РП коррекционного курса Логопедические занятия 1-4

Пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является
обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков
речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение
их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся
с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность
комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в
недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к
трудностям усвоения учебного материала.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех
получающих образование по варианту 7.1 является ценным нововведением в
содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной
речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности
повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения,
лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная,
недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах
отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и
синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть
предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется
коррекция недостатков звукопроизношения.
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма
и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для
дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике
школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему
усвоению учебной информации.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков
2

развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы
жизненной компетенции.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционноразвивающей области, реализуемым в ОО. Длительность логопедических занятий в
соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябреоктябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными
направлениями проводится учителем-логопедом в первой четверти, за счет
нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста.
Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние
речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем, тогда как
психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда может быть
правильно оценено.
Индивидуальные занятия проводятся по 2 раза в неделю с 1 по 4 класс, согласно
расписанию логопедических занятий.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия
индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их
воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения
курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые
ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие
результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
 возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий
(предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках
программных требований), дифференцировать грамматическую категорию
(подбором вопроса);
 умение называть синонимы и антонимы;
 использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и
возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные
группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
 правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в
различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой
сложности, предложениях, связных высказываниях);
 умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
3

 наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять
звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры,
определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков
в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать
различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
 минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
 образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
 умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами
словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
 обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;
 использовать формулы речевого этикета в диалоге;
 умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса «логопедические занятия».
Личностными результатами являются:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
 формирование ценностей многонационального российского общества;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами являются:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;
 в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;
 соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
5

 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметными результатами являются:
 - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
 в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти
самому;
 в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
 в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю:
 понимаю или не понимаю;
 в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
 - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни, проявляющееся:
 в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту
предметов и вещей;

6

 в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
 в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
 в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
 в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
 в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
 в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в
школе.
 - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
 в расширении знаний правил коммуникации;
 в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
 в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
 в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие
и т.д.;
 в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
 в освоении культурных форм выражения своих чувств.
 - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
 в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности;
 в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих;
 сохранности окружающей предметной и природной среды;
 в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы:
 двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
7

 в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
 в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
 в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
 в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
 в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
 в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
 в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
 в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
 в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
 в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
 - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
 в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье;
 с учителями и учениками в школе;
 со знакомыми и незнакомыми людьми;
 в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в
соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника,
умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного
контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
 в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
 в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт;
 в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
 в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
6. Содержание коррекционного курса
8

Курс состоит из 5 разделов:
1.Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в
устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление
нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции
смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо
в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по
темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в
зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации
поставленных звуков в речи.
2.Диагностика и коррекция лексической стороны речи.
Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря,
обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий,
формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков
и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи.
Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
3.Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений
письма и чтения.
Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов
речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза;
формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов,
выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского
языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание
данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических
занятиях.
4.Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и
коррекция его недостатков.
Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о
смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания.
На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся
конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами.
Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и
словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях,
применяются на уроках и внеклассных занятиях.
5.Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи.
Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента
речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической
речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа
проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога,
создания устного монологического высказывания используются на уроках и
внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен
ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики,
9

принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности
ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

7.Примерное тематическое планирование
1 класс
Тема
Диагностика. Знакомство с ребенком
Слово, обозначающий предмет. Активизация словаря.
Формирование артикуляторной базы звуков
Речевые и неречевые звуки
Гласные звуки первого ряда
Слова, обозначающие действие предмета. Глагольный словарь.
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слово. Словосочетания
Простое двусоставное нераспространенное предложение. Формирование связного
высказывания.
Слова, обозначающие признаки предмета. Уменьшительно -ласкательный
суффикс.
Распространение простого двусоставного предложения определением
Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки, действия
Составление распространенных предложений
Дифференциация понятий предложение-слово
Работа с предлогами в, на
Предлоги к, от
Работа с предлогами в, из, на, с, со
Работа с предлогами около, у, из-за
Работа с предлогами над, под, по
Составление предложений
Составление рассказа
Гласные и согласные звуки и буквы. Пропевание гласных. Работа над мелодикоинтонационной стороной речи
Гласные звуки и буквы. Формирование дыхательной функции. Работа над ритмом
Согласные звуки и буквы. Синтез и анализ звуков. Алфавит
Звукослоговой анализ и синтез слова
Слог. Деление слов на слоги. Формирование слоговой структуры слова. Схема
слога.
Звукослоговой состав слова. Формирование фонематических процессов речи
Твердые и мягкие согласны. Обозначение на письме
Обозначение мягкости согласных я,ё,ю,и,е
Звонкие и глухие согласные, работа над голосовой функцией. Логоритмика
Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении б-п
Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении д-т

часы
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

10

32
33

Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении г-к

Составление самостоятельного рассказа из личного опыта. Итоговое
обследование

2
1

2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№

1
2

Тема

часы

Диагностика, сбор данных, анамнез
Речевые и не речевые звуки
Формирование артикуляторной функции
Звуки и буква, дифференциация понятий «звук» и «буква»
Гласные звуки и буквы. Развитие внимания к неречевым звукам
Согласные звуки и буквы. Синтез и анализ звуков. Алфавит
Слог слогообразующая роль гласного
Слоговой анализ и синтез слов. Формирование фонематического восприятия
Гласные I и II ряда .Образование гласных второго ряда Логоритмика.
Обозначение твердости и мягкости на письме а-я
Обозначение твердости и мягкости на письме о-ё
Обозначение твердости и мягкости на письме у-ю
Обозначение твердости и мягкости на письме ы-и
Дифференциация гласных ё-ю
Обозначение мягкости согласных буквой «ь» В конце слова
Обозначение мягкости согласных буквой «ь» В середине слова
Разделительный «ъ»
Дифференциация твердых и мягких согласных на письме
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическому и
оптическому сходству. Звук и буква «а»
Звук и буква «о»
Дифференциация гласных а-о
Звук и буква «у»
Дифференциация гласных о-у
Дифференциация гласных ё-ю
Звук и буква «и»
Дифференциация гласных и-у
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация согласных п-б
Дифференциация согласных ф-в
Дифференциация согласных т-д
Дифференциация согласных к-г
Описательный рассказ, план, сюжет, картина
Описательный рассказ, план
Итоговое диагностическое обследование.

3 класс
Тема
Диагностика, анамнез данных обучающегося
Речевые и не речевые звуки

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1

часы

2
2
11

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Звуки и буквы. Развитие внимания к речевым звукам.
Гласные звуки и буквы Воспитание слухового внимания.
Согласные звуки и буквы. Формирование фонематических представление
Слоговой анализ и синтез слов
Звукобуквенный анализ и синтез слов
Твердые и мягкие согласные
Буква а-я после твердых и мягких согласных. Дифференциация уменьшительноласкательных существительных
Буква о-ё после твердых и мягких согласных
Буква у-ю после твердых и мягких согласных
Дифференциация гласных ё-ю
Обозначение мягкости согласной буквой «ь»
Дифференциация твердых и мягких согласных
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация согласных б-п
Дифференциация согласных в-ф
Дифференциация согласных г-к
Дифференциация согласных д-т
Дифференциация согласных з-с
Дифференциация согласных ж-ш
Дифференциация согласных с-ш
Дифференциация согласных з-ж
Подготовка и знакомство с сонорами Р,Л.
Автоматизация Л, ль
Автоматизация р,рь
Дифференциация рь,ль в предложении , в тексте
Дифференциация акустически сходных согласных :с-ц
Дифференциация согласных ц-ч
Существительные, прилагательные. Согласование.
Существительные, глаголы. Согласование.
Синонимы, антонимы
Многозначность слов. Обогащение активной лексикой.
Итоговое обследование.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1

4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
Диагностическое исследование. Сбор анамнез обучающегося.
Формирование артикуляторной базы звуков
Речевые и неречевые звуки
Звуки и буквы
Гласные звуки первого ряда – а,о,у,ы

Согласные звуки и буквы
Слоговой анализ и синтез слов
Звукобуквенный анализ и синтез слов
Твердые и мягкие согласные
Буква а-я после твердых и мягких согласных
Буква о-ё после твердых и мягких согласных
Буква у-ю после твердых и мягких согласных
Дифференциация гласных ё-ю
Обозначение мягкости согласной буквой «ь»

часы
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
дот Безударные
гласные в
корне слова
Составление
рассказа.
(описательного,
из
собственного
опыта)
34

Дифференциация твердых и мягких согласных
Звонкие и глухие согласные
Подготовка и знакомство с сонорами Р,Л.
Автоматизация Л, ль
Автоматизация р,рь
Дифференциация р-л в скороговорках
Дифференциация рь,ль в предложении , в тексте
Дифференциация согласных б-п
Дифференциация согласных в-ф
Дифференциация согласных г-к
Дифференциация согласных д-т
Дифференциация согласных з-с
Дифференциация согласных ж-ш
Словоизменение имен прилагательных
Словоизменение имен существительных
Согласование существительных с прилагательными. Грамматический
строй.
Словообразование. Однокоренные слова

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

3

Итоговое обследование.

1

Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию
фонематического восприятия продолжается с 1 по 4 класс. Названия тем и количество часов
примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития
обучающегося и успешности усвоения учебного материала. Конкретное содержание занятий по
коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников,
программой по обучению грамоте, развитию речи и русскому языку. Количество часов на каждый
раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании
личностно-ориентированного подхода.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ литература
 Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое
пособие. - М.: Книголюб, 2005.
 Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования :
метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика,
2005.
13

 Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического
развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с
экрана.
 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
 Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7
лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
 Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница.
Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.:
Просвещение, 2014.
 Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой
психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. –
М.: ВЛАДОС, 2004.
 Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых
нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
 Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителялогопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н.
Российская. - М. : АРКТИ, 2003.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.:
Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной
работы с младшими школьниками с задержкой психического развития //
Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от
диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и
психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей
младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и
психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной
деятельности у младших школьников с задержкой психического развития
// Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для
фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч.
Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.:
Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов.
Чтение.
Программно-методические
материалы.
М.:
Просвещение, 2014.
14

 Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое
сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программнометодические материалы. М.: Просвещение, 2014.
 Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.:
Просвещение.
 Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения
младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б.
Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
 Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников
и их коррекция. Любое издание.
 Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой
психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического
развития
у
детей
/
Под
ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
В МАОУ «СОШ № 8» есть логопедический кабинет. В кабинете имеются:
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный
материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Диктофон для фиксации результатов диагностики
Методическая работа на различных платформах
Приложение «Мерсибо»

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».