2
Содержание
Основные характеристики общеразвивающей программы… .................... 3
1
1.1
Пояснительная записка ..................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы .............................................. 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ................................................. 5
1.4 Планируемые результаты .................................................................................6
2 Организационно-педагогические условия....................................................... 10
2.1 Условия реализации программы.................................................................... 10
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы................................ 10
3 Список литературы ............................................................................................ 13
3
1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность: техническая.
Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
В настоящее время ведущая роль модернизации Российского образования связана с
обеспечением его нового качества. Последнего можно добиться путем совершенствования
методической системы включением актуального содержания и использованием
современных средств обучения.
Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели
окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения.
Применение компьютера в качестве нового динамичного, развивающего средства
обучения — главная отличительная особенность компьютерного моделирования.
Роль и место информационных систем в понимании их как автоматизированных
систем работы с информацией в современном информационном обществе неуклонно
возрастают. Методология и технологии их создания начинают играть роль, близкую к
общенаучным подходам в познании и преобразовании окружающего мира. Это
обусловливает необходимость формирования более полного представления о них не
только средствами школьного курса информатики, но и в системе дополнительного
образования.
В силу сложности и объемности информационных систем, учащиеся
общеобразовательных школ не могут самостоятельно изучать и создавать их, хотя им
вполне по силам создание компьютерных моделей. При этом деятельность по созданию
компьютерных моделей не только углубляет представление о них, но и способствует
развитию интеллектуальных умений в области моделирования, позволяет развивать
творческие способности обучающихся, определиться с выбором будущей профессии.
Создание компьютерных 3D-моделей неизбежно сопровождается процессом их
проектирования. Таким образом, компьютерное 3D-моделирование естественным путем
связывается с использованием метода проектов в обучении.
Адресат: Программа предназначена для детей 13-16 лет. Группа состоит из 8-10
человек.
Режим занятий: 1 урок 3 раза в неделю.
Объем программы: 70 ч.
4
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, проверочная работа, соревнование,
инструктаж, разбор ошибок, индивидуальный проект.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, устный опрос,
индивидуальный проект.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: освоение знаний об основных методах геометрического моделирования, их
преимуществах и недостатках, областях применения, способах задания и представления
геометрической информации на ПК; овладение умением строить трехмерные модели,
визуализировать полученные результаты; формирование навыков использования систем
трехмерного моделирования и их интерфейса, применения средств ИКТ в повседневной
жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
Предметные:
− обучение базовым понятиям и формирование практических навыков в области
3D моделирования;
− повышение мотивации к изучению 3D моделирования;
− вовлечение детей и подростков в научно-техническое творчество, ранняя
профориентация;
− приобщение обучающихся к новым технологиям, способным помочь им в
реализации собственного творческого потенциала.
Личностные:
− способствовать развитию образного и абстрактного мышления, творческого и
познавательного потенциала подростка;
− способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса
подростков;
− способствовать развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся;
− способствовать развитию пространственного мышления, умению
анализировать;
− создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его
как личности;
− развивать способности к самореализации, целеустремленности.
Метапредметные:
− дать представление об основных возможностях создания и обработки
изображения в среде Blender;
− научить создавать трехмерные изображения, используя набор инструментов
и операций, имеющихся в изучаемом приложении;
− способствовать развитию познавательного интереса к информационным
технологиям, формирование информационной культуры обучающихся;
− профориентация обучающихся.
5
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п
Количество часов
Формы
всего теория практика аттестации/контроля
1 Вводное занятие
1
1
2 Введение
7
2
5
устный опрос
в
трехмерную
графику. Создание объектов и
работа с ними
3 Основы моделирования
10
2
8
4 Материалы и текстуры
7
2
5
практическая работа
объектов
5 Освещение и камеры
4
1
3
6 Мир и Вселенная
4
1
3
практическая работа
7 Основы анимации
4
1
3
8 Визуализация
4
1
3
практическая работа
9 Физика в Blender
7
2
5
10 Редактор последовательности
4
1
3
практическая работа
11 Дополнения к Blender
6
2
4
практическая работа
12 Работа над проектом
12
2
10
защита проекта
ИТОГО
70
18
52
Содержание учебного (тематического) плана:
1. Вводное занятие.
Теория: Области использования трехмерной графики и ее назначение.
Демонстрация возможностей трехмерной графики. Демонстрация 3d-моделей. История
Blender. Правила техники безопасности.
2. Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Теория: Основные понятия трехмерной графики. Элементы интерфейса Blender.
Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Термины:
3D-курсор, примитивы, проекции.
Практика: Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов.
Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.
3. Основы моделирования.
Теория: Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального
редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации.
Практика: Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст.
Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности. Термины: сплайн, булевы
объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.
4. Материалы и текстуры объектов.
Теория: Общие сведения о текстурировании в трехмерной графике. Диффузия.
Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные
материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения.
Термины: текстура, материал, процедурные карты.
Практика: UV-редактор и выбор граней.
5. Освещение и камеры.
Теория: Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Термины:
источник света, камера.
Практика: Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.
6. Мир и Вселенная.
Теория: Использование цвета или изображения в качестве фона.
Практика: Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет.
Название раздела, темы
6
7. Основы анимации.
Теория: Общие сведения о трехмерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом
ключевых кадров. Абсолютные и относительные ключи вершин. Термины: анимация,
ключевая анимация.
Практика: Решеточная анимация. Арматурный объект. Окно действия. Привязки.
Арматура для конечностей и механизмов. Пространственные деформации.
8. Визуализация.
Теория: Визуализация по частям. Панорамный рендеринг. Рендеринг анимации.
Практика: Глубина резкости пространства. Подготовка работы для видео.
Визуализация и использование Radiosity.
9. Физика в Blender.
Теория: Эффект компоновки. Простые частицы. Интерактивные частицы. Эффект
волны.
Практика: Моделирование с помощью решеток. Мягкие тела. Эффекты объема.
10. Редактор последовательности.
Теория: Редактор последовательности для изображения и звука.
Практика: Задержка кадров. Плагины редактора последовательности.
11. Дополнения к Blender.
Теория: Yafray как интегрированный внешний рендер. Типы ламп.
Практика: Визуализация с помощью Yafray. Глобальное освещение. Свойства Yafray.
Глубина фильтра. Трассировка лучей. Блики.
12. Работа над проектом.
Теория: Определение темы проекта. Структурирование проекта с выделением
подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
Практика: Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта.
1.4 Планируемые результаты
В результате изучения технологии компьютерного трехмерного моделирования
обучающийся должен знать:
− возможности применения Blender по созданию трёхмерных компьютерных
моделей;
− основные принципы работы с 3D-объектами;
− классификацию, способы создания и описания трехмерных моделей;
− роль и место трехмерных моделей в процессе автоматизированного приема
использования текстур;
− знать и применять технику редактирования 3D-объектов;
− знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на
практике;
− приемы использования системы частиц;
− общие сведения об освещении;
− правила расстановки источников света в сцене;
− трудовые и технологические приемы и способы действия по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
− культуру труда;
− основные технологические понятия и характеристики;
− назначение и технологические свойства материалов;
7
− виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека.
Обучающийся должен уметь:
− использовать изученные алгоритмы при создании и визуализации трехмерных
моделей;
− создавать модели и сборки средствами Blender;
− использовать модификаторы при создании 3D-объектов;
− преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
− использовать основные методы моделирования;
− создавать и применять материалы;
− создавать анимацию методом ключевых кадров;
− использовать контроллеры анимации;
− применять пространственные деформации;
− создавать динамику объектов;
− правильно использовать источники света в сцене;
− визуализировать тени;
− создавать видеоэффекты;
− составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или выполнения работ;
− выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения
работ;
− проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
− планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
− распределять работу при коллективной деятельности.
Обучающийся должен иметь навыки:
− работы в системе трехмерного моделирования Blender;
− умения работать с модулями динамики;
− умения создавать собственную 3D-сцену при помощи Blender.
Обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
− построения и редактирования моделей в Blender;
− создания различных компьютерных моделей окружающих предметов;
− уважительного отношения к труду и результатам труда;
− развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности человека;
− получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
− организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
− оценки затрат, необходимых для создания объекта;
− построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Личностные результаты:
− проявление познавательных интересов и творческой активности;
− получение опыта использования современных технических средств и
информационных технологий в профессиональной области;
− планирование образовательной и профессиональной карьеры;
− проявление технико-технологического мышления при организации своей
деятельности;
− приобретение опыта использования основных методов организации
8
самостоятельного обучения и самоконтроля;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской и творческой деятельности;
− выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
− развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
− самооценка умственных и физических способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
− проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
− алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно-трудовой
деятельности;
− определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов, имеющимся организационным и материальнотехническим условиям;
− комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из
них;
− проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
− самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
моделированию и созданию технических изделий;
− умение применять методы трехмерного моделирования при проведении
исследований и решении прикладных задач;
− согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с
другими ее участниками;
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
− приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение
в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
− выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
− умение применять компьютерную технику и информационные технологии в своей
деятельности;
− аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
− оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе
и коллективе требованиям и принципам;
− умение ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению
образования;
− построение двух-трех вариантов личного профессионального плана и путей
получения профессионального образования на основе соотнесения своих
интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым
профессиям и их востребованию на рынке труда.
Предметные результаты:
−
9
− формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз,
сборка, чертеж;
− повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие,
уровня развития творческих способностей;
− обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение
связи и отношений в геометрических объектах;
− формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого профиля и
изучения их свойств;
− документирование результатов труда и проектной деятельности;
− проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях;
− проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование
системы автоматизированного проектирования;
− моделирование с использованием средств программирования;
− выполнение в 3D-масштабе и правильное оформление технических рисунков и
эскизов разрабатываемых объектов;
− грамотное пользование графической документацией и технико-технологической
информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации
различных технических объектов;
− осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
имеющих инновационные элементы.
Предполагаемые результаты проектно-исследовательской деятельности: в результате
проектно-исследовательской деятельности, проводимой на протяжении одного года
освоения данной программы, обучающиеся:
− получат навыки самостоятельной работы с Blender;
− научатся самостоятельно подготавливать исследуемый объект к моделированию,
проводить различные замеры и использовать полученные значения при создании
трехмерной модели объекта;
− получат опыт командной работы над проектом.
10
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
− компьютер – 12 шт.;
− проектор – 1 шт.;
− принтер – 1 шт.;
− доступ к сети «Интернет» (желателен).
Программное обеспечение:
− операционная система – Windows XP/10;
− антивирусная программа;
− система трехмерного моделирования Blender.
Кадровое обеспечение:
Педагог, имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей
специальности или прошедший переподготовку по направлению «Педагог
дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и первую
квалификационную категорию.
Методические материалы:
Основным дидактическим средством обучения технологии 3D-моделирования
является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические,
практические работы, выполнение проектов:
− дифференцированное обучение;
− практические методы обучения;
− проектные технологии;
− технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
− технология организации самостоятельной работы;
− элементы технологии компьютерного урока.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты
учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества
(освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам
курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его
продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения
— устные суждения педагога, письменные качественные характеристики,
систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и
рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально
необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат
также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в
рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах
обучающихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач
педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и
поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от
поставленных целей и особенностей образовательного продукта — 3D модели.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в
следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися
выполняемых заданий;
11
2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
3) публичная
защита
выполненных
обучающимися
творческих
работ
(индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников;
5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в
соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
6) итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом,
выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты
учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
− по количеству творческих элементов в модели;
− по степени его оригинальности;
− по художественной эстетике модели;
− по практической пользе модели и удобству его использования.
Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного
опроса,
собеседования,
анализа
результатов
деятельности,
самоконтроля,
индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих
работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты
учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества
(освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам
курса.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения
результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей
наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель
оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам,
сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские,
коммуникативные,
креативные,
когнитивные,
организационно-деятельностные,
рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета
олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и
направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает
образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из
целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание
уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средств и другое), оценивать ее результаты, определять причины возникших
трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со
своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Оценочные материалы:
Формы аттестации обосновываются для определения результативности освоения
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Результаты освоения образовательной программы в виде материала тестирования
фиксируются в диагностической карте, которая является одним из документов отчетности.
Результаты аттестации обучающихся анализируются по следующим параметрам:
- количество обучающихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на достаточном уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на допустимом уровне;
- количество обучающихся (%), освоивших программу на низком уровне;
12
- причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая
справка, выставка, соревнование, научно-практическая конференция, демонстрация 3Dмоделей, диагностическая карта, защита творческих работ, портфолио, открытое занятие.
Текущий контроль:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме
наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы обучающимся и не
допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы
обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются.
Название методик
Проба
на
познавательную
«Незавершенная сказка»
Что отслеживается
инициативу Выявление развития познавательных
интересов и инициативы школьника
Методика для изучения социализированности Выявление
уровня
личности воспитанника
адаптированности,
автономности
и
воспитанности
Определение направленности личности (Б. Определение
Басса)
направленности
социальной
активности,
нравственной
личностной
13
3 Список литературы
Список литературы для педагога:
1.Internet-ресурс http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition.
2.Internet-ресурс http://blender-3d.ru.
3. Internet-ресурс
http://infourok.ru/elektivniy-kurs-d-modelirovanie-i-vizualizaciya755338.html.
4. Кронистер Джеймс. Blender Basics. – СПб, 2014.
5. Прахов А.А. Самоучитель Blender 2.6. – СПб, 2013.
6. Серова М.А. Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D. – СПб,
2018.
Список литературы для обучающихся (родителей):
1. Internet-ресурс http://programishka.ru.
2. Internet-ресурс http://younglinux.info/book/export/html/72.
3. Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих,
- СПб, 2015.
4. Хесс Р. Основы Blender. Руководство по 3D-моделированию с открытым кодом. –
2013.
5. Хронистер Дж. Blender. Руководство начинающего пользователя (Blender Basics 2.6).
6. Хронистер Дж. Основы Blender.