Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» МАОУ «СОШ № 8» Подписан: МАОУ «СОШ № 8» DN: SNILS=02664306744, OGRN=1036600050013, INN=006602005247, E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66 Свердловская область, L=Буланаш, O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ «СОШ № 8», STREET="ул. Комсомольская, д. 7", T=Директор, G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева Местоположение: место подписания Дата: 2021.01.27 11:11:45+05'00' Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом директора МАОУ «СОШ №8» от 19.06.2020 г № 108/д Рабочая программа факультативного курса по теме: «Избранные вопросы физики» 10-11 класс (физика) Пояснительная записка. Программа факультативного курса составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта и на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) Г.Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Все разделы программы курса по выбору «Избранные вопросы физики» тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Данный факультативный курс имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на решение физических задач. Данный курс предназначен для 10-11 классов общеобразовательных учреждений изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задания подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задания технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях факультативного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений. Цель курса: развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать; • формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний; • создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения. • систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике. Задачи курса: • совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.; • использовать активные формы организации учебных занятий; • развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи; • использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников; • развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера. • развитие физической интуиции; • приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека. • Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения элективного курса ученик должен Знать/понимать • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле; • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики; Уметь • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях; • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов; • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; • рационального природопользования и защиты окружающей среды. Учебно - тематический план. Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 10 класс Кинематика материальной точки Динамика Статика Законы сохранения Основы МКТ. Газовые законы Термодинамика Основы электростатики Законы постоянного тока всего 11 класс Электромагнетизм Механические колебания Электромагнитные колебания Количество часов 6 5 2 4 2 7 4 4 34 7 3 3 4 Механические и электромагнитные волны 5 5 6 7 Геометрическая оптика Квантовая природа света Атомная и ядерная физика всего 8 2 6 34 Содержание курса 10 класс Кинематика материальной точки (6 часов) Построение и чтение графиков законов равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Баллистика. Основные параметры баллистического движения. Движение тела по окружности. Относительность движения. Динамика (5 часов) Законы Ньютона. Равнодействующая сила. Силы в природе. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Закон всемирного тяготения. Движение тел по наклонной плоскости. Движение системы связанных тел. Статика (2 часа) Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия. Законы сохранения (4 часа) Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Упругие и неупругие столкновения. Основы МКТ. Газовые законы (2 часа) Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Термодинамика (7 часов) Внутренняя энергия. Работа газа. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Графический способ решения задач. КПД тепловых двигателей. Влажность. Поверхностное натяжение. Капиллярное явление. Механические свойства твердых тел. Основы электростатики (4 часа) Закон Кулона. Теорема Гаусса. Поверхностная плотность заряда. Потенциал и разность потенциалов. Энергия взаимодействия зарядов. Диэлектрики и проводники в электростатическом поле. Конденсаторы. Электроемкость. Соединение конденсаторов. Законы постоянного тока (4 часа) Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Расчет сопротивления сложных электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Электрический ток в различных средах. 11 класс Электромагнетизм (7 часов) Магнитное поле. Магнитная индукция. Магнитный поток. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Принцип работы ускорителей и циклотронов. Масс-спектрограф. Механические колебания (3 часа) Гармонические колебания. Кинематика и динамика механических колебаний. Превращения энергии. Простейшие колебательные системы. Динамический и энергетический способ решения задач. Сложение гармонических колебаний. Резонанс. Электромагнитные колебания (3 часа) Колебательный контур. Превращения энергии в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Нагрузка в цепи переменного тока. Диаграмма токов и напряжений. Трансформаторы и генераторы. Механические и электромагнитные волны (5 часов) Механические волны. Звуковая волна. Стоячая волна. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн. Электромагнитное поле и электромагнитная волна. Геометрическая оптика (8 часов) Фотометрия. Отражение света. Плоские и сферические зеркала. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Построение изображений. Оптические приборы. Оптические системы линз и зеркал. Волновые свойства света. Интерференция света. Волновые свойства света. Дифракция света. Волновые свойства света. Поляризация. Закон Малюса. Квантовая природа света (2 часа) Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотон. Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц. Атомная и ядерная физика (6 часов) Строение атома. Модель атома водорода по Бору. Спектры. Спектральный анализ. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Атомное ядро. Деление ядер урана и термоядерные реакции. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях. Виды деятельности - работа с дополнительной литературой - лабораторные работы -уроки экспериментальных задач и творческого характера - семинары по решению задач - конференции - тестирование - доклады и рефераты. Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу «Избранные вопросы физики» 10 класс Номера занятий Наименование разделов и тем Кинематика материальной точки (6часов) 1/1 Построение и чтение графиков законов движения. Равномерное движение 2/2 3/3 Построение и чтение графиков законов движения. Равноускоренное движение. Свободное падение. 4/4 Баллистика. Основные параметры баллистического движения. 5/5 Движение тела по окружности. 6/6 Относительность движения. Динамика (5 часов) 7/1 Законы Ньютона. Равнодействующая сила. 8/2 Силы в природе. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. 9/3 Закон всемирного тяготения. 10/4 Движение тел по наклонной плоскости. 11/5 Движение системы связанных тел. Статика (2 часа) 12/1 Условия равновесия твердого тела. 13/2 Виды равновесия. Законы сохранения (4 часа) 14/1 Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. 15/2 Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. 16/3 Упругие и неупругие столкновения. 17/4 Упругие и неупругие столкновения. Основы МКТ. Газовые законы (2 часа) 18/1 Основное уравнение МКТ. 19/2 Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Термодинамика (7 часов) 20/1 Внутренняя энергия. Работа газа. 21/2 Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. 22/3 Первый закон термодинамики. Графический способ решения задач. 23/4 КПД тепловых двигателей. 24/5 Влажность. 25/6 26/7 Поверхностное натяжение. Капиллярное явление. Механические свойства твердых тел. Основы электростатики (4 часа) 27/1 Закон Кулона. Теорема Гаусса. Поверхностная плотность заряда. 28/2 Потенциал и разность потенциалов. Энергия взаимодействия зарядов. 29/3 Диэлектрики и проводники в электростатическом поле. 30/4 Конденсаторы. Электроемкость. Соединение конденсаторов. 31/1 Законы постоянного тока (4 час) Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. 32/2 Расчет сопротивления сложных электрических цепей. 33/3 34/4 Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Электрический ток в различных средах. Календарно – тематическое планирование 11 класс Номера занятий 1/1 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 7/7 8/1 9/2 10/3 11/1 12/2 13/3 14/1 15/2 16/3 17/4 18/5 19/1 20/2 21/3 22/4 23/5 24/6 25/7 26/8 27/1 28/2 29/1 30/2 31/3 Наименование разделов и тем Электромагнетизм (7 часов) Магнитное поле. Магнитная индукция. Магнитный поток. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Принцип работы ускорителей и циклотронов. Масс-спектрограф. Механические колебания (3 часа) Гармонические колебания. Кинематика и динамика механических колебаний. Превращения энергии. Простейшие колебательные системы. Динамический и энергетический способ решения задач. Сложение гармонических колебаний. Резонанс. Электромагнитные колебания (3 часа) Колебательный контур. Превращения энергии в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Нагрузка в цепи переменного тока. Диаграмма токов и напряжений. Трансформаторы и генераторы. Механические и электромагнитные волны (5 часов) Механические волны. Звуковая волна. Стоячая волна. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн. Электромагнитное поле и электромагнитная волна. Геометрическая оптика (8 часов) Фотометрия. Отражение света. Плоские и сферические зеркала. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Построение изображений. Оптические приборы. Оптические системы линз и зеркал. Волновые свойства света. Интерференция света. Волновые свойства света. Дифракция света. Волновые свойства света. Поляризация. Закон Малюса. Квантовая природа света (2 часа) Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотон. Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц. Атомная и ядерная физика (6 часов) Строение атома. Модель атома водорода по Бору. Спектры. Спектральный анализ. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. 32/4 33/5 34/6 Закон радиоактивного распада. Атомное ядро. Деление ядер урана и термоядерные реакции. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях. Виды деятельности: - работа с дополнительной литературой; - лабораторные работы; -уроки экспериментальных задач и творческого характера; - семинары по решению задач; - конференции; - тестирование; - доклады и рефераты. Ожидаемый результат Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа. С целью контроля знаний проводить 1) промежуточный контроль (отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады). 2) итоговый контроль (тестирование, рефераты). Система оценивания Оценка устных ответов учащихся: Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующих дальнейшему усвоению программного материала, Ученик умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Литература для учащихся • • • • • • • • Варианты и ответы централизованного тестирования. Тесты «Физика». Пособие для подготовки к тестированию. - М.: Центр тестирования МО РФ. Варианты и ответы ЦТ «Физика». Пособие для подготовки к тестированию. – М.: Центр тестирования МО РФ. В.А.Коровин, Г.Н.Степанова. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по физике. – М.: Дрофа, 2009. Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002 . Пинский А.А. Задачи по физике / Под ред. Ю.Дика . – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003 Законы, формулы, задачи физики. Справочник. Гофман Ю.К., «Наук.думка», 1977 И.М. Гельфгат, Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. Москва – Харьков,: « Илекса» «Гимназия», 1997 Материалы практических занятий, тематические рабочие и контрольные тесты, итоговые проверочные материалы Литература в помощь учителю • • • • • • • • • • • • МО РФ «Программы для общеобразовательных учреждений». Физика. Астрономия. 7-11 классы. Рекомендовано Департаментом среднего образования МО РФ, 2-изд., М.: Дрофа, 2009г. Автор программы: Г.Я.Мякишев. «Физика для общеобразовательных учреждений 10-11 классы».-С.115-120. МО РФ «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике». Допущено Департаментом среднего образования МО РФ, - М.: Дрофа, 2010. Письмо «О преподавании физики и учебно-методическом обеспечении базисного учебного плана.». Программы и правила для поступающих в ВУЗЫ. Образование в документах и комментариях. Сост.: И.А.Правкина, Н.М.Розина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. Единый государственный экзамен. Образование в документах и комментариях. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. В.Г.Разумовский и др. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7-11 кл.: Кн. Для учителя. Под ред. В.Г.Разумовского. – М.: Просвещение, 1996. – 190 с. О.Ф.Кабардин и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. Варианты и ответы централизованного тестирования. Тесты «Физика». Пособие для подготовки к тестированию. 11 класс. - М.: Центр тестирования МО РФ Варианты и ответы ЦТ «Физика». Пособие для подготовки к тестированию. – М.: Центр тестирования МО РФ Единый государственный экзамен «Физика». Варианты контрольных измерительных материалов. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2008. – 128 с. В.А.Коровин, Г.Н.Степанова. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по физике. – М.: Дрофа, 2009. В.А.Коровин, В.А.Орлов. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2009. Интернет-ресурсы • • • • • • • • • • • Попова И.А. Задания и решения дистанционного тура Интернет-олимпиады 2010 г. для учащихся 10-11-х классов по физике / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=16107; Попова И.А. Информационные технологии в дидактической системе учителя физики / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=6279; Попова И.А. Комплект документов для оформления журнала по технике безопасности / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=6848; Попова И.А. Комплект документов для оформления журнала по технике безопасности / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=6848; Попова И.А. Контрольные работы по физике за курс средней школы / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=5483; Попова И.А. Критерии мотивации и оценивания обучающихся / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=899; Попова И.А. Организация исследовательской деятельности обучающихся / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=2552; Попова И.А. Презентация проекта "Организация исследовательской деятельности" / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=3966; Попова И.А. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках физики / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=16454; Попова И.А. Проект "Организация исследовательской деятельности при обучении физике" / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=3663; Попова И.А. Тематические контрольные работы по физике для старших классов / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=5484; ПРИЛОЖЕНИЕ Зачетное занятие №1 1. Под действием силы F тело массой m движется с ускорением а. Определите величину, обозначенную * . Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 варианта Сила, F, Н 0,15 0,8 * 0,02 1,8 0,5 10 0,4 0,25 * * * Масса тела m, 0,2 * 200 8 90 40 * 500 70 * 20 * кг Ускорение а, 6 5 40 8 2 4 15 20 * * * * м/с2 2. При столкновении двух вагонов вагон массой m1замедляет свое движение с ускорением а1 , а другой вагон с массой m2 убыстряет свое движение с ускорением а2 . Определите величину обозначенную * . Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Масса первого 24 32 40 * 54 40 32 * 30 28 58 * вагона m1, т Ускорение 1 вагона 0,4 0,5 0,6 * 0,2 0,6 0,8 * 0,5 0,3 1 * а1, м/с2 Масса 2 вагона m2, т 30 * 25 30 60 * 24 25 25 * 54 35 Ускорение 2 вагона 0,6 0,5 * 0,4 0,3 0,15 * 0,6 0,4 0,6 * 0,8 2 а2, м/с 3. К крючку динамометра прикрепили полоску резины жесткостью k При растяжении полоски на х миллиметров показания динамометра составили F Определите величину обозначенную * Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Жесткость полоски 60 70 * 50 60 * 80 50 * 70 80 * резины k, Н/м Растяжение полоски х, 20 * 40 50 * 30 40 * 20 30 * 50 мм Показания 1,5 2 3 2,5 3 * 2 2,5 * * * динамометра F, Н 4. При действии на тело массой m силы F в течение времени t его скорость изменяется от v1 до v2 Вычислите величину, обозначенную * (Направление силы совпадает с направлением скорости v1 ) Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 m, кг 500 2 10 * 300 0,8 0,8 * 400 5 10 * F,Н 90 20 40 5 1,8 10 0,16 0,8 5 20 10 5 t, с 10 * 0,1 2 2 2 5 20 0,5 10 * * v1, м/с 2 5 50 30 10 25 5 20 30 * * * v2, км/ч 72 54 360 * 144 72 18 54 108 36 * * 5. Два тела массой m1 и m2 соответственно, находящиеся на расстоянии r друг от друга, взаимодействуют с силой всемирного тяготения F. Определите величину обозначенную * Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Масса 1тела m1, 2,5 * 3 4 1,5 * 2 2,5 3 4 2 * 6 10 кг Масса 1 тела m2, 2 2,5 * 3 4 1,5 * 200 2,5 3 4 * 6 10 кг Расст. между 100 150 200 * 150 200 250 * 200 250 150 * телами r, м Сила всемирного * 0,8 0,9 0,7 * 0,9 0,7 0,8 * 0,7 0,8 0,9 тяготения F, мН Зачетное занятие №2 ВОПРОСЫ. 1. Какой вид движения изображен на графике? 2. а) Одновременно ли начали двигаться тела? (Да, нет.) б) Какое тело начало двигаться раньше? В) На сколько секунд? 3. На каком расстоянии (в метрах) друг от друга находились тела в момент 4. 5. 6. 7. 8. начала движения первого из них? С одинаковыми ли по модулю скоростями двигались тела? (Да, нет) В одинаковом ли направлении двигались тела ? (Да, нет) Каковы начальная и конечная координаты (В метрах): а) тела I? Б) тела I I ? Сколько времени в секундах находились в пути: а) тела I? Б) тела I I ? а) Одновременно ли оба тела закончили движение? Б) Какое тело позже остановилось? В) На сколько секунд? 9. С какой скоростью (м/с) двигались : а) тела I? Б) тела I I ? 10. Направление движения учесть с помощью знака. 11. а) Через какое время (В секундах) после начала движения встретились тела? Б) Назовите координату точки встречи (В метрах). 12. Какое расстояние в метрах прошли: а) тела I? Б) тела I I ? 13. Напишите закон движения: а) тела I? Б) тела I I ? Зачетное задание №3. 1. При исследовании пробы вещества массой m было установлено, что в пробе содержится N молекул, а молярная масса вещества М. Определите величину, обозначенную * . Рассчитайте количество вещества, содержащееся в пробе. Номер варианта Масса вещества m, г 1 2 3 4 5 88 35,5 * 318 7,2 6 7 8 * 160 15 9 10 11 12 * 56 220 * Число молекул 12 * 0,3 24 * 0,6 30 * 0,3 12 * 2,4 N, 1023 Молярная 71 2 18 160 * 30 142 * 44 28 * * масса М, г/моль 2.В результате химической реакции синтеза получено вещество молярной массой M. Масса одной молекулы данного вещества m0 Определите величину, обозначенную * . Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 варианта Молярна 0,01 * 0,04 * 0,04 * 0,08 * 0,0 * 0,10 * я масса а 7 6 4 5 8 6 М, кг/моль Масса 2,6 * 2,9 * 14, * 16, * 10, * 27 * одной 6 9 1 3 3 молекулы m0, 10 -23г 3.Вещество массой m имеет объем V и содержит N молекул при концентрации вещества n и его плотности ρ Определите величину, обозначенную * . Рассчитайте массу одной молекулы данного вещества. Номер варианта Масса m, г Объем V, л 1 2 54 20 0 0,2 * 3 4 5 6 7 8 * 18 178 * 572 10 * 0,4 * 18 0 50 0,0 2 16, 9 9 10 11 12 * 162 365 * 0,04 * 0,0 5 18, 5 0,1 Число 2,6 * 107, * 20,6 * 12 * * * молекул N, 9 6 1023 Концентрац * 33 * 0,2 * 408 30 * 448 * 586 * ия n, 1020 см-3 4 7 7 Плотность 270 * 1,2 0,0 * 1360 1,43 * 240 540 * 10, вещества, ρ 0 5 9 0 0 0 5 кг/м3 4.В комнате, объем которой V, испарили капельку духов, содержащую ароматическое вещество массой m Его молярная масса М, число молекул в 1 см3 воздуха n. Определите величину, обозначенную * Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 варианта V, м3 30 40 50 60 30 40 50 60 100 * * * m, г 0,01 * 0,02 0,03 0,1 * 0,5 0,4 0,3 * 0,02 0,01 Молярная 124 130 * 112 135 118 * 120 128 142 * 103 масса М, г/моль n, х1011 см-3 12 46 30 89 34 880 * 56 42 18 * * Зачетное задание №4 1 вариант 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Определение магнитной линии Как можно распознать магнит? Является ли стрелка компаса магнитом? Расположение магнитных линий в постоянном магните (рисунок) Почему корпус компаса никогда не делают из стали? Каким образом можно усилить магнитное поле катушки с током? Укажите полюса проводника с током N S 8. Представьте, что Земля потеряла свое магнитное поле. Какие последствия этого могут быть? 9. Почему медное кольцо взаимодействует с движущимся магнитом, а пластмассовое – нет? 10. Вращающаяся часть генератора или электродвигателя. 2 вариант 1. Определение постоянного магнита 2. Как можно доказать существование магнитного поля? 3. Что вам необходимо, чтобы изготовить простейший электромагнит? 4. Расположение магнитных линий вокруг проводника с током (рисунок) 5. Каким способом можно узнать, есть ли ток в проводе, не пользуясь амперметром? 6. Что сделает магнитная стрелка находящаяся рядом с проводником с током, если поменять направление тока в цепи? 7. Укажите полюса проводника с током S N 8. Плюсы и минусы существования магнитного поля Земли 9. Применение магнита и электромагнита 10. Неподвижная часть генератора или электродвигателя. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)