Пояснительная записка Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах. Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи. Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. 2. Общая характеристика коррекционного курса Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.1 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов. Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков 2 развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции. 3.Описание места коррекционного курса в учебном плане Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционноразвивающей области, реализуемым в ОО. Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябреоктябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия. Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем-логопедом в первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем, тогда как психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда может быть правильно оценено. Индивидуальные занятия проводятся по 2 раза в неделю с 1 по 4 класс, согласно расписанию логопедических занятий. 4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы. В области лексической стороны речи: возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса); умение называть синонимы и антонимы; использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы. В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза: правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях); умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков; 3 наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов). В области грамматического строя речи: минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях; образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных; умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы). В области связной речи: обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием; использовать формулы речевого этикета в диалоге; умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке). 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «логопедические занятия». Личностными результатами являются: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 5 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметными результатами являются: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; 6 в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. 7 в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. 6. Содержание коррекционного курса 8 Курс состоит из 5 разделов: 1.Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи. 2.Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях. 3.Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях. 4.Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях. 5.Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности. При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, 9 принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 7.Примерное тематическое планирование 1 класс Тема Диагностика. Знакомство с ребенком Слово, обозначающий предмет. Активизация словаря. Формирование артикуляторной базы звуков Речевые и неречевые звуки Гласные звуки первого ряда Слова, обозначающие действие предмета. Глагольный словарь. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слово. Словосочетания Простое двусоставное нераспространенное предложение. Формирование связного высказывания. Слова, обозначающие признаки предмета. Уменьшительно -ласкательный суффикс. Распространение простого двусоставного предложения определением Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки, действия Составление распространенных предложений Дифференциация понятий предложение-слово Работа с предлогами в, на Предлоги к, от Работа с предлогами в, из, на, с, со Работа с предлогами около, у, из-за Работа с предлогами над, под, по Составление предложений Составление рассказа Гласные и согласные звуки и буквы. Пропевание гласных. Работа над мелодикоинтонационной стороной речи Гласные звуки и буквы. Формирование дыхательной функции. Работа над ритмом Согласные звуки и буквы. Синтез и анализ звуков. Алфавит Звукослоговой анализ и синтез слова Слог. Деление слов на слоги. Формирование слоговой структуры слова. Схема слога. Звукослоговой состав слова. Формирование фонематических процессов речи Твердые и мягкие согласны. Обозначение на письме Обозначение мягкости согласных я,ё,ю,и,е Звонкие и глухие согласные, работа над голосовой функцией. Логоритмика Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении б-п Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении д-т часы 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 32 33 Дифференциация согласных в слогах, словах, предложении г-к Составление самостоятельного рассказа из личного опыта. Итоговое обследование 2 1 2 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № 1 2 Тема часы Диагностика, сбор данных, анамнез Речевые и не речевые звуки Формирование артикуляторной функции Звуки и буква, дифференциация понятий «звук» и «буква» Гласные звуки и буквы. Развитие внимания к неречевым звукам Согласные звуки и буквы. Синтез и анализ звуков. Алфавит Слог слогообразующая роль гласного Слоговой анализ и синтез слов. Формирование фонематического восприятия Гласные I и II ряда .Образование гласных второго ряда Логоритмика. Обозначение твердости и мягкости на письме а-я Обозначение твердости и мягкости на письме о-ё Обозначение твердости и мягкости на письме у-ю Обозначение твердости и мягкости на письме ы-и Дифференциация гласных ё-ю Обозначение мягкости согласных буквой «ь» В конце слова Обозначение мягкости согласных буквой «ь» В середине слова Разделительный «ъ» Дифференциация твердых и мягких согласных на письме Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическому и оптическому сходству. Звук и буква «а» Звук и буква «о» Дифференциация гласных а-о Звук и буква «у» Дифференциация гласных о-у Дифференциация гласных ё-ю Звук и буква «и» Дифференциация гласных и-у Звонкие и глухие согласные Дифференциация согласных п-б Дифференциация согласных ф-в Дифференциация согласных т-д Дифференциация согласных к-г Описательный рассказ, план, сюжет, картина Описательный рассказ, план Итоговое диагностическое обследование. 3 класс Тема Диагностика, анамнез данных обучающегося Речевые и не речевые звуки 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 1 часы 2 2 11 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Звуки и буквы. Развитие внимания к речевым звукам. Гласные звуки и буквы Воспитание слухового внимания. Согласные звуки и буквы. Формирование фонематических представление Слоговой анализ и синтез слов Звукобуквенный анализ и синтез слов Твердые и мягкие согласные Буква а-я после твердых и мягких согласных. Дифференциация уменьшительноласкательных существительных Буква о-ё после твердых и мягких согласных Буква у-ю после твердых и мягких согласных Дифференциация гласных ё-ю Обозначение мягкости согласной буквой «ь» Дифференциация твердых и мягких согласных Звонкие и глухие согласные Дифференциация согласных б-п Дифференциация согласных в-ф Дифференциация согласных г-к Дифференциация согласных д-т Дифференциация согласных з-с Дифференциация согласных ж-ш Дифференциация согласных с-ш Дифференциация согласных з-ж Подготовка и знакомство с сонорами Р,Л. Автоматизация Л, ль Автоматизация р,рь Дифференциация рь,ль в предложении , в тексте Дифференциация акустически сходных согласных :с-ц Дифференциация согласных ц-ч Существительные, прилагательные. Согласование. Существительные, глаголы. Согласование. Синонимы, антонимы Многозначность слов. Обогащение активной лексикой. Итоговое обследование. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 1 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема Диагностическое исследование. Сбор анамнез обучающегося. Формирование артикуляторной базы звуков Речевые и неречевые звуки Звуки и буквы Гласные звуки первого ряда – а,о,у,ы Согласные звуки и буквы Слоговой анализ и синтез слов Звукобуквенный анализ и синтез слов Твердые и мягкие согласные Буква а-я после твердых и мягких согласных Буква о-ё после твердых и мягких согласных Буква у-ю после твердых и мягких согласных Дифференциация гласных ё-ю Обозначение мягкости согласной буквой «ь» часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 дот Безударные гласные в корне слова Составление рассказа. (описательного, из собственного опыта) 34 Дифференциация твердых и мягких согласных Звонкие и глухие согласные Подготовка и знакомство с сонорами Р,Л. Автоматизация Л, ль Автоматизация р,рь Дифференциация р-л в скороговорках Дифференциация рь,ль в предложении , в тексте Дифференциация согласных б-п Дифференциация согласных в-ф Дифференциация согласных г-к Дифференциация согласных д-т Дифференциация согласных з-с Дифференциация согласных ж-ш Словоизменение имен прилагательных Словоизменение имен существительных Согласование существительных с прилагательными. Грамматический строй. Словообразование. Однокоренные слова 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 Итоговое обследование. 1 Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического восприятия продолжается с 1 по 4 класс. Названия тем и количество часов примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала. Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте, развитию речи и русскому языку. Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно-ориентированного подхода. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия: ОСНОВНАЯ литература Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005. 13 Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителялогопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59. Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111. Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014. 14 Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программнометодические материалы. М.: Просвещение, 2014. Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание. Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144. В МАОУ «СОШ № 8» есть логопедический кабинет. В кабинете имеются: Касса букв и слогов. Разрезные азбуки, таблицы слогов. Тетради, ручки, карандаши. Трафареты. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.). Сигнальные карточки. Разноцветные фишки, полоски для составления схем. Разнообразный демонстрационный материал. Серии сюжетных картин. Логопедическое зеркало. Доска с набором магнитов. Диктофон для фиксации результатов диагностики Методическая работа на различных платформах Приложение «Мерсибо» 15