Факультатив В мире слов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ
№ 8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна,
SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.19 14:43:40+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ № 8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ № 8»
от 28.06.2017 г № 76/д

Программа факультативного курса
«В мире слов»
основное общее образование
(в соответствии с ФГОС ООО)
5 класс

Программа факультативного курса предназначена для обучающихся 5 класса и
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты.

























Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;

 задавать вопросы.
Содержание программы
Организационное занятие (1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения
занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди
детей, заполняются анкеты.
Раздел 1. Секреты устной речи (Фонетика. Интонация.) (4 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
ПРИМЕЧАНИЕ. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на
занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия
проводятся в игровой форме.
Раздел 2. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование.
Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав
слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6-2.7 Презентация творческой работы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в
завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы,
используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио,
интернет.
Раздел 3. Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация)
(7ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2-3.3. В чём секрет правописания морфем
Тема3.4.-3.5 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл
высказывания
Тема3.6. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.7. Бенефис знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя
тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают
выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4. Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (6 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2-4.3. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.4. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема4.5-4.6 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная
работа.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучается специализированная литература по этимологии
слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности,
исследуют художественные произведения.
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из
области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для
любознательных.
На
последнем
занятии
проводится
мониторинг,
подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет (2 ч)
Тема 6.1. Правила речевого этикета.
Тема 6.2. Формулы речевого этикета.
ПРИМЕЧАНИЕ. Рассматривается специфика русского речевого этикета и
техника реализации этикетных форм.
Раздел 7. Обобщающее занятие (1ч)
Тема 7.1. Аукцион знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий
в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки,
которые получили дети на занятиях.
Поурочное планирование

Тема занятия
1

Введение

2

Разночтение слов в звучании и написании

3

Для чего используют звуковые повторы в речи

4

Какова роль интонации в устной речи

5

Обобщающее занятие. Кто говорит – сеет, кто слушает - собирает

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

9

Этимология слов. Работа со словарями

10

Сказочные превращения

1112

Презентация творческих работ

13

Зачем нужно знать алфавит

1415

В чём секрет правописания морфем

1617

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

18

Не пером пишут – умом. Тайны письма

19

Бенефис знаний

20

На какие группы делится словарный состав языка

2122

В чём особенность употребления слов в художественных текстах

23

О чём рассказывают фразеологизмы

2425

Фразеология в художественных произведениях

26

Практическая работа

27

Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга

28

В чём секрет глагола и его форм

29

Как отличить грамматические омонимы

30

Какие бывают предложения

31

Грамматике учиться – всегда пригодится. Мониторинг знаний

32

Правила речевого этикета

33

Формулы речевого этикета

34

Аукцион знаний. Праздник слова.
Список литературы для педагога
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы
по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
4. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.:
Просвещение,1990.
6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского
языка, Москва, Мнемозина, 2007г
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
8. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку.
Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
9. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому
речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное
учебное издание. Дрофа. 2007
10.Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся
1. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва.
Дрофа.2007
2. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
3. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
Образовательные электронные ресурсы
1. http://all.edu.ru / - Все образование Интернета.
2. http://fipi.ru / - Открытый банк заданий, демоверсии
3. http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября».

4. http://www.gramma.ru / - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка.
5. http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро.
6. http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/ - Фразеологический словарь.
7.

http://www.rm.kirov.ru/ - задания конкурса «Русский медвежонок».

8. http://www.school.edu.ru / -Российский образовательный портал.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».