7

40

12

1
54

66

66

1
Всего
68
4 год обучения
Инструктаж по
1

2

Вводное занятие.
технике безопасности
Развитие познавательных способностей

3

Заключительное занятие

1

4

1
Всего
68
3 год обучения
Инструктаж по
1

Вводное занятие.
технике безопасности
Развитие познавательных способностей

1

1

17

1
Всего
66
2 год обучения
Инструктаж по
1

Вводное занятие.
технике безопасности
Развитие познавательных способностей

1

Количество часов
всего теория практика

66

1
6

60

7

1
61

1
6

60

7

1
61

1
6

1
Всего
68
7
Содержание учебного (тематического) плана:
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

60

1
61

Формы
аттестации/к
онтроля
Тестировани
е
Текущий
Промежуточ
ный
Итоговый
Тестировани
е
Текущий,
промежуточн
ый
Итоговый
Тестировани
е
Текущий,
промежуточн
ый
Итоговый
Тестировани
е
Текущий,
промежуточн
ый
Итоговый

5

Теория: Знакомство детей с работой на учебный год. Проведение инструктажа по
технике безопасности. Первичная диагностика.
2 Развитие коммуникативных способностей.
Теория: Понятие культуры общения – соблюдение этических норм речевого
поведения (речевого этикета). Знакомство с общими правилами культурного поведения.
Знакомство с ролевыми позициями (старший-младший, мальчик-мальчик, мальчикдевочка, девочка-девочка, брат-сестра, бабушка-внук, учитель-ученик, ребенок-взрослый,
знакомый-незнакомый и др.). Знакомство с нормами поведения в типичных ситуациях
общения (дом, школа, общественный транспорт, театр и др.).
Практика: Правильное использование этикетных формул в речи, поддержание
общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания. Введение
в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов. Формирование
умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем
говоришь). Освоение речевых норм общих правил культурного поведения. Умение
строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации
этикетные формулы. Выполнение различных ролевых заданий и упражнений.
3 Развитие познавательных способностей.
Теория: Представление о познавательных процессах (восприятие, память, внимание,
мышление) и значении их развития для успешного обучения. Слуховая и зрительная
память и их помощь в успешном обучении. Что такое графический диктант и секреты
выполнения графического диктанта. «Волшебные палочки» и секрет работы с ними.
Практика: Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и
точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические
игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти.
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения
по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества
воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания.
Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять
внимание, увеличение объема устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать
предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их
признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование
основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие
речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять
загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать
несложные определения понятиям.
4 Заключительное занятие.
Практика: Конкурс эрудитов.
2 год обучения:
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство детей с работой на учебный год. Проведение инструктажа по
технике безопасности. Первичная диагностика.
2 Развитие познавательных способностей.

6

Теория: Понятие об анаграмме. Секреты цифровых ребусов. Как работать с
логическими цепочками. Магический треугольник и магический квадрат. Понятие о
синонимах и антонимах. Что такое фразеологизмы.
Практика: Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Анаграммы. Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные
задачи. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения. Задания со спичками. Рисуем по образцу. Цифровые
ребусы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Логические цепочки. Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные задачи. Тренировка
зрительной памяти. Магический треугольник. Совершенствование воображения. Развитие
быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Магический квадрат.
Тренировка внимания. Головоломки-лабиринты. Тренировка слуховой памяти.
Комбинаторные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Конкурс эрудитов. Тренировка зрительной памяти. Логическипоисковые задания. Занимательная геометрия. Поиск закономерностей. Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Совершенствование воображения. Задания со спичками. Буквенные ребусы. Развитие
быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Анаграммы.
Графический диктант. Развитие мышления. Пословицы. Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти. Антонимы. Многозначные слова. Синонимы. Сравнения.
Совершенствование воображения. Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Игра «Калейдоскоп». Загадки. Ребусы. Кроссворды.
Развитие быстроты реакции. Анаграммы. Фразеологизмы. Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. Поиск
закономерностей. Совершенствование воображения. Задания со спичками. Ребусы.
Развитие быстроты реакции.
3 Заключительное занятие.
Практика: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и умницы».
3 год обучения:
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа
по технике безопасности. Первичная диагностика.
2 Развитие познавательных способностей.
Теория: Что такое палиндром. Знакомство с изографами. Виды ребусов. Правила
составления ребусов. История происхождения фразеологизмов. Как решать кроссворды.
Практика: Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Анаграммы. Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные
задачи. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания со спичками. Рисуем по
образцу. Цифровые ребусы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Логические цепочки. Тренировка слуховой памяти.
Комбинаторные задачи. Тренировка зрительной памяти. Магический треугольник.
Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Магический квадрат. Тренировка внимания. Головоломкилабиринты. Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные задачи. Выявление уровня
развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Занимательная геометрия.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Совершенствование воображения. Задания со спичками.
7

Буквенные ребусы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Анаграммы. Графический диктант. Развитие мышления. Пословицы.
Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Антонимы. Многозначные
слова. Синонимы. Сравнения. Совершенствование воображения. Выявление уровня
развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Игра «Калейдоскоп».
Загадки. Ребусы. Кроссворды. Развитие быстроты реакции. Анаграммы. Фразеологизмы.
Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые
задания. Фразеологизмы. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения.
Задания со спичками. Ребусы. Развитие быстроты реакции.
3 Заключительное занятие.
Практика: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и умницы».
4 год обучения:
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа
по технике безопасности. Первичная диагностика.
2 Развитие познавательных способностей.
Теория: Понятие о филворде. Правила составления филвордов. Лабиринт и работа с
ним. Понятие о рифме. Правила рифмовки. Составление таблиц.
Практика: Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Анаграммы. Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные
задачи. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения. Задания со спичками. Рисуем по образцу. Цифровые
ребусы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Логические цепочки. Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные задачи. Тренировка
зрительной памяти. Магический треугольник. Совершенствование воображения. Развитие
быстроты реакции. Магический квадрат. Тренировка внимания. Головоломки-лабиринты.
Тренировка слуховой памяти. Комбинаторные задачи. Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.
Занимательная
геометрия.
Поиск
закономерностей.
Развитие
аналитических
способностей. Совершенствование воображения. Задания со спичками. Буквенные
ребусы. Анаграммы. Графический диктант. Развитие мышления. Пословицы. Антонимы.
Многозначные слова. Синонимы. Сравнения. Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления. Игра «Калейдоскоп». Загадки. Ребусы.
Кроссворды. Развитие быстроты реакции. Анаграммы. Фразеологизмы. Поиск
закономерностей. Ребусы. Развитие быстроты реакции.
3. Заключительное занятие.
Практика: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и умницы».
1.4 Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
1) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
2) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
8

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
1) Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
2) Проговаривать последовательность действий.
3) Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
4) Учиться работать по предложенному учителем плану.
5) Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
1) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
3) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
4) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
5) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные:
1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2) Слушать и понимать речь других.
3) Читать и пересказывать текст.
4) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
5) Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами курса являются формирование следующих умений:
1) Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
2) Выделять существенные признаки предметов.
3) Сравнивать между собой предметы, явления.
4) Обобщать, делать несложные выводы.
5) Классифицировать явления, предметы.
6) Определять последовательность событий.
7) Судить о противоположных явлениях.
8) Давать определения тем или иным понятиям.
9) Определять отношения между предметами типа «род»-«вид».
10) Выявлять функциональные отношения между понятиями.
11) Выявлять закономерности и проводить аналогии.

9

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
− помещение для занятий и освещение в нем, отвечающие требованиям СанПин;
мультимедийный проектор;
комплект нетбуков;
интерактивная доска.
Кадровое обеспечение:
Программу реализуют педагоги МАОУ «СОШ №8», имеющие диплом
педагогического ВУЗа по соответствующей специальности или прошедшие
переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», а также
имеющие опыт работы с детьми от 1 года и первую квалификационную категорию.
Методические материалы:
- рабочие тетради;
- комплекты раздаточных материалов (игры Танграм, Пифагор и др.);
- счетные палочки;
- наглядные пособия;
- подборка информационной и справочной литературы;
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому
разделу
- настольные игры: крестики-нолики, шашки, «Парные картинки», «Сравни и
подбери», «Узнай меня», «Истории в картинках», «Эволюция обычных вещей», «Веселые
шнурочки» и др.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают
возможность текущего контроля.
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с
образцом.
Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в школе, участие в
муниципальных и областных мероприятиях.
Итоговый – конкурс эрудитов между классами одной параллели.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О.А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном
листе учителя).
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
10

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачетном
листе учителя. В рамках накопительной системы, создание Портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые
учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и в конце года,
прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Оценочные материалы:
Критерии оценки результатов тестов:
80-100 % - высокий уровень освоения программы;
60-80 % - уровень выше среднего;
50-60 % - средний уровень;
30-50 % - уровень ниже среднего;
меньше 30 % - низкий уровень.
Диагностические методики:
− «Корректурная проба»,
− «Незаконченный рисунок»,
− «Запомни фигуры»,
− «Запомни слова»,
− Логически-поисковые задания.

11

3 Список литературы
Для педагога
1. Айзенк Х., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М.: 1996.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся
1-3 классов. – М.: 1993.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
4. Баррет С. Тайны мозга. – СПб: 1997.
5. Башаева Т.В. Развития восприятия у детей. – Ярославль: 1998.
6. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – Ярославль: 1998.
7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М.: Генезис, 2001.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. –
М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
9. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе:
система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
10. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей. – М.:
1992.
11. Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». – М.: Линка-пресс, 2003.
12. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. –
Волгоград: 2004.
13. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. – М.: Экзамен, 2009.
14. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. – Ростов
н/Д.: 2008.
15. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru.
16. http://www.annachistova.natalinska-soch.edusite.ru/p122aa1.html - 1 класс.
17. http://www.annachistova.natalinska-soch.edusite.ru/p122aa1.html - 2 класс.
18. http://www.annachistova.natalinska-soch.edusite.ru/p122aa1.html - 3 класс.
19. http://www.annachistova.natalinska-soch.edusite.ru/p122aa1.html - 4 класс.
20. http://nsc.1september.ru/ 1 сентября. Начальная школа.
21. http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения.
22. http://www.nachalka.com/ - Начальная школа – детям, родителям, учителям.
23. http://nachalka.info/ http:// - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.
24. http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа.
25. it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы.
Для обучающихся (родителей)
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры. – Ярославль: 1996.
Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. – М.: 1985.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам пособия для учащихся. – М.: Рост, 2007.
Игры для развития внимания - https://yandex.ru/games/?utm_campaig.
Игры развивающие - https://igrulez.net/igri-razvivaushie.
Курс для детей от ЛогикЛайк - https://logiclike.com/promo-new2/39.
Логические игры для детей - https://bibusha.ru/logicheskie-igry-dlya-detej.
Развивающие игры для младших школьников - https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej.
Развивающие игры для детей на логику, мышление, внимание, память https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/razvivayushchie-igry.
10. http://www.nachalka.com/ - Начальная школа – детям, родителям, учителям.
11. http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа.
12. it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

12

Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Входной тест для 1 года обучения
1.
Н
Л
8
М

Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Т
М
Я
У

1
9
Т
С

Ф
Р
1
К

2
Ш
С
Е

Б
6
Ъ
7

Г
Э
И
Н

Д
Н
4
Б

5
Т
П
Т

Ю
3
Т
З

Т
В
Д
Л

Я
О
5
8

Ю
7
Ч
Т

К
Е
6
Н

6
Ж
Н
2

2. Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
3. Нарисуй недостающую фигуру.
?
4. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название
оставшейся группе слов.
НСЕГ

ДАРГ

ДЬЖОД

ГАУРАН

5. Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
6. Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесут две
курицы за три дня? _____________

13

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Промежуточный тест для 1 года обучения
1. Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
2. Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех? _______________
3.
−
−
−

Зачеркни «лишнее» слово:
окунь, щука, кит, карась;
ель, липа, сирень, береза;
сын, друг, бабушка, папа.

4. Разгадай закономерность и дорисуй.

+
=

+=++
=

++==
=+++

=+=++
5. Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то
арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов? ________________
6.
−
−
−
−

Назови обобщающим словом.
пчела, бабочка - … .
пила, отвертка - … .
Франция, Россия - … .
дождь, снег - … .

14

Итоговый тест для 1 года обучения
1. Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в
квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось
одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет
Косте? ___________________
2.
−
−
3.
−
−

Зачеркни «лишнее» слово:
окно, волк, коза, бежать, берег;
гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
Составь по три слова из букв каждой строки.
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________

4.
−
−
−
−

Напиши по аналогии.
Птица – крылья, рыба - … .
Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
Завод – цех, школа - … .
Альпинист – горы, пловец - … .

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».