ОБЖ 10-11 фгос соо_подписано

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ №
8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.27 11:11:05+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ №8»
от 19.06. 2020 № 108/д

Рабочая программа
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
базовый уровень

среднее общее образование
(в соответствии с ФГОС СОО)

Планируемые результаты освоения программы учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений,
с
учетом
устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3. формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении

моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9. формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10.
осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
11.развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной програмы:
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
•
анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;
•
идентифицировать собственные проблемы и определять
главную проблему;
•
выдвигать версии решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы
и существующих возможностей;
•
формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
•
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
•
определять необходимые действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
•
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
•
определять/находить, в
том числе из
предложенных вариантов, условия
для выполнения
учебной
и познавательной задачи;
•
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать
действия,
указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов);
•
выбирать из
предложенных вариантов и
самостоятельно искать
средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели; • составлять план решения
проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
•
определять потенциальные затруднения при решении
учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим
людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса;
•
планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
•
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
•
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
•
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
•
оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
•
находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
•
устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
•
сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
•
определять
критерии
правильности
(корректности)
выполнения учебной задачи;
•
анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
•
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
•
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности; • обосновывать достижимость цели выбранным способом
на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;

•
фиксировать и анализировать динамику собственных
образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
•
наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
•
соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; •
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
•
самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
•
ретроспективно определять, какие действия по решению
учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
•
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления
(ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
•
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову,
определяющие его признаки и свойства;
•
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчиненных ему слов;
•
выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
•
объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;

•
определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
•
строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
•
строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки;
•
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;
•
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
•
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
•
объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
•
выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной
причины,
самостоятельно
осуществляя
причинноследственный анализ;
•
делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
•
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
•
определять логические связи между предметами и/или
явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в
схеме;
•
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или
явления;
•
строить модель/схему на основе условий задачи и/или
способа ее решения;

•
создавать вербальные, вещественные и информационные
модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
•
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
•
переводить сложную по составу (многоаспектную)
информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;
•
строить схему, алгоритм действия, исправлять или
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося
знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
•
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
•
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или
заданных критериев оценки продукта/результата.
3.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
•
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;
•
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
•
резюмировать главную идею текста;
•
преобразовывать текст, «переводя» его в другую
модальность,
интерпретировать
текст
(художественный
и
нехудожественный –
•
учебный, научно-популярный, информационный, текст nonfiction);
•
критически оценивать содержание и форму текста.
4.
Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет
•
определять свое отношение к природной среде;
•
анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
•
проводить
причинный
и
вероятностный
анализ
экологических ситуаций;

•
прогнозировать изменения ситуации при смене действия
одного фактора на действие другого фактора;
•
распространять экологические знания и участвовать в
практических делах по защите окружающей среды
•
выражать свое отношение к природе через рисунки,
сочинения, модели, проектные работы.
5.
Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся
сможет:
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и
запросы;
•
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
•
формировать множественную выборку из поисковых
источников для объективизации результатов поиска;
•
соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
•
определять возможные роли в совместной деятельности;
•
играть определенную роль в совместной деятельности;
•
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
•
определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
•
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
•
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения,
в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

•
критически относиться к собственному мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
и корректировать его;
•
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
•
выделять общую точку зрения в дискуссии;
•
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
•
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. • д.);
•
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
•
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней
отбирать речевые средства;
•
отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•
представлять в устной или письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
•
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; • высказывать и
обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
•
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
•
создавать письменные «клишированные» и оригинальные
тексты с использованием необходимых речевых средств;
•
использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
•
использовать невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•

делать
оценочный вывод
о
достижении
цели коммуникации непосредственно послезавершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.
Формирование и
развитие компетентности в
области
использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
•
целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
•
выбирать,
строить
и
использовать
адекватную
информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
•
выделять информационный аспект задачи, оперировать
данными, использовать модель решения задачи;
•
использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно- аппаратных средств
и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др
•
использовать информацию с учетом этических и правовых
норм;
•
создавать информационные ресурсы разного типа и для
разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования
выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов,
определяющих правила и безопасность дорожного движения;
использовать

основные

нормативные

правовые

акты

в

области

безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;

оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного
движения;
- знать основные составляющие правильного и безопасного поведения на
объектах железнодорожного транспорта;
объяснять

назначение

предметов

экипировки

для

обеспечения

безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
пользоваться официальными источниками для получения информации в
области безопасности дорожного движения;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве
пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных
дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих
людей);
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в
части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных
средств);
комментировать назначение нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды;
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны
окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их
воздействия;
определять,

какие

средства

индивидуальной

защиты

необходимо

использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении
экологической обстановки;

опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды,
для обращения в случае необходимости;
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
пользоваться официальными источниками для получения информации об
экологической безопасности и охране окружающей среды;
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей
среды;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных
хобби;
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих
законодательству РФ;
использовать

нормативные

правовые

акты

для

определения

ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во
время занятий хобби;
пользоваться официальными источниками для получения информации о
рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных
молодежными хобби;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время
занятий современными молодежными хобби;
применять правила и рекомендации для составления модели личного
безопасного поведения во время занятий современными молодежными
хобби;
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на
транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в
соответствии с сигнальной разметкой;
использовать

нормативные

правовые

акты

для

ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

определения

пользоваться официальными источниками для получения информации о
правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита

населения

Российской

Федерации

от

опасных

и

чрезвычайных ситуаций
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций;
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности; оперировать
основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных
и чрезвычайных ситуаций;
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на
защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
приводить примеры основных направлений деятельности государственных
служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийноспасательные работы, обучение населения;
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного
и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей
и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие
факторы, особенности и последствия;
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;

действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане
эвакуации;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
пользоваться официальными источниками для получения информации о
защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное
время;
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации
Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в
Российской Федерации;
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
оперировать

основными

понятиями

в

области

противодействия

экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
раскрывать

предназначение

общегосударственной

системы

противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
объяснять

основные

принципы

и

направления

противодействия

экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
комментировать назначение основных нормативных правовых актов,
составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
описывать

органы

исполнительной

власти,

осуществляющие

противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
пользоваться

официальными

сайтами

и

изданиями

органов

исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму,

терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
использовать

основные

нормативные

правовые

акты

в

области

противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации

для

изучения

и

реализации

своих

прав,

определения

ответственности;
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность;
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую

деятельность,

распространению

и

употреблению

наркотических средств;
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции
Российской

Федерации

для

ознакомления

с

перечнем

организаций,

запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и
террористической деятельностью;
описывать действия граждан при установлении уровней террористической
опасности;
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической
акции;
составлять модель личного безопасного поведения при установлении
уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической
акции.
Основы здорового образа жизни
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области здорового образа жизни;
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового
образа жизни для изучения и реализации своих прав;
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
описывать факторы здорового образа жизни;

объяснять преимущества здорового образа жизни;
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и
государства;
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека;
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на
репродуктивное здоровье;
пользоваться официальными источниками для получения информации о
здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного
здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области оказания первой помощи;
использовать основные нормативные правовые акты в области оказания
первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
отличать первую помощь от медицинской помощи;
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и
определять мероприятия по ее оказанию;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
выполнять

переноску

(транспортировку)

пострадавших

различными

способами с использованием подручных средств и средств промышленного
изготовления;
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой
помощи пострадавшему;

комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации
своих прав и определения ответственности;
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо
опасных инфекционных заболеваний;
классифицировать основные инфекционные болезни;
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний;
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области обороны государства;
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и
России;
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные
приоритеты;
приводить

примеры

факторов

и

источников

угроз

национальной

безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы
России;
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
раскрывать

основные

задачи

и

приоритеты

международного

сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и
обеспечения безопасности;
разъяснять

основные

направления

обеспечения

национальной

безопасности и обороны РФ;
оперировать основными понятиями в области обороны государства;

раскрывать основы и организацию обороны РФ;
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов в мирное и военное время;
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области воинской обязанности граждан и военной службы;
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации
своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время
прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и
пребывания в запасе;
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности
граждан и военной службы;
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской
обязанности гражданина РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной
службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению
военной службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;

объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и
лишения воинского звания;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
описывать основание увольнения с военной службы;
раскрывать предназначение запаса;
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой
подготовки;
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход
из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки
и смазки;
описывать порядок хранения автомата;
различать составляющие патрона;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и
патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули,
пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по
неподвижным целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
различать наступательные и оборонительные гранаты;
описывать устройство ручных осколочных гранат;
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
характеризовать современный общевойсковой бой;
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и
порядок их оборудования;
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять

перебежки

и

переползания

(по-пластунски,

на

получетвереньках, на боку);
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной
звезде и признакам местных предметов;
передвигаться по азимутам;
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила
использования

противогаза,

респиратора,

общевойскового

защитного

комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
применять средства индивидуальной защиты;
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических
характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового
поражения;
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
объяснять

порядок

подготовки

граждан

по

военно-учетным

специальностям;
оценивать

уровень

своей

подготовки

и

осуществлять

осознанное

самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и
военно-учебных заведениях;
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной
безопасностью и влияет на нее .
Защита

населения

Российской

Федерации

от

опасных

и

чрезвычайных ситуаций
Устанавливать

и

использовать

мобильные

приложения

служб,

обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций,
для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства,
оснащения и модернизации ВС РФ;
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной
техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов,
прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки

Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков
и фонаря;
определять назначение, устройство частей и механизмов автомата
Калашникова;
выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
выполнять

нормативы

неполной

разборки

и

сборки

автомата

Калашникова;
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при
стрельбе;
выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова
патронами;
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
выполнять

нормативы

надевания

противогаза,

респиратора

и

общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью
получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования
МВД России, ФСБ России, МЧС России;
оформлять необходимые документы для поступления в высшие военноучебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России,
ФСБ России, МЧС России.

Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательным для изучения на уровне среднего общего образования,
осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих
предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности».
Содержание представлено в девяти модулях.
Модуль «Основы комплексной безопасности» раскрывает вопросы,
связанные с экологической безопасностью и охраной окружающей среды,
безопасностью на транспорте, явными и скрытыми опасностями в
современных молодежных хобби подростков.
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций» раскрывает вопросы, связанные с защитой
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.
Модуль

«Основы

противодействия

экстремизму,

терроризму

и

наркотизму в Российской Федерации» раскрывает вопросы, связанные с
противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму.
Модуль «Основы здорового образа жизни» раскрывает основы
здорового образа жизни.
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
раскрывает вопросы, связанные с оказанием первой помощи, санитарноэпидемиологическим

благополучием

населения

и

профилактикой

инфекционных заболеваний.
Модуль

«Основы

обороны

государства»

раскрывает

вопросы,

связанные с состоянием и тенденциями развития современного мира и
России, а также факторы и источники угроз и основы обороны РФ.
Модуль «Правовые основы военной службы» включает вопросы
обеспечения прав, определения и соблюдения обязанностей гражданина до

призыва, во время призыва и прохождения военной службы, увольнения с
военной службы и пребывания в запасе.
Модуль «Элементы начальной военной подготовки» раскрывает
вопросы строевой, огневой, тактической подготовки.
Модуль «Военно-профессиональная деятельность» раскрывает вопросы
военно-профессиональной деятельности гражданина.
«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет
обеспечивает:
–

сформированность экологического мышления, навыков здорового,

безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание
рисков и угроз современного мира;
–

знание правил и владение навыками поведения в опасных и

чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
–

владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и

чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи
пострадавшим;
–

умение действовать индивидуально и в группе в опасных и

чрезвычайных ситуациях;
–

формирование

морально-психологических

и

физических

качеств

гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
–

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному

прошлому России и ее Вооруженным Силам;
–

изучение

Российской

гражданами

Федерации

в

основных
области

положений

обороны

законодательства

государства,

воинской

обязанности и военной службы;
–

приобретение навыков в области гражданской обороны;

–

изучение основ безопасности военной службы, основ огневой,

индивидуальной тактической и строевой подготовки, сохранения здоровья в
период прохождения военной службы и элементов медицинской подготовки,

вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и
населения.

Базовый уровень
Основы комплексной безопасности
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние
экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей
среды.

Организации,

отвечающие

за

защиту

прав

потребителей

и

благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и
порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и
факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и
использование экологических знаков.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в
общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном
транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и
использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной
разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте.
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов,
легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.
Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного
транспорта. Правила и условия перехода через железнодорожные пути.
Правила поведения в вагоне движущегося поезда, безопасность при посадке
и высадке из вагона поезда. Типичные и опасные ситуации, возникающие на
железной дороге.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность.

Защита

населения

Российской

Федерации

от

опасных

и

чрезвычайных ситуаций
Основы законодательства Российской Федерации по организации
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности
и ответственность гражданина в области организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы
по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные
направления деятельности государства по защите населения от опасных и
чрезвычайных

ситуаций.

Потенциальные

опасности

природного,

техногенного и социального характера, характерные для региона проживания,
и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных
действий или вследствие этих

действий. Правила и рекомендации

безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей
и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или
вследствие

этих

действий,

для

обеспечения

личной

безопасности.

Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности,
сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной,
коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического
контроля.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации
Сущность

явлений

экстремизма,

терроризма

и

наркотизма.

Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области
противодействия

экстремизму,

терроризму

и

наркотизму;

органы

исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность

гражданина

в

области

противодействия

экстремизму, терроризму

и

наркотизму в Российской Федерации.
Способы

противодействия

террористическую

вовлечению

деятельность,

в

распространению

экстремистскую
и

и

употреблению

наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при
установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции.

Основы здорового образа жизни
Основы

законодательства

Российской

Федерации

в

области

формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие
здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового
образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы законодательства Российской Федерации в области оказания
первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при
оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой
помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных
состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия
ответственность

гражданина

в

населения.

сфере

Права,

обязанности

и

санитарно-эпидемиологического

благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их
профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии.
Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и
санитарного назначения.

Основы обороны государства

Состояние и тенденции развития современного мира и России.
Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты.
Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности,
оказывающие негативное влияние на национальные интересы России.
Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная
политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи
и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации
национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их
предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды
и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы,
традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и
строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной
техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.

Правовые основы военной службы
Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе.
Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу.
Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей
военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы
для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту
и

для

проходящих

должности

и

альтернативную

звания.

военнослужащих

ВС

Военная
РФ.

гражданскую

форма

Увольнение

одежды
с

службу. Воинские
и

военной

знаки

различия

службы.

Запас.

Мобилизационный резерв.

Элементы начальной военной подготовки
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении,

выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Строи отделения.
Назначение,

боевые

свойства

и

общее

устройство

автомата

Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при
стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и
смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры
безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и
правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные
осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными
осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции
солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность,
подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ)
(противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и
легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав
и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою.
Способы выноса раненого с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность
Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военноучетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по
призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки
офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения
высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка
офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего
образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные

заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.

Содержание

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» по классам.
Основы комплексной безопасности
10

класс: Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.

Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном
транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на
воздушном и водном транспорте. Железнодорожные вокзалы, правила
поведения

на

железнодорожных

переходах.

Обеспечение

личной

безопасности на железной дороге и элементах инфраструктуры.
Предназначение

и

использование

сигнальных

цветов,

знаков

безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное
поведение на транспорте.
Обеспечение личной безопасности на водоёмах в различное время года.
Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в
оборудованных

и

необорудованных

местах.

Автономное

пребывание

человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия.
Способы подготовки человека к автономному существованию.

11

класс: Права, обязанности и ответственность гражданина в

области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту
прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану
окружающей среды, и порядок обращения в них.
Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска.
Средства индивидуальной защиты.
Предназначение и использование экологических знаков.

Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов,
мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование
дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность. Безопасное обращение с электричеством,
бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе
с инструментами.

Защита

населения

Российской

Федерации

от

опасных

и

чрезвычайных ситуаций
10 класс: Основы законодательства Российской Федерации по
организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
10 класс: Составляющие государственной системы по защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основные направления деятельности государства по защите населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций.
10 класс : Потенциальные опасности природного, техногенного и
социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и
чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
10 класс: Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, для
обеспечения личной безопасности.
10

класс: Предназначение и использование сигнальных цветов,

знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства

индивидуальной,

коллективной

защиты

и

приборы

индивидуального

дозиметрического контроля.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации
10 класс: Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.
Общегосударственная

система

противодействия

экстремизму,

терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в
области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы
исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность
гражданина

в

области

противодействия

экстремизму, терроризму

и

наркотизму в Российской Федерации.
Способы

противодействия

террористическую

вовлечению

деятельность,

в

экстремистскую

распространению

и

и

употреблению

наркотических средств. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности
для общества и государства. Терроризм и террористическая деятельность, их
цели

и

последствия.

Факторы,

способствующие

вовлечению

в

террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Федеральный
закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности
за

осуществление

экстремистской

деятельности.

Уголовный

кодекс

Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую
деятельность.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

11

класс: Правила и рекомендации безопасного поведения при

установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и

экстремизмом в Российской Федерации. Основные положения Конституции
Российской Федерации, положения Федеральных законов
«О

противодействии

терроризму»

и

«О

противодействии

экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия
терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативноправовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Роль государства в
обеспечении

защиты

населения

страны

от

террористической

и

экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации.
Организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации Национальный антитеррористический
комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.
Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой
режим контртеррористической операции. Роль и место гражданской обороны
в противодействии терроризму. Применение Вооружённых Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооружённых Сил
Российской Федерации в пресечении международной террористической
деятельности за пределами страны.

Основы здорового образа жизни
10

класс: Основы законодательства Российской Федерации в

области формирования здорового образа жизни.
Факторы
инфекционные

и

привычки,

заболевания,

разрушающие
их

здоровье.

классификация

и

Основные

профилактика.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные
понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень
жизнедеятельности человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для
здоровья

человека.

Необходимость

выработки

привычки

потребности к систематическим занятиям физической культурой.

на

уровне

11

класс:

Репродуктивное

здоровье.

Индивидуальная

модель

здорового образа жизни. Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие
понятия и определения. Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП),
пути

их

передачи,

причины,

способствующие

профилактики.

ВИЧ-инфекция

и

СПИД,

Профилактика

ВИЧ-инфекции.

Ответственность

заражению.

основные
за

пути

Меры

заражения.

заражение

ВИЧ-

инфекцией.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
10

класс: Основы законодательства Российской Федерации в сфере

санитарно-эпидемиологического
обязанности

и

благополучия

ответственность

гражданина

населения.
в

сфере

Права,
санитарно-

эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные
заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения
эпидемии.

Предназначение

и

использование

знаков

безопасности

медицинского и санитарного назначения.

11

класс: Основы законодательства Российской Федерации в

области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность
гражданина при оказании первой помощи.
Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и
способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и
способы

переноски

(транспортировки)

пострадавших.

Сердечная

недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания
первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины
его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь
при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Первая помощь

при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины. Первая
помощь при остановке сердца

Основы обороны государства
11 класс: Состояние и тенденции развития современного мира и
России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные
приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной
безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы
России. Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная
политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи
и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации
национальных интересов и обеспечения безопасности. Воинские символы,
традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и
строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной
техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.

10

класс: Вооруженные Силы Российской Федерации, другие

войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи.
История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их
предназначение

и

задачи.

Гражданская

оборона

–

составная

часть

обороноспособности страны.
Гражданская

оборона

как

составляющая

обороны

государства,

предназначение и задачи ГО по защите населения от ЧС мирного и военного
времени.
Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия,
проводимые по защите населения от современ- ных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени. Действия населения но сигналам оповещения о
чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила
поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов
дыхания, средства защиты кожи. Меди- цинские средства защиты и
профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайной ситуации
Правовые основы военной службы
11

класс: Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной

службе.
11 класс: Организация воинского учета.
11 класс: Призыв граждан на военную службу. Поступление на
военную службу по контракту.
11 класс: Исполнение обязанностей военной службы.
11 класс: Альтернативная гражданская служба.
11 класс: Срок военной службы для военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную
гражданскую службу.
11 класс: Воинские должности и звания.
11 класс: Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
ВС РФ.
11 класс: Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный
резерв.

Элементы начальной военной подготовки (Учебные сборы)
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении,
выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Строи отделения.

Назначение,

боевые

свойства

и

общее

устройство

автомата

Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при
стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и
смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры
безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и
правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные
осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными
осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции
солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность,
подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ)
(противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и
легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав
и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою.
Способы выноса раненого с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность
11 класс: Цели и задачи военно-профессиональной деятельности.
Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба
по призыву как этап профессиональной карьеры.
11 класс: Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД
России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших военно-учебных
заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.
11 класс: Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных
организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Тематическое планирование
10 класс
№

1

2

3

4

5

6

7
8

9

тема

Кол
ичес
тво
час.

Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни
Экологическая
безопасность
и
охрана
1
окружающей среды. Влияние экологической
безопасности на национальную безопасность РФ.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного 1
поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном
такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном
транспорте.
Предназначение и использование сигнальных цветов, 1
знаков
безопасности
и
сигнальной
разметки.
Виды
ответственности за асоциальное поведение на транспорте
Личная безопасность в условиях ЧС
ЧС природного характера и их возможные последствия.
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности
в условиях ЧС.
ЧС техногенного характера и их возможные последствия.
Рекомендации населению по
обеспечению личной безопасности в условиях ЧС.
Современный комплекс проблем безопасности военного
характера
Военные угрозы национальной безопасности России и
национальная оборона.
Раздел 2. Защита населения РФ от опасных и
чрезвычайных ситуаций.
Нормативно – правовая база и организационные основы по
защите населения от ЧС
Основы законодательства Российской Федерации по
организации защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в
области организации защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций.
Составляющие государственной системы по защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные
направления деятельности государства по защите населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.

1

1

1

1
1

1

10

11

12

13
14
15

16

Потенциальные опасности природного, техногенного и
социального характера, характерные для региона проживания, и
опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении
военных действий или вследствие этих действий.
Правила и рекомендации безопасного поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера и в условиях опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной
безопасности
Предназначение и использование сигнальных цветов,
знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации.
Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля.
Раздел
3 Основы противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Терроризм и экстремизм – их причины и последствия
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.

1

1

1

1

Общегосударственная система противодействия экстремизму, 1
терроризму и наркотизму
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и 1
террористическую
деятельность,
распространению
и
употреблению наркотических средств.
Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом и
экстремизмом в РФ.
Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.
1
Духовно- нравственные основы противодействия терроризму
и экстремизму

17

18
19

Значение нравственных позиций и личных
формировании антитеррористического поведения.

качеств

в 1

Уголовная ответственность за участие в террористической
и экстремистской деятельности.
Уголовная ответственность за террористическую, экстремистскую 1
деятельность.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического 1
акта.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.

Раздел 4 . Основы здорового образа жизни

20
21

22
23
24

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных
заболеваний
Основы законодательства Российской Федерации в
области формирования здорового образа жизни.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
Права,
обязанности и
ответственность
гражданина в
сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Правила поведения в случае возникновения эпидемии.
Предназначение
и использование знаков безопасности
медицинского
и санитарного назначения.
Факторы и привычки, разрушающие здоровье.

1
1

1
1
1

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности
государства.
Раздел 6. Основы обороны государства.
25

ГО- составляющая часть обороноспособности страны.

1

26

Основные виды оружия и их поражающие факторы.

1

27

Оповещение и информирование населения от ЧС военного и
мирного времени.
Инженерная защита населения от ЧС военного и мирного
времени.
Средства индивидуальной защиты.

1

Организация проведения аварийно- спасательных и других
неотложных работ в зоне ЧС.
Основы обороны государства

1

28
29
30

31

История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода
войск ВС РФ и их задачи.
Памяти поколений-дни воинской славы России.

1
1

1

Виды ВСРФ
32
33
34

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы, их предназначение и задачи.
Тестовая работа
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества
защитника Отечества.
Учебные сборы

1
1
1

11 класс

Модуль1. Основы безопасности
личности, общества и государства.
Раздел 1.Основы комплексной безопасности
1

2
3

4

5
6

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Права, обязанности и ответственность гражданина в
области охраны окружающей среды. Организации,
отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей
среды, и порядок обращения в них.
Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы
экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и
использование экологических знаков.
Правила безопасности дорожного движения (в части,
касающейся
пешеходов,
пассажиров
и
водителей
транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового
автомобиля).Предназначение и использование дорожных
знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность.
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму, терроризму
и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы системы противодействия
терроризму и экстремизму в РФ.
Правила и рекомендации безопасного поведения при
установлении уровней террористической опасности и угрозе
совершения террористической акции
Национальный антитеррористический комитет ( НАК), его
предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая
операция и условия её проведения.

1

1
1

1

1
1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
7
8
9
10

11

Нравственность и здоровье
Нравственность и здоровый образ жизни. Репродуктивное
здоровье
Инфекции, передаваемые половым путем. Меры
профилактики. Понятие о ВИЧ–инфекции.
Индивидуальная модель здорового образа жизни
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Основы законодательства Российской Федерации в области
оказания первой помощи. Первая медицинская помощь при

1
1
1
1

1

12
13

14
15
16

17

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27

острой сердечной недостаточности и инсульте (практические
занятия)
Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании
первой помощи Первая помощь при ранениях
Состояния, т р ебую щ ие проведения первой помощи ,
м ероприятия и сп о с о бы оказания первой помощи при
неотложных состояниях. Правила и способы переноски
(транспортировки) пострадавших. Первая помощь при травмах
опорно- двигательного аппарата.
ПМП при черепно- мозговой травме, травме груди, травме
живота.
ПМП при травмах в области таза, при повреждениях
позвоночника, спины.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Модуль 3. Обеспечение военной
безопасности государства.
Раздел 6. Основы обороны государства.
ВС РФ- основа обороны государства
Состояние и тенденции развития современного мира и
России. Национальные интересы РФ и стратегические
национальные приоритеты.
Факторы и источники угроз национальной и военной
безопасности, оказывающие негативное влияние на
национальные интересы России. Содержание и обеспечение
национальной безопасности РФ.
Военная политика Российской Федерации в современных
условиях. Основные задачи и приоритеты международного
сотрудничества РФ
в
рамках
реализации национальных
интересов и обеспечения безопасности
Символы военной чести
Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Боевое знамя
воинской части- символ воинской чести, доблести и славы
Ордена- почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою
и военное службе
Правовые основы военной службы
Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе
Организация воинского учета и его предназначение,
первоначальная постановка граждан на воинский учет
Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную
службу по контракту
Исполнение обязанностей военной службы.
Альтернативная гражданская служба.
Срок военной службы для военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву, по контракту и для проходящих

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32

33

34

альтернативную гражданскую службу.
Воинские должности и звания
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС
РФ
Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв.
Военно-профессиональная деятельность
Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военноучетные специальности
Тестовая работа
Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап
профессиональной карьеры.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД
России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших
военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Резерв

1
1
1
1
1
1

1
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».