Пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является
обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков
речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение
их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся
с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность
комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в
недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к
трудностям усвоения учебного материала.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех
получающих образование по варианту 7.1 является ценным нововведением в
содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной
речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности
повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения,
лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная,
недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах
отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и
синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть
предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется
коррекция недостатков звукопроизношения.
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма
и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для
дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике
школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему
усвоению учебной информации.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков
2
развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы
жизненной компетенции.
3.Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционноразвивающей области, реализуемым в ОО. Длительность логопедических занятий в
соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябреоктябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными
направлениями проводится учителем-логопедом в первой четверти, за счет
нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста.
Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние
речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем, тогда как
психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда может быть
правильно оценено.
Индивидуальные занятия проводятся по 2 раза в неделю с 1 по 4 класс, согласно
расписанию логопедических занятий.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия
индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их
воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения
курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые
ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие
результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий
(предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках
программных требований), дифференцировать грамматическую категорию
(подбором вопроса);
умение называть синонимы и антонимы;
использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и
возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные
группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в
различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой
сложности, предложениях, связных высказываниях);
умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
3
наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять
звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры,
определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков
в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать
различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами
словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;
использовать формулы речевого этикета в диалоге;
умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса «логопедические занятия».
Личностными результатами являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
5
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметными результатами являются:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти
самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю:
понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту
предметов и вещей;
6
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в
школе.
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие
и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих;
сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы:
двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
7
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье;
с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в
соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника,
умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного
контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
6. Содержание коррекционного курса
8
Курс состоит из 5 разделов:
1.Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в
устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление
нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции
смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо
в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по
темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в
зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации
поставленных звуков в речи.
2.Диагностика и коррекция лексической стороны речи.
Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря,
обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий,
формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков
и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи.
Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
3.Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений
письма и чтения.
Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов
речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза;
формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов,
выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского
языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание
данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических
занятиях.
4.Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и
коррекция его недостатков.
Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о
смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания.
На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся
конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами.
Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и
словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях,
применяются на уроках и внеклассных занятиях.
5.Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи.
Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента
речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической
речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа
проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога,
создания устного монологического высказывания используются на уроках и
внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен
ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики,
9
принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности
ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
7.Примерное тематическое планирование
1 класс
Тема
Диагностика. Знакомство с ребенком
Слово, обозначающий предмет. Активизация словаря.
Формирование артикуляторной базы звуков
Речевые и неречевые звуки
Гласные звуки первого ряда
Слова, обозначающие действие предмета. Глагольный словарь.
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слово. Словосочетания
Простое двусоставное нераспространенное предложение. Формирование связного
высказывания.
Слова, обозначающие признаки предмета. Уменьшительно -ласкательный
суффикс.
Распространение простого двусоставного предложения определением
Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки, действия
Составление распространенных предложений
Дифференциация понятий предложение-слово
Работа с предлогами в, на
Предлоги к, от
Работа с предлогами в, из, на, с, со
Работа с предлогами около, у, из-за
Работа с предлогами над, под, по
Составление предложений
Составление рассказа
Гласные и согласные звуки и буквы. Пропевание гласных. Работа над мелодикоинтонационной стороной речи
Гласные звуки и буквы. Формирование дыхательной функции. Работа над ритмом
Согласные звуки и буквы. Синтез и анализ звуков. Алфавит
Звукослоговой анализ и синтез слова
Слог. Деление слов на слоги. Формирование слоговой структуры слова. Схема
слога.
Звукослоговой состав слова. Формирование фонематических процессов речи
Твердые и мягкие согласны. Обозначение на письме
Обозначение мягкости согласных я,ё,ю,и,е
Звонкие и глухие согласные, работа над голосовой функцией. Логоритмика
Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении б-п
Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении д-т
часы
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
32
33
Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении г-к
Составление самостоятельного рассказа из личного опыта. Итоговое
обследование
2
1
2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
№
1
2
Тема
часы
Диагностика, сбор данных, анамнез
Речевые и не речевые звуки
Формирование артикуляторной функции
Звуки и буква, дифференциация понятий «звук» и «буква»
Гласные звуки и буквы. Развитие внимания к неречевым звукам
Согласные звуки и буквы. Синтез и анализ звуков. Алфавит
Слог слогообразующая роль гласного
Слоговой анализ и синтез слов. Формирование фонематического восприятия
Гласные I и II ряда .Образование гласных второго ряда Логоритмика.
Обозначение твердости и мягкости на письме а-я
Обозначение твердости и мягкости на письме о-ё
Обозначение твердости и мягкости на письме у-ю
Обозначение твердости и мягкости на письме ы-и
Дифференциация гласных ё-ю
Обозначение мягкости согласных буквой «ь» В конце слова
Обозначение мягкости согласных буквой «ь» В середине слова
Разделительный «ъ»
Дифференциация твердых и мягких согласных на письме
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическому и
оптическому сходству. Звук и буква «а»
Звук и буква «о»
Дифференциация гласных а-о
Звук и буква «у»
Дифференциация гласных о-у
Дифференциация гласных ё-ю
Звук и буква «и»
Дифференциация гласных и-у
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация согласных п-б
Дифференциация согласных ф-в
Дифференциация согласных т-д
Дифференциация согласных к-г
Описательный рассказ, план, сюжет, картина
Описательный рассказ, план
Итоговое диагностическое обследование.
3 класс
Тема
Диагностика, анамнез данных обучающегося
Речевые и не речевые звуки
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
часы
2
2
11
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Звуки и буквы. Развитие внимания к речевым звукам.
Гласные звуки и буквы Воспитание слухового внимания.
Согласные звуки и буквы. Формирование фонематических представление
Слоговой анализ и синтез слов
Звукобуквенный анализ и синтез слов
Твердые и мягкие согласные
Буква а-я после твердых и мягких согласных. Дифференциация уменьшительноласкательных существительных
Буква о-ё после твердых и мягких согласных
Буква у-ю после твердых и мягких согласных
Дифференциация гласных ё-ю
Обозначение мягкости согласной буквой «ь»
Дифференциация твердых и мягких согласных
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация согласных б-п
Дифференциация согласных в-ф
Дифференциация согласных г-к
Дифференциация согласных д-т
Дифференциация согласных з-с
Дифференциация согласных ж-ш
Дифференциация согласных с-ш
Дифференциация согласных з-ж
Подготовка и знакомство с сонорами Р,Л.
Автоматизация Л, ль
Автоматизация р,рь
Дифференциация рь,ль в предложении , в тексте
Дифференциация акустически сходных согласных :с-ц
Дифференциация согласных ц-ч
Существительные, прилагательные. Согласование.
Существительные, глаголы. Согласование.
Синонимы, антонимы
Многозначность слов. Обогащение активной лексикой.
Итоговое обследование.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема
Диагностическое исследование. Сбор анамнез обучающегося.
Формирование артикуляторной базы звуков
Речевые и неречевые звуки
Звуки и буквы
Гласные звуки первого ряда – а,о,у,ы
Согласные звуки и буквы
Слоговой анализ и синтез слов
Звукобуквенный анализ и синтез слов
Твердые и мягкие согласные
Буква а-я после твердых и мягких согласных
Буква о-ё после твердых и мягких согласных
Буква у-ю после твердых и мягких согласных
Дифференциация гласных ё-ю
Обозначение мягкости согласной буквой «ь»
часы
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
дот Безударные
гласные в
корне слова
Составление
рассказа.
(описательного,
из
собственного
опыта)
34
Дифференциация твердых и мягких согласных
Звонкие и глухие согласные
Подготовка и знакомство с сонорами Р,Л.
Автоматизация Л, ль
Автоматизация р,рь
Дифференциация р-л в скороговорках
Дифференциация рь,ль в предложении , в тексте
Дифференциация согласных б-п
Дифференциация согласных в-ф
Дифференциация согласных г-к
Дифференциация согласных д-т
Дифференциация согласных з-с
Дифференциация согласных ж-ш
Словоизменение имен прилагательных
Словоизменение имен существительных
Согласование существительных с прилагательными. Грамматический
строй.
Словообразование. Однокоренные слова
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
Итоговое обследование.
1
Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию
фонематического восприятия продолжается с 1 по 4 класс. Названия тем и количество часов
примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития
обучающегося и успешности усвоения учебного материала. Конкретное содержание занятий по
коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников,
программой по обучению грамоте, развитию речи и русскому языку. Количество часов на каждый
раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании
личностно-ориентированного подхода.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ литература
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое
пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования :
метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика,
2005.
13
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического
развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с
экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7
лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница.
Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.:
Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой
психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. –
М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых
нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителялогопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н.
Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.:
Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной
работы с младшими школьниками с задержкой психического развития //
Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от
диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и
психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей
младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и
психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной
деятельности у младших школьников с задержкой психического развития
// Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для
фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч.
Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.:
Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов.
Чтение.
Программно-методические
материалы.
М.:
Просвещение, 2014.
14
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое
сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программнометодические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.:
Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения
младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б.
Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников
и их коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой
психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического
развития
у
детей
/
Под
ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
В МАОУ «СОШ № 8» есть логопедический кабинет. В кабинете имеются:
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный
материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Диктофон для фиксации результатов диагностики
Методическая работа на различных платформах
Приложение «Мерсибо»
15