2 Содержание Основные характеристики общеразвивающей программы… .................... 3 1 1.1 Пояснительная записка ..................................................................................3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы .............................................. 4 1.3 Содержание общеразвивающей программы ................................................. 5 1.4 Планируемые результаты .................................................................................6 2 Организационно-педагогические условия....................................................... 10 2.1 Условия реализации программы.................................................................... 10 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы................................ 10 3 Список литературы ............................................................................................ 13 3 1 Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Направленность: техническая. Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения. Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В настоящее время ведущая роль модернизации Российского образования связана с обеспечением его нового качества. Последнего можно добиться путем совершенствования методической системы включением актуального содержания и использованием современных средств обучения. Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения. Применение компьютера в качестве нового динамичного, развивающего средства обучения — главная отличительная особенность компьютерного моделирования. Роль и место информационных систем в понимании их как автоматизированных систем работы с информацией в современном информационном обществе неуклонно возрастают. Методология и технологии их создания начинают играть роль, близкую к общенаучным подходам в познании и преобразовании окружающего мира. Это обусловливает необходимость формирования более полного представления о них не только средствами школьного курса информатики, но и в системе дополнительного образования. В силу сложности и объемности информационных систем, учащиеся общеобразовательных школ не могут самостоятельно изучать и создавать их, хотя им вполне по силам создание компьютерных моделей. При этом деятельность по созданию компьютерных моделей не только углубляет представление о них, но и способствует развитию интеллектуальных умений в области моделирования, позволяет развивать творческие способности обучающихся, определиться с выбором будущей профессии. Создание компьютерных 3D-моделей неизбежно сопровождается процессом их проектирования. Таким образом, компьютерное 3D-моделирование естественным путем связывается с использованием метода проектов в обучении. Адресат: Программа предназначена для детей 13-16 лет. Группа состоит из 8-10 человек. Режим занятий: 1 урок 3 раза в неделю. Объем программы: 70 ч. 4 Срок освоения: 1 год. Перечень форм обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная. Перечень видов занятий: беседа, лекция, проверочная работа, соревнование, инструктаж, разбор ошибок, индивидуальный проект. Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, устный опрос, индивидуальный проект. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: освоение знаний об основных методах геометрического моделирования, их преимуществах и недостатках, областях применения, способах задания и представления геометрической информации на ПК; овладение умением строить трехмерные модели, визуализировать полученные результаты; формирование навыков использования систем трехмерного моделирования и их интерфейса, применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Задачи: Предметные: − обучение базовым понятиям и формирование практических навыков в области 3D моделирования; − повышение мотивации к изучению 3D моделирования; − вовлечение детей и подростков в научно-техническое творчество, ранняя профориентация; − приобщение обучающихся к новым технологиям, способным помочь им в реализации собственного творческого потенциала. Личностные: − способствовать развитию образного и абстрактного мышления, творческого и познавательного потенциала подростка; − способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса подростков; − способствовать развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся; − способствовать развитию пространственного мышления, умению анализировать; − создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности; − развивать способности к самореализации, целеустремленности. Метапредметные: − дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в среде Blender; − научить создавать трехмерные изображения, используя набор инструментов и операций, имеющихся в изучаемом приложении; − способствовать развитию познавательного интереса к информационным технологиям, формирование информационной культуры обучающихся; − профориентация обучающихся. 5 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: № п/п Количество часов Формы всего теория практика аттестации/контроля 1 Вводное занятие 1 1 2 Введение 7 2 5 устный опрос в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними 3 Основы моделирования 10 2 8 4 Материалы и текстуры 7 2 5 практическая работа объектов 5 Освещение и камеры 4 1 3 6 Мир и Вселенная 4 1 3 практическая работа 7 Основы анимации 4 1 3 8 Визуализация 4 1 3 практическая работа 9 Физика в Blender 7 2 5 10 Редактор последовательности 4 1 3 практическая работа 11 Дополнения к Blender 6 2 4 практическая работа 12 Работа над проектом 12 2 10 защита проекта ИТОГО 70 18 52 Содержание учебного (тематического) плана: 1. Вводное занятие. Теория: Области использования трехмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей трехмерной графики. Демонстрация 3d-моделей. История Blender. Правила техники безопасности. 2. Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними. Теория: Основные понятия трехмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции. Практика: Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции. 3. Основы моделирования. Теория: Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Практика: Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности. Термины: сплайн, булевы объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы. 4. Материалы и текстуры объектов. Теория: Общие сведения о текстурировании в трехмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. Термины: текстура, материал, процедурные карты. Практика: UV-редактор и выбор граней. 5. Освещение и камеры. Теория: Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Термины: источник света, камера. Практика: Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры. 6. Мир и Вселенная. Теория: Использование цвета или изображения в качестве фона. Практика: Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет. Название раздела, темы 6 7. Основы анимации. Теория: Общие сведения о трехмерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом ключевых кадров. Абсолютные и относительные ключи вершин. Термины: анимация, ключевая анимация. Практика: Решеточная анимация. Арматурный объект. Окно действия. Привязки. Арматура для конечностей и механизмов. Пространственные деформации. 8. Визуализация. Теория: Визуализация по частям. Панорамный рендеринг. Рендеринг анимации. Практика: Глубина резкости пространства. Подготовка работы для видео. Визуализация и использование Radiosity. 9. Физика в Blender. Теория: Эффект компоновки. Простые частицы. Интерактивные частицы. Эффект волны. Практика: Моделирование с помощью решеток. Мягкие тела. Эффекты объема. 10. Редактор последовательности. Теория: Редактор последовательности для изображения и звука. Практика: Задержка кадров. Плагины редактора последовательности. 11. Дополнения к Blender. Теория: Yafray как интегрированный внешний рендер. Типы ламп. Практика: Визуализация с помощью Yafray. Глобальное освещение. Свойства Yafray. Глубина фильтра. Трассировка лучей. Блики. 12. Работа над проектом. Теория: Определение темы проекта. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Практика: Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта. 1.4 Планируемые результаты В результате изучения технологии компьютерного трехмерного моделирования обучающийся должен знать: − возможности применения Blender по созданию трёхмерных компьютерных моделей; − основные принципы работы с 3D-объектами; − классификацию, способы создания и описания трехмерных моделей; − роль и место трехмерных моделей в процессе автоматизированного приема использования текстур; − знать и применять технику редактирования 3D-объектов; − знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на практике; − приемы использования системы частиц; − общие сведения об освещении; − правила расстановки источников света в сцене; − трудовые и технологические приемы и способы действия по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; − культуру труда; − основные технологические понятия и характеристики; − назначение и технологические свойства материалов; 7 − виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека. Обучающийся должен уметь: − использовать изученные алгоритмы при создании и визуализации трехмерных моделей; − создавать модели и сборки средствами Blender; − использовать модификаторы при создании 3D-объектов; − преобразовывать объекты в разного рода поверхности; − использовать основные методы моделирования; − создавать и применять материалы; − создавать анимацию методом ключевых кадров; − использовать контроллеры анимации; − применять пространственные деформации; − создавать динамику объектов; − правильно использовать источники света в сцене; − визуализировать тени; − создавать видеоэффекты; − составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; − выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; − проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; − планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; − распределять работу при коллективной деятельности. Обучающийся должен иметь навыки: − работы в системе трехмерного моделирования Blender; − умения работать с модулями динамики; − умения создавать собственную 3D-сцену при помощи Blender. Обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: − построения и редактирования моделей в Blender; − создания различных компьютерных моделей окружающих предметов; − уважительного отношения к труду и результатам труда; − развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; − получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; − организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; − оценки затрат, необходимых для создания объекта; − построения планов профессионального образования и трудоустройства. Личностные результаты: − проявление познавательных интересов и творческой активности; − получение опыта использования современных технических средств и информационных технологий в профессиональной области; − планирование образовательной и профессиональной карьеры; − проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; − приобретение опыта использования основных методов организации 8 самостоятельного обучения и самоконтроля; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской и творческой деятельности; − выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; − развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; − самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; − проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты: − умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; − алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; − определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов, имеющимся организационным и материальнотехническим условиям; − комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; − проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; − самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по моделированию и созданию технических изделий; − умение применять методы трехмерного моделирования при проведении исследований и решении прикладных задач; − согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с другими ее участниками; − умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; − приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; − выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; − умение применять компьютерную технику и информационные технологии в своей деятельности; − аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности; − оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; − умение ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования; − построение двух-трех вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованию на рынке труда. Предметные результаты: − 9 − формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка, чертеж; − повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие, уровня развития творческих способностей; − обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение связи и отношений в геометрических объектах; − формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого профиля и изучения их свойств; − документирование результатов труда и проектной деятельности; − проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях; − проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования; − моделирование с использованием средств программирования; − выполнение в 3D-масштабе и правильное оформление технических рисунков и эскизов разрабатываемых объектов; − грамотное пользование графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; − осуществление технологические процессов создания материальных объектов, имеющих инновационные элементы. Предполагаемые результаты проектно-исследовательской деятельности: в результате проектно-исследовательской деятельности, проводимой на протяжении одного года освоения данной программы, обучающиеся: − получат навыки самостоятельной работы с Blender; − научатся самостоятельно подготавливать исследуемый объект к моделированию, проводить различные замеры и использовать полученные значения при создании трехмерной модели объекта; − получат опыт командной работы над проектом. 10 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: − компьютер – 12 шт.; − проектор – 1 шт.; − принтер – 1 шт.; − доступ к сети «Интернет» (желателен). Программное обеспечение: − операционная система – Windows XP/10; − антивирусная программа; − система трехмерного моделирования Blender. Кадровое обеспечение: Педагог, имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и первую квалификационную категорию. Методические материалы: Основным дидактическим средством обучения технологии 3D-моделирования является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов: − дифференцированное обучение; − практические методы обучения; − проектные технологии; − технология применения средств ИКТ в предметном обучении; − технология организации самостоятельной работы; − элементы технологии компьютерного урока. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах обучающихся. Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — 3D модели. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: 1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий; 11 2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; 3) публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых); 4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников; 5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу; 6) итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: − по количеству творческих элементов в модели; − по степени его оригинальности; − по художественной эстетике модели; − по практической пользе модели и удобству его использования. Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, организационно-деятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Оценочные материалы: Формы аттестации обосновываются для определения результативности освоения программы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Результаты освоения образовательной программы в виде материала тестирования фиксируются в диагностической карте, которая является одним из документов отчетности. Результаты аттестации обучающихся анализируются по следующим параметрам: - количество обучающихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне; - количество обучающихся (%), освоивших программу на достаточном уровне; - количество обучающихся (%), освоивших программу на допустимом уровне; - количество обучающихся (%), освоивших программу на низком уровне; 12 - причины невыполнения обучающимися образовательной программы; - необходимость коррекции программы. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, соревнование, научно-практическая конференция, демонстрация 3Dмоделей, диагностическая карта, защита творческих работ, портфолио, открытое занятие. Текущий контроль: - оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются. Название методик Проба на познавательную «Незавершенная сказка» Что отслеживается инициативу Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника Методика для изучения социализированности Выявление уровня личности воспитанника адаптированности, автономности и воспитанности Определение направленности личности (Б. Определение Басса) направленности социальной активности, нравственной личностной 13 3 Список литературы Список литературы для педагога: 1.Internet-ресурс http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition. 2.Internet-ресурс http://blender-3d.ru. 3. Internet-ресурс http://infourok.ru/elektivniy-kurs-d-modelirovanie-i-vizualizaciya755338.html. 4. Кронистер Джеймс. Blender Basics. – СПб, 2014. 5. Прахов А.А. Самоучитель Blender 2.6. – СПб, 2013. 6. Серова М.А. Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D. – СПб, 2018. Список литературы для обучающихся (родителей): 1. Internet-ресурс http://programishka.ru. 2. Internet-ресурс http://younglinux.info/book/export/html/72. 3. Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих, - СПб, 2015. 4. Хесс Р. Основы Blender. Руководство по 3D-моделированию с открытым кодом. – 2013. 5. Хронистер Дж. Blender. Руководство начинающего пользователя (Blender Basics 2.6). 6. Хронистер Дж. Основы Blender.