Родная литература (русская ) ФГОС СОО 11_подписано

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ №
8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.27 11:11:23+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ №8»
от 19.06.2020 г № 108/д

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная литература» (русская)
среднее общее образование
(в соответствии с ФГОС СОО)

Планируемые результаты
В результатеосвоения предмета
«Родная литература» (русская)
выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения
родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
–
обеспечению
культурной
самоидентификации,
осознанию
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт;

Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту
произведения (в том числе и с использованием ресурсов
музея,
специализированной
библиотеки,
исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в
сочетании воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во
взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного
знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического,
драматического или лирического произведения (например,
кинофильм
или
театральную
постановку;
запись
художественного
чтения;
серию
иллюстраций
к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Содержание учебного предмета «Родная литература» (русская)

Программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»
составлена по модульному принципу формирования рабочей программы:
структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов
читательской деятельности и последовательного формирования читательской
компетентности,
т.е.
способности
самостоятельно
осуществлять
читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей
программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные
историей России, ее культурой и традициями. Данные тематические блоки
определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры,
нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об
произведениях отечественной литературы, их общественной и культурноисторической значимости. Проблемно-тематические блоки представлены
тремя модулями, в соответствии с предполагаемыми разделами закрытого
банка тем итогового сочинения.
Блок 1. Человек и его внутренний мир
Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации
нравственного выбора. Произведения, нацеливающие на размышления о
нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле,
гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Блок 2. Человек, семья и общество
Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома,
других ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека, образе его
жизни, выборе им жизненного пути, значимой цели и средств ее достижения; о
личном и всеобщем, взаимоотношении между поколениями, социальных и
философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о причинах войн, влиянии
войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.
Блок 3. Человек, природа, Родина и культура
Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре,
природе, родному языку. Произведения, нацеливающие на размышления о связи
человека с Родиной и причинах разрушения этой связи, о важности сохранения
исторической памяти, о роли личности в истории, об отношении человека к
природе, о науке и искусстве (в том числе о литературе как культурном феномене).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс (17 ч)
Введение
Притча «Чему учат книги?» Книги помогают нам понять мир, изучить
его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и его внутренний мир
Екимов Б. «Говори, мама, говори».
Б. Екимов поднимает в
произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему

взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому
дорогому человеку.
Грин А. «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия
по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно
простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние
героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у
меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через
восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном,
заслуживает прощения.
Бондарев Юрий «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли
ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах
других?)
Бунин Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта.
Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше
общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.
Человек, семья и общество
Алексин А. «Домашний совет». Повесть о подлости - незаметной,
исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности
характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на
своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже
если они братья.
Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь
человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением
принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям,
пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную
опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет
задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.
Солоухин В. «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные
ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя
их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного
выбора. Испытав огромный стыд и унижение за содеянное, герой изменил
свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать
самоуважение, совершая добрые дела.
Человек, природа, Родина и культура
Платонов Андрей «Иван Великий» Эпизод с лошадью дал Ивану
понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В
этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому
что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждает важную

мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую
лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Рассказ заставляет
нас пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия
несовместимые. Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью,
которая одна только побеждает время.
Астафьев В. "Затеси". Автор поднимает проблему ответственности. Он
говорит, что "лошади не тревожились", ведь "в табуне есть старшой",
который и "будет сторожить их, следить за порядком", и если нужно будет, то
"разбудит всех, поведет куда надо". Автор считает, что нужно всегда быть
готовым взять на себя ответственность, словно старый мерин, следующий
"неведомому закону, зову природы".
Розов В. «Дикая утка». Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может
проявить гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания,
великодушие оказываются сильнее голода; это позволяет сохранить веру в
людей.
Симонов К. «Солдатская слава». Воинский труд разведчика стал для
героя повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои
обязанности. Чувство долга укоренилось в нём, стало для него привычным.
Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за
порученное дело, наступила победа.
Крупин В.Н. « Сбрось мешок». Проблема человека и природы. Как
влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить
ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его
духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться
созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие
этим секретом, обязательно передают его своим детям.
Проект «Моя золотая полка….»

Тематическое планирование
Тематический блок
Введение
Человек и его внутренний мир
Человек, семья и общество
Человек, природа, Родина и культура
Проект «Моя золотая полка….»
ИТОГО

Количество
часов
1
4
4
6
2
17ч

Поурочное планирование
№
1

Тема урока
Введение. Притча «Чему учат книги».

Кол-во
часов
1

Человек и его внутренний мир (4ч)
2

4

Б.Екимов «Говори, мама, говори…». Проблема
взаимоотношений детей и родителей
А.Грин «По закону». Милосердие, раскаяние и
всепрощение.
Ю.Бондарев «Взгляд». Проблема нравственного выбора.

5

И.Бунин «Слепой». Ощущение жизни как ощущение любви. 1

3

1
1
1

Человек, семья и общество (4ч)
6

А.Алексин «Домашний совет». Подлость близких людей.

1

7

Г.Бакланов «Непорочное зачатие». Человеческое в человеке.

1

8

В.Солоухин «Под одной крышей». Конфликты не способ
решения проблем.
В.Тендряков «Люди или нелюди». Нравственный выбор
человека.
Человек, природа, Родина и культура (6ч)

1

9

10

14

А.Платонов «Иван Великий». Смысл жизни человека на
войне.
Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова». Блокада:
время и память.
В.Астафьев «Затеси». Проблема ответственности человека
перед природой.
В.Розов «Дикая утка». Сострадание и великодушие как
основа веры в людей
К.Симонов «Солдатская слава». Подвиг простого солдата.

15

В.Н.Крупин «Сбрось мешок». Человек и природа.

11
12
13

1

1
1
1
1
1
1

Проект «Моя золотая полка»
16- Работа над проектами «Я читаю…». Представление
17 проектной работы.

2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».