немецкий язык ФГОС СОО_подписано

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ №
8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.27 11:11:00+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ № 8»
от 19.06.2020 г № 108/д

Рабочая программа
учебного предмета
«Немецкий язык»
базовый уровень
среднее общее образование
(в соответствии с ФГОС СОО)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной
программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы общего образования:
Личностные результаты выпускников средней школы, формируемые при изучении
иностранного языка:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
8) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
9) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
11) формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в старшей школе:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»
(«Немецкий язык») формируются на основе следующих требований Федерального
государственного образовательного стандарта:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для
успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в
современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и
умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение
выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение допорогового уровня владения иностранным языком, позволяющего
выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого языка, так
и с представителями других стран, использующих данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для
получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных
целях.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
 вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–расспрос, диалог побуждение к
действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в

рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого
языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 вести диалог-обмен мнениями;
 брать и давать интервью;
 вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
 строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность
и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
 описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
 давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
 передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
 описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
 комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
расписание и т. п.);
 кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую
информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и
некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
 читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащие отдельные неизученные языковые явления;
 читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию,
представленную в явном и в неявном виде;
 читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;

выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных
в несложном аутентичном тексте;
 восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь

Выпускник научится:
 заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия,
пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
 писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать
пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
 писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать
аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;
давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);
 писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
 писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное
письмо-стимул;
 составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
 кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
 писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
 правильно писать изученные слова;
 правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце
повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения,
восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
 расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в
соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
 различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
 различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
 членить предложение на смысловые группы;
 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки
зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило
отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
 выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
 различать диалекты немецкого языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
 узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах
тематики основной школы;
 употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе

многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
 соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и
конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной
задачей;

распознавать и использовать в речи основные способы словообразования:
а) аффиксация:
• существительныхссуффиксами -ung (die Lцsung, die Vereinigung);
-keit (die
Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik
(die Mathematik); -e (die Liebe), -ler (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
• прилагательныхссуффиксами -ig (wichtig); -lieh (glьcklich);
-isch (typisch); -los
(arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительныхиприлагательныхспрефиксомurv(das Unglьck, unglьcklich);
префиксамисуществительныхиглаголов: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung,
mitspielen);
•
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в
функции приставок типа erzдhlen, wegwerfen;
б)
словосложение:
существительное + существительное (dasArbeitszimmer);
прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
прилагательное + существительное (dieFremdsprache);
глагол + существительное (dieSchwimmhalle);
в)
конверсия (переход одной части речи в другую):
существительные от прилагательных (dasBlau, derJunge);
существительные от глаголов (dasLernen, dasLesen).

распознавать интернациональные слова (derGlobus, derComputer);

распознавать и употреблять в речи глаголы с отделяемыми и
неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzдhlen,
wegwerfen.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова,
изученные в пределах тематики основной школы;
 знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
 распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
 распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
 распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения его целостности;
 использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о
значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
 оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в
коммуникативно-значимом контексте:
 распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и
отрицательной форме) и восклицательные;

 распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном
порядке;
 распознавать и употреблять в речи безличные предложения (Esistwarm. EsistSommer);
 распознавать и употреблять в речи предложения с глаголами legen, stellen, hдngen,
требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос
Wohin? (IchhдngedasBildandieWand);
 распознавать и употреблять в речи предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и
др., требующими после себя Infinitiv с zu;
 распознавать и употреблять в речи предложения с неопределенно-личным
местоимением man (ManschmьcktdieStadtvorWeihnachten);
 распознаватьиупотреблятьвречипредложениясинфинитивнойгруппой um ... zu (Er lernt
Deutsch, um deutsche Bьcher zu lesen);
 распознаватьиупотреблятьвречисложносочиненныепредложенияссоюзами
denn,
darum, deshalb (Ihm gefдllt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen);
 распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными:
- дополнительными с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
- причиныссоюзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben
machen muss);
- условнымиссоюзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
- времени (с союзами wenn, als, nachdem);
- определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
- цели (с союзом damit);

распознавать структуру предложения по формальным признакам: по наличию
инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);

распознавать и использовать в речи слабые и сильные глаголы со
вспомогательным глаголом haben в Perfekt и сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein
в Perfekt(kommen, fahren, gehen);
 распознавать и употреблять в речи Prдteritum слабых и сильных глаголов, а также
вспомогательных и модальных глаголов;

распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
временных формах действительного залога, в том числе глаголы с отделяемыми и
неотделяемыми приставками: Prдsens, Perfekt, Prдteritum, Futurum (anfangen, beschreiben);

распознавать и употреблять в речи все временные формы в Passiv (Perfekt,
Plusquamperfekt, Futurum);

распознавать местоименные наречия (worьber, darьber, womit, damit):
 использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в
настоящем и прошедшем времени;
 распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во
множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/
неопределенным/нулевым артиклем;
 распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные,
неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
 распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова,
выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях,
образованные по правилу и исключения;
 распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
 Prдsens, Perfekt, Prдteritum, Futurum (anfangen, beschreiben);

распознавать и употреблять в речи возвратные глаголы в основных временных формах
Prдsens, Perfekt, Prдteritum (sichanziehen, sichwaschen);
 омонимичные явления: предлоги и союзы (zu, als, wenn);
 распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для
выражения будущего времени: Prдsens и Futurum;
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;

распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного
залога: PrдsensPassiv, PerfektPassiv, PrдteritumPassiv,

распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления;
предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом
nachdem; цели с союзом damit; условия с союзом wenn; определительными с союзами die, der,
das;
 распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с парными
союзами entwedernoch, baldbald и др.;
 распознавать и употреблять в речи предложения с Plusquamperfekt при согласовании
времен;
 распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в
правильном порядке их следования;
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного
залога: Plusquamperfekt, FuturumII;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога
PlusquamperfektPassiv, FuturumPassiv;
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;
 распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола
(инфинитива, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения их функций и
употреблять их в речи;
 распознавать
и
употреблять
в
речи
словосочетания
«Причастие
I+существительное» и «Причастие II+существительное».
 Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
 представлять родную страну и культуру на английском языке;
 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
 находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран
изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при
говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
 пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и
расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять
запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию
партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи
с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).Развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко
передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих
планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя
примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и
страны/стран изучаемого языка.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности)
высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и
видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
понимания основного содержания несложных аудио- и видеотекстов
монологического и диалогического характера – теле- и радиопередач на актуальные темы;
выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах
(рекламе, объявлениях);
относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее
распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее
значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста
необходимую/интересую-щую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных
стилей: публицистических, научно-попу-лярных (в том числе страноведческих),
художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом
межпредметных связей):
ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений,
репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций
научно-познавательного характера;
изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации
прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания
необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от
второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинноследственные
связи
между
фактами;
понимать
аргументацию;
извлекать
необходимую/интересую-щую информацию; определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида;
излагать сведения о себе в форме, принятой в стране /странах изучаемого языка
(автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе
на основе выписок из текста.
Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
описывать свои планы на будущее.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому
языковому материалу.
Произносительная сторона речи
Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к
новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет
лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также
оценочной лексики, реплик-клишеречевого этикета, отражающих особенности культуры
страны/стран изучаемого языка.
Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными
моделями, интернациональной лексикой.
Развитие соответствующих лексических навыков.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений изученных грамматических явлений: видо-временных,
неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм условного наклонения, объема
использования косвенной речи (косвенного вопроса, приказания/побуждения). Согласование
времен. Развитие соответствующих грамматических навыков. Систематизация изученного
грамматического материала.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной
культуры и культуры стран изучаемого языка. Увеличение их объема за счет новой тематики и
проблематики речевого общения, в том числе межпредметного характера.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ
Совершенствование умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при
чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста,
использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые
выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не
влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные
замены в процессе устноречевого общения.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с приемами самостоятельного
приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную
литературу, ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию,
фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных
источников на изучаемом иностранном языке.
Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства,
отражающие особенности иной культуры; использовать выборочный перевод для уточнения
понимания иноязычного текста.
Основное содержание программы
Отпуск и каникулы Разные способы проведения каникул. Летние развлечения. Какие
недостатки и преимущества имеют разные виды отдыха? Подготовка к путешествию. Что важно
сделать при планировании отдыха? Мой летний отдых, рассказы о путешествиях. Обсуждение с
друзьями вариантов летнего отдыха, выбор оптимального направления для летнего отдыха.
Отпуск без родителей: плюсы и минусы. Какие страны выбирают для отдыха жители России и
Германии?
Школа и школьная жизнь Школьная система в Германии. Типы школ. Каким образом
немецкие школьники выбирают индивидуальную траекторию обучения? Почему школьникам
нравится и не нравится учиться? Каким образом можно проявлять свою активную

общественную позицию в школе? Старшая ступень в гимназии. Особенности учебного
процесса. Мобильные телефоны в средней школе: за и против.
Моя семья Отношения родителей и детей. Оценка своих чувств. Родители о детях. Что обе
стороны желают изменить в своих отношениях? Черты характера. Какими бы хотели видеть
друг друга дети и родители? Какие качества являются для них определяющими? Кто является
примером для немецкой молодеѐжи? Сослагательное наклонение: конъюнктив II. Какие
отношения складываются между братьями и сестрами? Каким образом можно наладить
отношения в семье? Что такое семейная конференция и как совместное проведение времени
способствует взаимопониманию? Какой ты видишь свою собственную семью?
Мир книг Почему чтение важно для развития личности? По каким причинам молодежь
(не)читает книги? Как можно мотивировать своих друзей к чтению? Какие книги популярны
среди немецкой молодежи? Какие существуют литературные жанры? Чем они характеризуются?
Где молодые люди обычно читают? Сказки братьев Гримм. Воспоминание о детстве.
Научно-технический прогресс Какие известные и важные изобретения были сделаны
немецкими учеными. Как используются эти изобретения сейчас? Какие преимущества имеет
научно-технический прогресс? Обмен мнениями: какое изобретение оказало наибольшее
влияние на развитие общества. Как помогает компьютер осуществлять работу в офисе? Генные
технологии. Их виды и особенности. Какое влияние оказывает развитие генной инженерии на
организм человека: плюсы и минусы.
Изменения климата и его последствия Какие основные последствия загрязнения окружающей
среды вы можете назвать? Из-за каких действий человека это происходит? Что такое
парниковый эффект? Что является его причиной и следствием? Деятельность природоохранных
организаций. Участие молодежи в проектах природоохранных организаций. Что нужно сделать
в быту для охраны окружающей среды. Как можно охранять окружающую среду каждый день.
Акции по защите окружающей среды в Германии и России.
Германия тогда и сейчас Основные события Второй мировой войны. Разделение Германии
после ВОВ. Различие послевоенного развития Западной и Восточной Германии. Падение
Берлинской стены. Какие чувства оно вызвало? Политическая система Германии. Основные
ветви власти. Участие молодежи Германии в политической жизни. Немецкие бренды. Проект:
сравнительный анализ политических систем Германии, Австрии, Швейцарии и России
Цифровые средства информации Какими электронными устройствами пользуются молодые
люди в Германии и России. С какой целью молодые люди пользуются электронными
устройствами? Зачем молодые люди используют Интернет? Телефон или смартфон? Какие
новые функции важнее, чем телефонные разговоры? Для чего используются приложения в
смартфонах. Какие приложения кажутся вам наиболее полезными? Компьютер и Интернет в
школе: за и против. Какие проблемы могут быть связаны с использованием электронных
устройств.
Свободное время с пользой Чем занимаются молодые люди в Германии в свободное время?
Интересные хобби и кружки. Где можно интересно отметить окончание 10 класса? Обмен
мнениями и предложение вариантов праздника. Чем охотнее занимаются молодежь и люди в
возрасте. Есть ли отличия? Необычные способы времяпрепровождения юношей и девушек.
Экстремальные виды спорта. Плюсы и минусы. Нужно ли запретить молодым людям

заниматься экстремальными видами спорта? Хобби типичные для мужчин и женщин. Может
девушка быть успешной в необычном для нее увлечении?
№
п/п

Тематическое планирование
Тема раздела содержания

10 класс
1 1 Увлечения и интересы. Путешествие по своей стране и за рубежом

Количество
часов

11

I.Вводный инструктаж Urlaub und Ferien. (Отпуск каникулы)
2

Образование и профессии
II. Schule und Schulleben. Школа и школьная жизнь

11

3

Общение в семье и в школе. Общение с друзьями и знакомыми. Семейные
традиции. Отношения поколений в семье.
III. Meine Familie und ich. Моя семья и я
Книги и наша жизнь
IV. Bücherwelt. Мир книг
Прогресс в науке. Современные профессии. Образование и профессии.
Новые информационные технологии. Робототехника.
V. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt. Научно-технический прогресс
Последствия изменения климата. Деятельность различных организаций по
защите окружающей среды
VI. Klimawandel und seine Folgen. Изменения климата и его последствия
Географическое положение, климат, население, крупные
города,
достопримечательности. Политические и экономические
системы. Выдающиеся
личности в истории стран изучаемого языка.
VII. Deutschland: Damals und heute. Германия тогда и сейчас

11

4
5

6

7

8

Новые информационные технологии.
VIII. Digitale Medien. Цифровые средства информации
9 Здоровый образ жизни. Увлечения и интересы. Активный отдых.
IX. Freizeit sinnvoll gestalten. Свободное время с пользой
10 Резерв
10 класс

11
11
12
10

11
11
3
102

Календарно-тематическое планирование
№
п
/
п

Тема
урока

Ко
лво
час
ов

Отпуск и каникулы

Тип урока

Вид, форма
контроля

1.

Разные способы проведения каникул

11
ч.
1

2.

Летние развлечения.

1

3.

Какие недостатки и преимущества
имеют разные виды отдыха?
Подготовка к путешествию. Что
важно сделать при планировании
отдыха?
Мой летний отдых, рассказы о
путешествиях.

1

Обсуждение с друзьями вариантов
летнего отдыха, выбор оптимального
направления для летнего отдыха.
Отпуск без родителей: плюсы и
минусы.

1

8.

Какие страны выбирают для отдыха
жители России и Германии?

1

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного,
закрытый тест
Текущий, устный
опрос

910

Проект: написание туристического
проспекта о своем регионе для
немецких туристов.
Самостоятельная работа по теме
«Отпуск и каникулы»

2

Повторительнообобщающий урок

Текущий, метод
проектов

1

Урок контроля

Тематический,
Самостоятельная
работа

4.
5.
6.

7.

11
.

Школа и школьная жизнь.
12
13
.
14
15
.

Школьная система в Германии.

Типы школ. Каким образом немецкие
школьники выбирают
индивидуальную траекторию
обучения?

1
1

1

11
ч.
2

2

Урок изучения и
закрепления новых
знаний
Грамматикоориентированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
Текущий, письменное
задание

Урок развития
навыков устной
речи
Урок развития
навыков устной
речи
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
монологической речи

Текущий, беседа
Текущий, беседа

Текущий, контроль
аудирования

Урок изучения и
Текущий, письменное
закрепления новых задание
знаний
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
аудирования

16
.

Почему школьникам нравится и не
нравится учиться?

1

17
.

1

18
.

Каким образом можно проявлять
свою активную общественную
позицию в
школе?
Старшая ступень в гимназии.
Особенности учебного процесса.

19
.
20
21
.
23
.

24
24
.
25
26
.
27
.
28
.
29
.
30
.
31
32
.
33
.
34
.

Грамматикоориентированный
урок
Урок развития
навыков устной
речи

Текущий, письменное
задание

1

Комбинированный
урок

Мобильные телефоны в средней
школе: за и против.

1

Комбинированный
урок

Проект: Брошюра о своей школе на
немецком языке.

2

Повторительнообобщающий урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
Текущий, контроль
диалогической речи
(дискуссия)
Текущий, метод
проектов

Самостоятельная работа по теме
«Школа и школьная жизнь»

1

Урок повторения
и обобщения
знаний

Моя семья

12
ч.
1

Отношения родителей и детей.
Оценка своих чувств.

Текущий, беседа

Тематический, тест

Урок изучения и
Текущий, беседа
закрепления новых
знаний

Родители о детях. Что обе стороны
желают изменить в своих
отношениях?

1

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного

Черты характера. Какими бы хотели
видеть друг друга дети и родители?
Какие качества являются для них
определяющими?
Кто является примером для немецкой
молодеѐжи?
Сослагательное наклонение:
конъюнктив II.

1

Комбинированный
урок

Текущий,
лексический диктант

1

Текущий, беседа

Какие отношения складываются
между
братьями и сестрами?
Каким образом можно наладить
отношения в семье? Что такое
семейная конференция и как
совместное
проведение времени способствует
взаимопониманию?
Какой ты видишь свою собственную
семью?

1

Комбинированный
урок
Грамматикоориентированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированные
уроки

Текущий, бсесда

Представители известных семейств.

1

1

2

Текущий,
индивидуальная
карточка с заданиями
Текущий, устный
опрос

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
1

Урок развития
навыков устной
речи
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
монологической речи
Текущий, контроль
понимания
прочитанного

35
.

Повторение по теме «Моя семья»

1

Урок повторения и
обобщения знаний

36
.

Контрольная работа по темам 2-3

1

Урок контроля

Мир книг

11
ч.
2

37
38
.
39
.
40
41
.
42
.
43
.
44
.
45
46
.
47
.

48
.

49
.
50
.
51
.
52
.
53
.

Почему чтение важно для развития
личности?

Текущий, устный
опрос, письменные
задания
Тематический,
контрольная работа

Урок изучения и
Текущий, беседа
закрепления новых
знаний

По каким причинам молодежь
(не)читает книги? Как можно
мотивировать своих друзей к
чтению?
Какие книги популярны среди
немецкой молодежи?

1

Комбинированный
урок

Текущий, беседа

2

Комбинированный
урок

Какие существуют литературные
жанры? Чем они характеризуются?
Где молодые люди обычно читают?

1

Комбинированный
урок
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного и
монологической речи
Текущий, беседа

Сказки братьев Гримм.
Воспоминание о
детстве.
Придаточные относительные
предложения.

1

Комбинированный
урок

Текущий, проект

2

Грамматикоориентированный
урок

Текущий, тест

Самостоятельная работа по теме
«Мир
книг»
Научно-технический прогресс

1

Урок повторения и
обобщения знаний

Тематический,
самостоятельная
работа

Какие известные и важные
изобретения были сделаны
немецкими учеными. Как
используются эти изобретения
сейчас?
Какие преимущества имеет научнотехнический прогресс?
Обмен мнениями: какое изобретение
оказало наибольшее влияние на
развитие общества.
Как помогает компьютер
осуществлять
работу в офисе?
Генные технологии. Их виды и
особенности.
Какое влияние оказывает развитие
генной инженерии на организм
человека: плюсы и минусы.

1

11ч
.
1

1
1
1
1

1

Текущий, беседа

Урок изучения и
Текущий, контроль
закрепления новых понимания
знаний
прочитанного
Комбинированный
урок
Урок развития
навыков устной
речи
Комбинированный
урок

Текущий, письменное
задание
Текущий, беседа
Текущий, беседа

Урок изучения и
Текущий, тест
закрепления новых
знаний
Комбинированный
Текущий, письменное
урок
задание

54
55
.
56
57
.
58
.
59
.
60
.
61
.
62
63
.
64
65
.
66
.
67
68
.
69
.
70
.

Проект: постеры, посвященные
российским и немецким лауреатам
Нобелевской премии.

2

Урок повторения и
обобщения знаний

Текущий, проект

Повторение по теме «Научнотехнический прогресс»

2

Урок повторения и
обобщения знаний

Текущий, устный
опрос

Контрольная работа по темам 4-5

1

Урок контроля

Тематический,
контрольная работа

Изменения климата и его
последствия
Какие основные последствия
загрязнения окружающей среды вы
можете назвать?
Из-за каких действий человека это
происходит?
Что такое парниковый эффект? Что
является его причиной и следствием?

12
ч.
Текущий, контроль
понимания
прочитанного
Текущий, контроль
аудирования
Текущий, беседа,
письменное задание

Деятельность природоохранных
организаций. Участие молодежи в
проектах природоохранных
организаций.
Что нужно сделать в быту для
охраны
окружающей среды.

2

Урок изучения и
закрепления новых
знаний
Комбинированный
урок
Грамматикоориентированный
урок
Комбинированный
урок

2

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного и
аудирования
Текущий, контроль
диалогической речи

Как можно охранять окружающую
среду
каждый день.
Акции по защите окружающей среды
в
Германии и России.

1

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
монологической речи

2

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
Понимания
прочитанного

Урок повторения
и обобщения
знаний

Тематический,
самостоятельная
работа

Урок изучения и
закрепления
новых
знаний
Комбинированный
урок

Текущий, беседа

Самостоятельная работа по теме
«Изменения климата и его
последствия»
Германия тогда и сейчас
Основные события Второй мировой
войны.

1
1
1

1

12 ч.
1

71
.

Разделение Германии после ВОВ.

1

72
.

Различие послевоенного развития
Западной и Восточной Германии.

1

73
.

Падение Берлинской стены. Какие
чувства оно вызвало?

1

74
.

Политическая система Германии.
Основные ветви власти.

1

Комбинированны
й
урок
Грамматикоориентированный
урок
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
текущий, контроль
аудирования
Текущий, беседа,
письменно задание
Текущий, беседа

75
76
.
77

Участие молодежи Германии в
политической жизни.

2

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного

Немецкие бренды.

1

Комбинированный
урок

78
79

Проект: сравнительный анализ
политических систем Германии,
Австрии, Швейцарии и России.
Повторение по теме «Германия тогда
и
сейчас»
Контрольная работа по темам 6-7

2

Грамматикоориентированный
урок
Урок повторения
и обобщения
знаний
Урок контроля

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
Текущий, проект

Цифровые средства информации
Какими электронными устройствами
пользуются молодые люди в
Германии и
России.
С какой целью молодые люди
пользуются электронными
устройствами?
Зачем молодые люди используют
Интернет?

10ч.
1

Телефон или смартфон? Какие новые
функции важнее, чем телефонные
разговоры?
Для чего используются приложения
в
смартфонах. Какие приложения
кажутся вам наиболее полезными?
Компьютер и Интернет в школе: за и
против.

1

Какие проблемы могут быть связаны
с использованием электронных
устройств.
Проект: возможности Интернета для
самостоятельного изучения
иностранных языков

1

80
.
81
.
82
.
83
.
84
.
85
.
86
.
87
.
88
.
89
90
.
91
.

1
1

1
1

1

1

2

1

Свободное время с пользой

11
ч.
1

92
.

Чем занимаются молодые люди в
Германии в свободное время?

93
.

Интересные хобби и кружки.

1

Тематический,
контрольная работа

Урок изучения и
закрепления
новых
знаний
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
аудирования

Грамматикоориентированный
урок
Грамматикоориентированный
урок
Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
Текущий, контроль
диалогической речи

Комбинированны
й
урок
Комбинированный
урок

Текущий, беседа

Комбинированны
й
урок

Самостоятельная работа по теме
«Цифровые средства информации»

Текущий, устный
опрос

Урок повторения
и обобщения
знаний
Урок изучения и
закрепления
новых знаний

Текущий, беседа

Текущий, контроль
диалогической речи

Текущий, контроль
понимания
прочитанного
Текущий, проект

Тематический,
самостоятельная
работа

Текущий, контроль
аудирования и
понимания
прочитанного
Комбинированный Текущий, беседа
урок

94
.
95
96
.
97
.

98
.
99
.
10
010
2.

Где можно интересно отметить
окончание 10 класса? Обмен
мнениями и предложение вариантов
праздника.
Чем охотнее занимаются молодежь и
люди в возрасте. Есть ли отличия?

1

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного

1

Текущий, письменное
задание

Необычные способы
времяпрепровождения юношей и
девушек.
Экстремальные виды спорта. Плюсы
и минусы. Нужно ли запретить
молодым
людям заниматься экстремальными
видами спорта?
Повторение по теме «Цифровые
средства информации»

1

Грамматикоориентированный
урок
Комбинированный
урок

1

Комбинированный
урок

Текущий, контроль
понимания
прочитанного

2

Текущий, устный
опрос

Контрольная работа по темам 8-9

1

Урок повторения
и обобщения
знаний
Урок контроля

Итоговый урок

3

Текущий, беседа

Тематический,
контрольная работа
Урок повторения и Итоговый, устный
обобщения
опрос, тест

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».