Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма 3д-моделирование

2

Содержание
Основные характеристики общеразвивающей программы… .................... 3

1
1.1

Пояснительная записка ..................................................................................3

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы .............................................. 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ................................................. 5
1.4 Планируемые результаты .................................................................................6
2 Организационно-педагогические условия....................................................... 10
2.1 Условия реализации программы.................................................................... 10
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы................................ 10
3 Список литературы ............................................................................................ 13

3

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность: техническая.
Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
В настоящее время ведущая роль модернизации Российского образования связана с
обеспечением его нового качества. Последнего можно добиться путем совершенствования
методической системы включением актуального содержания и использованием
современных средств обучения.
Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели
окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения.
Применение компьютера в качестве нового динамичного, развивающего средства
обучения — главная отличительная особенность компьютерного моделирования.
Роль и место информационных систем в понимании их как автоматизированных
систем работы с информацией в современном информационном обществе неуклонно
возрастают. Методология и технологии их создания начинают играть роль, близкую к
общенаучным подходам в познании и преобразовании окружающего мира. Это
обусловливает необходимость формирования более полного представления о них не
только средствами школьного курса информатики, но и в системе дополнительного
образования.
В силу сложности и объемности информационных систем, учащиеся
общеобразовательных школ не могут самостоятельно изучать и создавать их, хотя им
вполне по силам создание компьютерных моделей. При этом деятельность по созданию
компьютерных моделей не только углубляет представление о них, но и способствует
развитию интеллектуальных умений в области моделирования, позволяет развивать
творческие способности обучающихся, определиться с выбором будущей профессии.
Создание компьютерных 3D-моделей неизбежно сопровождается процессом их
проектирования. Таким образом, компьютерное 3D-моделирование естественным путем
связывается с использованием метода проектов в обучении.
Адресат: Программа предназначена для детей 13-16 лет. Группа состоит из 8-10
человек.
Режим занятий: 1 урок 3 раза в неделю.
Объем программы: 70 ч.

4

Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, проверочная работа, соревнование,
инструктаж, разбор ошибок, индивидуальный проект.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, устный опрос,
индивидуальный проект.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: освоение знаний об основных методах геометрического моделирования, их
преимуществах и недостатках, областях применения, способах задания и представления
геометрической информации на ПК; овладение умением строить трехмерные модели,
визуализировать полученные результаты; формирование навыков использования систем
трехмерного моделирования и их интерфейса, применения средств ИКТ в повседневной
жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
Предметные:
− обучение базовым понятиям и формирование практических навыков в области
3D моделирования;
− повышение мотивации к изучению 3D моделирования;
− вовлечение детей и подростков в научно-техническое творчество, ранняя
профориентация;
− приобщение обучающихся к новым технологиям, способным помочь им в
реализации собственного творческого потенциала.
Личностные:
− способствовать развитию образного и абстрактного мышления, творческого и
познавательного потенциала подростка;
− способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса
подростков;
− способствовать развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся;
− способствовать развитию пространственного мышления, умению
анализировать;
− создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его
как личности;
− развивать способности к самореализации, целеустремленности.
Метапредметные:
− дать представление об основных возможностях создания и обработки
изображения в среде Blender;
− научить создавать трехмерные изображения, используя набор инструментов
и операций, имеющихся в изучаемом приложении;
− способствовать развитию познавательного интереса к информационным
технологиям, формирование информационной культуры обучающихся;
− профориентация обучающихся.

5

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п

Количество часов

Формы
всего теория практика аттестации/контроля
1 Вводное занятие
1
1
2 Введение
7
2
5
устный опрос
в
трехмерную
графику. Создание объектов и
работа с ними
3 Основы моделирования
10
2
8
4 Материалы и текстуры
7
2
5
практическая работа
объектов
5 Освещение и камеры
4
1
3
6 Мир и Вселенная
4
1
3
практическая работа
7 Основы анимации
4
1
3
8 Визуализация
4
1
3
практическая работа
9 Физика в Blender
7
2
5
10 Редактор последовательности
4
1
3
практическая работа
11 Дополнения к Blender
6
2
4
практическая работа
12 Работа над проектом
12
2
10
защита проекта
ИТОГО
70
18
52
Содержание учебного (тематического) плана:
1. Вводное занятие.
Теория: Области использования трехмерной графики и ее назначение.
Демонстрация возможностей трехмерной графики. Демонстрация 3d-моделей. История
Blender. Правила техники безопасности.
2. Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Теория: Основные понятия трехмерной графики. Элементы интерфейса Blender.
Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Термины:
3D-курсор, примитивы, проекции.
Практика: Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов.
Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.
3. Основы моделирования.
Теория: Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального
редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации.
Практика: Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст.
Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности. Термины: сплайн, булевы
объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.
4. Материалы и текстуры объектов.
Теория: Общие сведения о текстурировании в трехмерной графике. Диффузия.
Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные
материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения.
Термины: текстура, материал, процедурные карты.
Практика: UV-редактор и выбор граней.
5. Освещение и камеры.
Теория: Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Термины:
источник света, камера.
Практика: Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.
6. Мир и Вселенная.
Теория: Использование цвета или изображения в качестве фона.
Практика: Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет.
Название раздела, темы

6

7. Основы анимации.
Теория: Общие сведения о трехмерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом
ключевых кадров. Абсолютные и относительные ключи вершин. Термины: анимация,
ключевая анимация.
Практика: Решеточная анимация. Арматурный объект. Окно действия. Привязки.
Арматура для конечностей и механизмов. Пространственные деформации.
8. Визуализация.
Теория: Визуализация по частям. Панорамный рендеринг. Рендеринг анимации.
Практика: Глубина резкости пространства. Подготовка работы для видео.
Визуализация и использование Radiosity.
9. Физика в Blender.
Теория: Эффект компоновки. Простые частицы. Интерактивные частицы. Эффект
волны.
Практика: Моделирование с помощью решеток. Мягкие тела. Эффекты объема.
10. Редактор последовательности.
Теория: Редактор последовательности для изображения и звука.
Практика: Задержка кадров. Плагины редактора последовательности.
11. Дополнения к Blender.
Теория: Yafray как интегрированный внешний рендер. Типы ламп.
Практика: Визуализация с помощью Yafray. Глобальное освещение. Свойства Yafray.
Глубина фильтра. Трассировка лучей. Блики.
12. Работа над проектом.
Теория: Определение темы проекта. Структурирование проекта с выделением
подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
Практика: Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта.
1.4 Планируемые результаты
В результате изучения технологии компьютерного трехмерного моделирования
обучающийся должен знать:
− возможности применения Blender по созданию трёхмерных компьютерных
моделей;
− основные принципы работы с 3D-объектами;
− классификацию, способы создания и описания трехмерных моделей;
− роль и место трехмерных моделей в процессе автоматизированного приема
использования текстур;
− знать и применять технику редактирования 3D-объектов;
− знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на
практике;
− приемы использования системы частиц;
− общие сведения об освещении;
− правила расстановки источников света в сцене;
− трудовые и технологические приемы и способы действия по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
− культуру труда;
− основные технологические понятия и характеристики;
− назначение и технологические свойства материалов;

7

− виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека.
Обучающийся должен уметь:
− использовать изученные алгоритмы при создании и визуализации трехмерных
моделей;
− создавать модели и сборки средствами Blender;
− использовать модификаторы при создании 3D-объектов;
− преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
− использовать основные методы моделирования;
− создавать и применять материалы;
− создавать анимацию методом ключевых кадров;
− использовать контроллеры анимации;
− применять пространственные деформации;
− создавать динамику объектов;
− правильно использовать источники света в сцене;
− визуализировать тени;
− создавать видеоэффекты;
− составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или выполнения работ;
− выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения
работ;
− проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
− планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
− распределять работу при коллективной деятельности.
Обучающийся должен иметь навыки:
− работы в системе трехмерного моделирования Blender;
− умения работать с модулями динамики;
− умения создавать собственную 3D-сцену при помощи Blender.
Обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
− построения и редактирования моделей в Blender;
− создания различных компьютерных моделей окружающих предметов;
− уважительного отношения к труду и результатам труда;
− развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности человека;
− получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
− организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
− оценки затрат, необходимых для создания объекта;
− построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Личностные результаты:
− проявление познавательных интересов и творческой активности;
− получение опыта использования современных технических средств и
информационных технологий в профессиональной области;
− планирование образовательной и профессиональной карьеры;
− проявление технико-технологического мышления при организации своей
деятельности;
− приобретение опыта использования основных методов организации

8

самостоятельного обучения и самоконтроля;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской и творческой деятельности;
− выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
− развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
− самооценка умственных и физических способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
− проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
− алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно-трудовой
деятельности;
− определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов, имеющимся организационным и материальнотехническим условиям;
− комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из
них;
− проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
− самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
моделированию и созданию технических изделий;
− умение применять методы трехмерного моделирования при проведении
исследований и решении прикладных задач;
− согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с
другими ее участниками;
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
− приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение
в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
− выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
− умение применять компьютерную технику и информационные технологии в своей
деятельности;
− аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
− оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе
и коллективе требованиям и принципам;
− умение ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению
образования;
− построение двух-трех вариантов личного профессионального плана и путей
получения профессионального образования на основе соотнесения своих
интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым
профессиям и их востребованию на рынке труда.
Предметные результаты:
−

9

− формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз,
сборка, чертеж;
− повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие,
уровня развития творческих способностей;
− обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение
связи и отношений в геометрических объектах;
− формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого профиля и
изучения их свойств;
− документирование результатов труда и проектной деятельности;
− проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях;
− проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование
системы автоматизированного проектирования;
− моделирование с использованием средств программирования;
− выполнение в 3D-масштабе и правильное оформление технических рисунков и
эскизов разрабатываемых объектов;
− грамотное пользование графической документацией и технико-технологической
информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации
различных технических объектов;
− осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
имеющих инновационные элементы.
Предполагаемые результаты проектно-исследовательской деятельности: в результате
проектно-исследовательской деятельности, проводимой на протяжении одного года
освоения данной программы, обучающиеся:
− получат навыки самостоятельной работы с Blender;
− научатся самостоятельно подготавливать исследуемый объект к моделированию,
проводить различные замеры и использовать полученные значения при создании
трехмерной модели объекта;
− получат опыт командной работы над проектом.

10

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
− компьютер – 12 шт.;
− проектор – 1 шт.;
− принтер – 1 шт.;
− доступ к сети «Интернет» (желателен).
Программное обеспечение:
− операционная система – Windows XP/10;
− антивирусная программа;
− система трехмерного моделирования Blender.
Кадровое обеспечение:
Педагог, имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей
специальности или прошедший переподготовку по направлению «Педагог
дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и первую
квалификационную категорию.
Методические материалы:
Основным дидактическим средством обучения технологии 3D-моделирования
является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические,
практические работы, выполнение проектов:
− дифференцированное обучение;
− практические методы обучения;
− проектные технологии;
− технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
− технология организации самостоятельной работы;
− элементы технологии компьютерного урока.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты
учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества
(освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам
курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его
продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения
— устные суждения педагога, письменные качественные характеристики,
систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и
рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально
необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат
также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в
рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах
обучающихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач
педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и
поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от
поставленных целей и особенностей образовательного продукта — 3D модели.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в
следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися
выполняемых заданий;

11

2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
3) публичная
защита
выполненных
обучающимися
творческих
работ
(индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников;
5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в
соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
6) итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом,
выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты
учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
− по количеству творческих элементов в модели;
− по степени его оригинальности;
− по художественной эстетике модели;
− по практической пользе модели и удобству его использования.
Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного
опроса,
собеседования,
анализа
результатов
деятельности,
самоконтроля,
индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих
работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты
учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества
(освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам
курса.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения
результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей
наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель
оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам,
сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские,
коммуникативные,
креативные,
когнитивные,
организационно-деятельностные,
рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета
олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и
направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает
образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из
целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание
уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средств и другое), оценивать ее результаты, определять причины возникших
трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со
своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Оценочные материалы:
Формы аттестации обосновываются для определения результативности освоения
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Результаты освоения образовательной программы в виде материала тестирования
фиксируются в диагностической карте, которая является одним из документов отчетности.
Результаты аттестации обучающихся анализируются по следующим параметрам:
- количество обучающихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на достаточном уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на допустимом уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на низком уровне;

12

- причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая
справка, выставка, соревнование, научно-практическая конференция, демонстрация 3Dмоделей, диагностическая карта, защита творческих работ, портфолио, открытое занятие.
Текущий контроль:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме
наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы обучающимся и не
допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы
обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются.
Название методик
Проба
на
познавательную
«Незавершенная сказка»

Что отслеживается
инициативу Выявление развития познавательных
интересов и инициативы школьника

Методика для изучения социализированности Выявление
уровня
личности воспитанника
адаптированности,
автономности
и
воспитанности
Определение направленности личности (Б. Определение
Басса)
направленности

социальной
активности,
нравственной
личностной

13

3 Список литературы
Список литературы для педагога:
1.Internet-ресурс http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition.
2.Internet-ресурс http://blender-3d.ru.
3. Internet-ресурс
http://infourok.ru/elektivniy-kurs-d-modelirovanie-i-vizualizaciya755338.html.
4. Кронистер Джеймс. Blender Basics. – СПб, 2014.
5. Прахов А.А. Самоучитель Blender 2.6. – СПб, 2013.
6. Серова М.А. Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D. – СПб,
2018.
Список литературы для обучающихся (родителей):
1. Internet-ресурс http://programishka.ru.
2. Internet-ресурс http://younglinux.info/book/export/html/72.
3. Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих,
- СПб, 2015.
4. Хесс Р. Основы Blender. Руководство по 3D-моделированию с открытым кодом. –
2013.
5. Хронистер Дж. Blender. Руководство начинающего пользователя (Blender Basics 2.6).
6. Хронистер Дж. Основы Blender.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».