физика_ФГОС СОО_подписано

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ №
8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.27 11:11:49+05'00'

Приложение к образовательной программе
основного общего и среднего общего
образования МАОУ «СОШ №8»,
утвержденной Приказом директора МАОУ
«СОШ №8»
от 19.06.2020 г № 108/д

Рабочая программа
учебного предмета
«Физика»
базовый уровень
среднее общее образование
(в соответствии с ФГОС СОО)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
• понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;
• распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
• ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы
используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых
измерений в этом случае не требуется.
• понимать роль эксперимента в получении научной информации;
• проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом
выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки
погрешностей измерений.
• проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
• проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
• анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания
для их объяснения;
• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений
об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;

• самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения,
адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
• воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось
вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность
вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при
совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил
(нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса,
закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические
величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс
тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий
исследования космического пространств;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса,
закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
Архимеда и др.);
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так
и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные
состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при
конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная
теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
• различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей
и твердых тел;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие
зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на
движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу,
электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
дисперсия света.
• составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
• использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе.
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами.
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение.
• приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при

последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для
ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,
α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа,
закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного
вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых
тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях
звездного неба;
• различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить
цвет звезды с ее температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других
методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование
физических явлений и процессов 1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные
элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип
относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в
механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов
классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования
простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Демонстрации:
∙ Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
∙ Падение тел в воздухе и в вакууме.
∙ Явление инерции.
∙ Сравнение масс взаимодействующих тел.
∙ Второй закон Ньютона.
∙ Измерение сил.
∙ Сложение сил.
∙ Зависимость силы упругости от деформации.
1

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки
выпускников.

∙ Силы трения.
∙ Условия равновесия тел.
∙ Реактивное движение.
∙ Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
∙ Измерение ускорения свободного падения.
∙ Исследование движения тела под действием постоянной силы.
∙ Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
∙ Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
∙ Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и
упругости.
∙ Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового
движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния
идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые
двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых
процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов,
жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Демонстрации:
∙ Механическая модель броуновского движения.
∙ Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
∙ Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
∙ Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
∙ Кипение воды при пониженном давлении.
∙ Устройство психрометра и гигрометра.
∙ Явление поверхностного натяжения жидкости.
∙ Кристаллические и аморфные тела.
∙ Объемные модели строения кристаллов.
∙ Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы:
∙ Измерение влажности воздуха.
∙ Измерение удельной теплоты плавления льда.
∙ Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое
поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции.
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных
излучений и их практическое применение.
Проведение
опытов
по
исследованию
явления
электромагнитной
индукции,
электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое
применение физических знаний в повседневной жизни:
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и

радиоаппаратурой.
Демонстрации:
∙ Электрометр.
∙ Проводники в электрическом поле.
∙ Диэлектрики в электрическом поле.
∙ Энергия заряженного конденсатора.
∙ Электроизмерительные приборы.
∙ Магнитное взаимодействие токов.
∙ Отклонение электронного пучка магнитным полем.
∙ Магнитная запись звука.
∙ Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
∙ Свободные электромагнитные колебания.
∙ Осциллограмма переменного тока.
∙ Генератор переменного тока.
∙ Излучение и прием электромагнитных волн.
∙ Отражение и преломление электромагнитных волн.
∙ Интерференция света.
∙ Дифракция света.
∙ Получение спектра с помощью призмы.
∙ Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
∙ Поляризация света.
∙ Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
∙ Оптические приборы
Лабораторные работы:
∙ Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
∙ Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
∙ Измерение элементарного заряда.
∙ Измерение магнитной индукции.
∙ Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
∙ Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах
частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.
Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы.
Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о
происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы
наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических
объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта
и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
Демонстрации:
∙ Фотоэффект.
∙ Линейчатые спектры излучения.
∙ Лазер.
∙ Счетчик ионизирующих частиц.
∙ Лабораторные работы

∙

Наблюдение линейчатых спектров.

Тематическое планирование.

Тема

Физика и методы научного
познания
Механика
Молекулярная физика
Электродинамика
Квантовая физика и элементы
астрофизики
Резерв
Всего

Количество часов
10 класс (2 часа в
11 класс (2 часа в
неделю, 68 часов)
неделю, 68 часов)
2
23
21
21

1
68

Всего
2

43
27

23
21
64
27

68

1
136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ФИЗИКА. 10 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1.Физика и методы научного познания (2 часа)

Содержание

1.

Вводный инструктаж. Физика как наука. Научные Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других
методы познания окружающего мира и их
методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные
отличия от других методов познания. Роль
гипотезы. Физические модели.
эксперимента и теории в процессе познания
природы.

2.

Физические законы. Физические теории.
Моделирование физических явлений и процессов.
Границы применимости физических законов и
теорий. Принцип соответствия. Основные
элементы физической картины мира.

Физические законы. Физические теории. Моделирование физических явлений и процессов.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.
Основные элементы физической картины мира.

2 МЕХАНИКА (23 часа)
3

4

5

6

2.1 Кинематика (8 часов)
Механическое движение и его виды.
Характеристики механического движения.

Механическое движение, его виды. Относительность движения. Описание движения
точки. Тело отсчета, система отсчёта. Задание положения точки с помощью координат.
Радиус-вектор. Материальная точка, перемещение, путь.
Скорость, перемещение равномерного прямолинейного движения, уравнение
Равномерное прямолинейное движение тел.
Скорость и перемещение. Уравнение координаты координаты прямолинейного равномерного движения. Построение и чтение графиков
равномерного движения. Лабораторная работа №1 равномерного движения. Лабораторная работа №1 «Исследование движения тела под
«Исследование движения тела под действием
действием постоянной силы»
постоянной силы».
Скорость при неравномерном движении.
Средняя скорость. Определение мгновенной скорости движения. Правило сложения
Прямолинейное равноускоренное движение.
скоростей. Ускорение (определения модуля и направления). Единица ускорения.
Движение с постоянным ускорением. Скорость при движении с постоянным
ускорением
Движение с постоянным ускорением.
Уравнения и графики движения с постоянным ускорением. Свободное падение тел.

№
п/п

Тема урока
Свободное падение тел.

Содержание
Движение тела вертикально вверх. Движение тела, брошенного горизонтально и под
углом к горизонту. Решение задач
Лабораторная работа Свободное падение тел. Падение тел без учета сопротивления
воздуха. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе. Демонстрация падения
тел в воздухе и вакууме.

7

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения
свободного падения»

8

Равномерное движение точки по окружности
Поступательное движение. Угловая и линейная
скорости тела.

Движение точки по окружности, центростремительное ускорение.
Абсолютно твёрдое тело. Поступательное движение тела. Вращательное движение
твёрдого тела, угловая скорость.

9

Решение задач по теме «Кинематика»

Решение задач, описывающих движения тел

10

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

2.2 Динамика и силы в природе (8 часов)
Законы динамики. Взаимодействие тел в природе.
11 Явление инерции. Инерциальная система отсчёта.
Первый закон Ньютона.
12 Принцип относительности Галилея. Сила.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Основное утверждение механики. Выбор системы отсчёта. Что вызывает ускорение тел?
Движение с постоянной скоростью при действии на тело сил. Инерциальная система
отсчёта. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Инерция, инертность
Сила. Сравнение сил. Измерение сил. Динамометр. О силах в механике. Второй закон
Ньютона. Масса. Взаимодействия тел. Силы взаимодействия двух тел. Инерциальные и
неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея
Силы в механике. Принцип дальнодействия. Четыре типа сил. Силы в механике.
Явление тяготения. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Определение гравитационной постоянности.

13

Силы в природе. Гравитационные силы.

14

Всемирное тяготение. Закон всемирного
тяготения. Первая космическая скорость. Сила
тяжести, вес тела. Невесомость. Перегрузки..

Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Вычисление первой космической
скорости. Сила тяжести и вес. Невесомость. Использование законов механики для
объяснения движения тел и для развития космических исследований.

15

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

Деформация и сила упругости. Закон Гука. Решение задач.

№
Тема урока
п/п
16 Лабораторная работа №3: «Изучение движения
тела по окружности под действием силы тяжести
и упругости»
17

Силы трения

Содержание
Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости

Роль сил трения. Трение покоя. Трение скольжения. Силы сопротивления при движении
твердых тел в жидкостях газа.

18

Контрольная работа №2 по теме: «Динамика и
силы в природе».
2.3 Законы сохранения в механике. Статика (7 часов)
19 Законы сохранения в механике. Импульс. Закон
Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение
сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического
пространства.
20 Работа силы. Мощность. Энергия.
Работа силы. Единица работы. Мощность. Единицы мощности. Энергия.
21

Теоремы об изменении кинетической и
потенциальной энергии. Закон сохранения и
превращения энергии в механике. Границы
применимости классической механики.
Лабораторная работа №4. « Изучение закона
сохранения механической энергии»

Кинетическая энергия; теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная
энергия; теорема об изменении потенциальной энергии. Закон сохранения и
превращения энергии в механике. Границы применимости классической механики.

23.

Предсказательная сила законов классической
механики. Использование законов механики для
объяснения движения небесных тел и для
развития космических исследований.

Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований. Решение задач.

24

Равновесие абсолютно твёрдых тел

Равновесие тел. Условия равновесия тел. Момент силы

22

25

Работа силы. Единица работы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и её
изменение. Работа силы тяжести упругости Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Уменьшение механической энергии системы под действием силы
трения.

Контрольная работа №3 по теме: «Законы
сохранения в механике».
3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 час)
3.1 Основы молекулярной физики (8 уроков)

№
Тема урока
п/п
26 Возникновение атомистической гипотезы
строения вещества и ее экспериментальные
доказательства.

Содержание
Основные положения молекулярно- кинетической теории. Броуновское движение. Силы
взаимодействия молекул. Тепловое движение молекул. Строение газов, жидкостей,
твердых тел.

27

Характеристики молекул и их систем. Решение
задач.

Оценка размеров молекул. Число молекул. Масса молекул. Относительная молекулярная
масса. Количество вещества и постоянная Авогадро. Моль. Молярная масса.

28

Модель идеального газа. Давление газа.
Основное уравнение молекулярно- кинетической
теории газа.
Температура и тепловое равновесие.
Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения
частиц вещества.

Модель идеального газа в молекулярно- кинетической теории. Давление газа. Среднее
значение квадрата скорости молекул. Вывод основного уравнения.

29

Тепловое равновесие. Определение температуры.. Измерение температуры.
Термометры. Средняя кинетическая энергия молекул газа при тепловом равновесии.
Газы в состоянии теплового равновесия. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Абсолютный нуль
температуры. Постоянная Больцмана. Зависимость давления газа от концентрации его
молекул и температуры. Средняя скорость теплового движения молекул.
30 Давление газа. Уравнение состояния идеального
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеевагаза.
Клапейрона). Для чего нужно знать уравнение состояния?
31 Газовые законы.
Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный процессы.
Изобарнй процесс: зависимость объема газа при постоянном давлении от абсолютной
32 Лабораторная работа №6 Экспериментальная
проверка закона Гей-Люссака
температуры.
33 Решение задач на газовые законы
Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный процессы.
3.2 Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. (3 часа)
34 Насыщенный пар. Зависимость давления
Испарение и конденсация.
Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.
насыщенного пара от температуры. Кипение.
Ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.
35
Влажность воздуха.
Водяной пар в атмосфере. Парциальное давление водяного пара. Относительная
Лабораторная работа №7 «Измерение влажности
влажность. Психрометр. Значение влажности. Лабораторная работа.
воздуха»
36 Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Кристаллические тела. Анизотропия
Кристаллические тела. Аморфные тела.
кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Аморфные тела, их свойства. Физика
твердого тела.
37 Контрольная работа №4 «Молекулярная
Молекулярная физика

№
п/п

Тема урока

физика»
3.3 Основы термодинамики(9 часов)
38 Внутренняя энергия.
Работа в термодинамике.

Содержание

Работа в механике и термодинамике. Изменение внутренней энергии при совершении
работы. Вычисление работы. Геометрическое толкование работы. Термодинамика и
статистическая механика. Внутренняя энергия в МКТ. Внутренняя энергия идеального
одноатомного газа. Зависимость внутренней энергии от макроскопических параметров.

39

Количество теплоты.
Удельная теплоёмкость

40

Лабораторная работа №5 «Измерение удельной Лабораторная работа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Виды агрегатных
теплоты плавления льда»
состояний: твердое, жидкое, газообразное, плазменное. Фазовый переход. Твердое тело –
упорядоченная молекулярная структура. Неупорядоченные молекулярные структуры:
жидкость, газ. Условия идеальности газа.
Демонстрация опыта по изучению свойств жидкостей и твердых тел, агрегатных
превращений вещества
Законы термодинамики. Первый закон
Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. Невозможность создания
термодинамики.
вечного двигателя.

41
42
43

44

45
46

Применение первого закона термодинамики к
различным процессам
Порядок и хаос. Необратимость тепловых
процессов. Второй закон термодинамики.
Границы применимости второго закона
термодинамики.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Теплопередача. Количество теплоты и теплоемкость. Удельная теплота парообразования.
Удельная теплота плавления. Решение задач

Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам. Теплообмен в
замкнутой системе.
Примеры необратимых тепловых процессов.
Общее заключение о необратимости процессов в природе. Точная формулировка
понятия необратимого процесса. Второй закон термодинамики. Границы применимости
второго закона термодинамики.
Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя.
Максимальное значение КПД тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана
окружающей среды.
Решение задач по теме «Основы термодинамики». Законы термодинамики, применение законов термодинамики.
Контрольная работа №5 по теме:
«Основы термодинамики»

№
Тема урока
п/п
4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 час)

Содержание

4.1 Электростатика (8 часов)
47

Введение в электродинамику. Элементарный
электрический заряд. Элементарные частицы.

Что изучает электродинамика?
Элементарный электрический заряд. Элементарные частицы Два знака электрических
зарядов. Заряженные тела. Электризация тел.

48

Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона

Закон сохранения электрического заряда. Физический смысл опыта Кулона.

49

Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Идея близкодействия

50

Силовые линии электрического поля. Решение
задач на напряжённость электрического поля

Близкодействие и действие на расстоянии. Идеи Фарадея. Скорость распространения
электромагнитных взаимодействий. Радиоволны. Что такое электрическое поле?
Основные свойства электрического поля. Напряжённость электрического поля.
Принцип суперпозиции полей. Напряженность точечного заряда.
Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. График
изображения электрических полей.

51

Проводники и диэлектрики в электростатическом
поле.

Свободные заряды. Электростатическое поле внутри проводника. Электрический заряд
проводников. Электрические свойства нейтральных атомов и молекул. Эл. диполь. Два
вида диэлектриков. Поляризация полярных и неполярных диэлектриков.

52

Энергетические характеристики
электростатического поля

53

Конденсаторы. Энергия заряженного
конденсатора

54

Решение задач по теме «электростатика».

Потенциальность электрического поля, работа по перемещению заряда в однородном
электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов
Единица напряженности электрического поля. Потенциальные поля.
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью электростатического
поля и разностью потенциалов.
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсатор. Электроемкость плоского
конденсатора. Энергия электрического поля. Энергия электрического поля конденсатора.
Применение конденсаторов
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Напряжённость
электрического поля. Потенциальность электрического поля, работа по перемещению
заряда в однородном электростатическом поле. Электроемкость. Энергия электрического

№
п/п

Тема урока

Содержание
поля конденсатора.

4.2 Постоянный электрический ток(7 часов)
55 Электрический ток. Условия его существования.

56

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и
параллельное соединение проводников.

57

Лабораторная работа №8 «Измерение
электрического сопротивления с помощью
омметра»
Работа и мощность постоянного тока.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной
цепи.
Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и
внутреннего сопротивления источника тока».
Контрольная работа №6 по теме: «Законы
постоянного тока».

58
59
60
61

4.3 Электрический ток в различных средах(4 часа)
62 Электрическая проводимость различных веществ.
Электронная проводимость в металлах.
Зависимость сопротивления от температуры
63 Закономерности протекания электрического тока
в полупроводниках.
64

65

Электрический ток в вакууме. Электроннолучевая трубка. Электрический ток в жидкостях.
Закон электролиза.
Электрический ток в газах. Плазма.

Электрический ток. Сила тока. Действие тока. Скорость упорядоченного движения
электронов в проводнике. Условия, необходимые для существования электрического
тока.
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Вольт- амперная характеристика.
Последовательное и параллельное соединения проводников.
.
Сопротивление. Зависимость сопротивления проводника от материала, длины и
площади поперечного сечения проводника. Лабораторная работа.
Работа тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность тока.
Сторонние силы. Природа сторонних сил. Электродвижущая сила. Закон Ома для
полной цепи.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Электрическая проводимость различных веществ. Экспериментальное доказательство
существования свободных электронов в металлах. Движение электронов в металле.
Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.
Строение полупроводников. Электронная и дырочная проводимости.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Донорные
и акцепторные примеси. p-n – переход. Транзисторы
Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Свойства электронных
пучков и их применение. Электронно-лучевая трубка. Электролитическая диссоциация.
Ионная проводимость. Электролиз. Законы электролиза. Применение электролиза.
Эл. разряд в газе. Ионизация газов. Проводимость газов. Рекомбинация.

№
п/п

66
67
68

Тема урока

Содержание

Обобщение по теме «Электродинамика»
Контрольная работа №7 по теме
«Электродинамика»
Резерв

Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Ионизация электронным ударом.
Плазма.
Повторение основных формул, теорий, решений задач по теме «Электродинамика".

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ФИЗИКА. 11 КЛАСС.

№
Тема урока
Содержание
урока
Электродинамика (продолжение) (43 часа)
1.1 Магнитное поле (7 часов)
1.
Вводный инструктаж.
Вводный инструктаж. Инструктаж по Т.Б.Магнитные силы, магнитное поле тока.
Взаимодействие токов.
Взаимодействие токов.
Магнитное поле тока.
2.
Вектор магнитной индукции.
Правило «буравчика» для определения направления линий магнитного поля и направления
Линии магнитной индукции.
тока в проводнике. Вектор магнитной индукции.
3.
Сила Ампера. Применение закона Закон Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Правило «левой руки» для
Ампера. Устройство и принцип
определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока
действия динамика.
в проводнике). Применение закона Ампера. Устройство и принцип действия динамика.
4.
Решение задач по теме «Закон
Закон Ампера. Смысл силы Ампера как физической величины.
Ампера»
5.
Действие магнитного поля на
Величина и направление силы Лоренца; Действие магнитного поля на движущиеся
движущийся электрический
заряженные частицы. Практическое применение силы Лоренца в технике и роль этой силы в
заряд. Сила Лоренца.
астрофизических явлениях.
Циклотроны, масс спектрографы.
6.
Решение задач по теме «Сила
Расчета силы Лоренца.
Лоренца»
7.
Магнитные свойства вещества.
Магнитные свойства вещества. Величина и направление магнитной индукции, силы Ампера
Магнитная запись и
и силы Лоренца. Магнитная запись и воспроизведение информации в магнитофонах,
воспроизведение информации в
телефонах.
магнитофонах, телефонах.
Решение задач.
1.2 Электромагнитная индукция (8 часов)
8.
Явление электромагнитной
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток, правило Ленца.
индукции. Магнитный поток.
Правило Ленца.
9.
Закон электромагнитной
Закон электромагнитной индукции, Вихревое электрическое поле», ЭДС индукции в
индукции. Вихревое
движущихся проводниках.
электрическое поле. ЭДС
индукции в движущихся

10.

11.

12.
13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

проводниках.
Лабораторная работа №1 «
Явление электромагнитной индукции.
Изучение явления
электромагнитной индукции».
Инструктаж по ТБ.
Вихревое электрическое поле.
Вихревое электрическое поле. Токи Фуко. Ферриты, ферромагнетики. ЭДС индукции в
ЭДС индукции в движущихся
движущихся проводниках. Устройство и принцип действия электродинамического
проводниках.
микрофона.
Электродинамический микрофон.
Самоиндукция. Индуктивность.
Явление самоиндукции. Физическая величина (индуктивность). Аналогия между
Энергия магнитного поля.
самоиндукцией и инерцией. Энергия магнитного поля.
Взаимосвязь электрического и
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Процесс возникновения электромагнитного
магнитного полей.
поля.
Электромагнитное поле.
Решение задач по теме: «Закон
Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.
электромагнитной индукции.
Энергия магнитного поля»
Контрольная работа №1
«Магнитное поле.
Электромагнитная индукция»
1.3 Электромагнитные колебания ( 5 часов)
Механические колебания и волны. Основные характеристики механических колебаний и волн: длина волн, амплитуда, частота,
Лабораторная работа №3
период. Лабораторная работа.
«Определение ускорения
свободного падения при помощи
маятника». Инструктаж по ТБ.
Свободные и вынужденные
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Устройство колебательного
электромагнитные колебания.
контура, характеристики электромагнитных колебаний.
Колебательный контур.
Аналогия между механическими
Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Формула Томсона. Решение задач
и электромагнитными
на применение формул Томсона.
колебаниями. Формула Томсона.
Уравнение, описывающее
Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Нахождение периода
процессы в колебательном
колебаний в колебательном контуре.

20.

21.
22.

23.

24.

25.

26.

27.

контуре. Решение задач по теме
«Формула Томсона»
Переменный электрический ток.
Характеристики переменного тока. Явление резонанса.
Резонанс.
1.4 Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа)
Генерирование электрической
Принцип действия генератора переменного тока. Устройство и принцип действия
энергии. Трансформаторы.
трансформатора.
Производство, передача и
Способы производства электроэнергии. Основные потребители электроэнергии. Способы
использование электрической
передачи электроэнергии. Безопасное обращение с домашней электропроводкой, бытовой
энергии. Безопасное обращение с электро – и радиоаппаратурой
домашней электропроводкой,
бытовой электро – и
радиоаппаратурой
1.5 Электромагнитные волны (3 часа)
Электромагнитные волны.
Теория Максвелла. Явление возникновения и распространения электромагнитного поля.
Свойства электромагнитных
Основные свойства электромагнитных волн.
волн. Экспериментальное
обнаружение электромагнитных
волн.
Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова
Принципы радиосвязи.
Распространение радиоволн, радиолокация. Применение волн в радиовещании, в
Распространение радиоволн.
средствах связи, в технике, радиолокации. Принципы приема и получения телевизионного
Радиолокация.
изображения
Контрольная работа №2 по
теме « Электромагнитные
колебания и волны.
Трансформатор».
1.6 Оптика. Световые волны. (10 часов)
Развитие взглядов на природу
Развитие теории взглядов на природу света. Смысл физического понятия «скорость света».
света. Скорость света. Принцип
Принцип Гюйгенса, закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.
Гюйгенса. Закон отражения света Решение задач.
Плоское зеркало.
Закон преломления света. Полное Закон преломления света. Измерение показателя преломления стекла. Полное отражение.

28.

29.

30.
31.

32.

33.

34.

35.

36.

отражение.
Лабораторная работа №4
«Измерение показателя
преломления стекла».
Инструктаж по ТБ.
Линзы. Построение изображения
в линзе. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы.
Решение задач на построение
изображений в линзе.
Дисперсия света. Лабораторная
работа №5 «Определение
оптической силы и фокусного
расстояния собирающей линзы».
Инструктаж по ТБ.
Волновые свойства света.
Интерференция механических и
световых волн.
Волновые свойства света.
Дифракция механических и
световых волн. Дифракционная
решетка. Лабораторная работа
№6 «Измерение длины световой
волны». Инструктаж по ТБ.
Волновые свойства света.
Поперечность световых волн и
электромагнитная теория света.
Поляризация света.
Решение задач по теме: «Оптика.
Световые волны»
Излучение и спектры. (5 часов)
Различные виды
электромагнитных излучений и
их практическое применение.

Закон преломления света. Измерение показателя преломления стекла.

Изображения в тонких линзах, фокусное расстояние, оптическая сила линзы. Получение
изображений с помощью лупы, микроскопа, телескопа.
Изображения в тонких линзах, фокусное расстояние, оптическая сила линзы.
Физическое явление -дисперсия света. Причина образование сплошного спектра при
дисперсии. Лабораторная работа.

Волновые свойства света. Интерференция механических и световых волн. Условие
получения устойчивой интерференционной картины.
Волновые свойства света. Дифракция механических и световых волн. Дифракционная
решетка. Объяснение явления дифракции, измерение длины световой волны.

Волновые свойства света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.
Поляризации света. Практическое применение поляризации света.
Законы преломления и отражения света. Оптическая сила линзы. Изображения в тонких
линзах. Дисперсия, интерференция, дифракция световых волн.
Различные виды электромагнитных излучений. Особенности видов излучений. Источники
света. Практическое применение различных видов электромагнитных излучений.

37.

38.

39.

40.

Источники света.
Инфракрасное и
ультрафиолетовое излучение, их
практическое применение
Рентгеновские лучи. Шкала
электромагнитных волн.
Различные виды
электромагнитных излучений и
их практическое применение.
Обобщение по теме «Световые
волны. Излучение и спектры».

Природа инфракрасного, ультрафиолетового излучения. Практическое применение
инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
Открытие рентгеновских лучей. Применение в технике различных видов электромагнитных
излучений. Шкала электромагнитных волн.

Виды электромагнитных излучений. Природа инфракрасного, ультрафиолетового
излучения. Применение в технике различных видов электромагнитных излучений. Шкала
электромагнитных волн.

Контрольная работа №3 по
теме «Электродинамика»
Элементы СТО (3 часа)
41. Законы электродинамики и
Постулаты теории относительности А.Эйнштейна.
принцип относительности.
Постулаты Эйнштейна.
42. Основные следствия из
Основные следствия из постулатов теории относительности А.Эйнштейна
постулатов теории
относительности.
43. Элементы релятивистской
Релятивистская динамика. Зависимость массы от скорости. Закон взаимосвязи массы и энердинамики.
гии, понятие «энергия покоя».
2. Квантовая физика и элементы астрофизики (27 часов)
2.1 Световые кванты. Атомная физика (8 часов)
44. Гипотеза Планка о квантах.
Гипотеза Планка о квантах. Явление внешнего фотоэффекта. Законы фотоэффекта,
Фотоэффект. Уравнение
уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснение закона фотоэффекта с квантовой точки
Эйнштейна. Теория фотоэффекта. зрения, противоречие между опытом и теорией.
45. Решение задач по теме:
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
«Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта».
46. Фотон. Гипотеза де Бройля о
Фотон. Свойства фотона : масса, скорость, энергия, импульс. Гипотеза де Бройля о волновых
волновых свойствах частиц.
свойствах частиц. Корпускулярно – волновой дуализм. Соотношение неопределенностей
Корпускулярно – волновой
Гейзенберга. Примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия

47.
48.
49.

50.

51.

52.

53.

54.
55.
56.

57.

дуализм. Соотношение
света и вещества в природе и технике
неопределенностей Гейзенберга.
Давление света. Химическое
Устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов.
действие света.
Планетарная модель атома.
Эксперимент, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома
Опыты Резерфорда.
Квантовые постулаты Бора.
Сущность квантовых постулатов Бора. Модель атома водорода по Бору. Линейчатые спектры
Модель атома водорода по Бору.
излучения и поглощения света атомами.
Излучение и поглощение света
атомами.
Лазеры. Лабораторная работа
Спонтанное и индуцированное излучение, принцип действия лазера, практическое
№7 «Наблюдение линейчатого и
применении лазера.
сплошного спектров испускания».
Инструктаж по ТБ.
Контрольная работа №4
«Световые кванты. Атомная
физика».
2.2 Физика атомного ядра (7 часов)
Методы наблюдения и
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Принципы действия приборов для
регистрации элементарных
регистрации элементарных частиц: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера..
частиц. Треки частиц.
Треки частиц.
Радиоактивность. α,β,γ Радиоактивный распад. Реакции альфа-, бета- и гамма - распада. Смысл закона
излучения. Закон
радиоактивного распада. Период полураспада. Закон радиоактивного распада –
радиоактивного распада и его
статистический закон.
статистический характер.
Модели строения атомного ядра. Строение атомного ядра, ядерные силы. Примеры строения ядер химических элементов.
Ядерные силы.
Дефект массы и энергия связи
Энергия связи ядра, дефект масс, удельная энергия связи. Ядерные реакции. Решение
ядра. Ядерные реакции.
задач по теме.
Деление ядра урана. Цепные
Открытие деления ядра урана, механизм деления ядра. Цепная ядерная реакция. Схема и
ядерные реакции. Ядерный
принцип действия ядерного реактора.
реактор.
Ядерная энергетика. Влияние
Примеры использования ядерной энергии. Доза излучения. Влияние радиоактивных
ионизирующей радиации на
излучений на живые организмы, способы снижения этого влияния. Примеры экологических

58.

59.

60.
61.

62.

63.
64.

65.

66.
67.

живые организмы. Доза
проблем при работе атомных электростанций, способы решения этих проблем.
излучения.
Контрольная работа №5
«Физика атомного ядра».
2.3 Элементарные частицы (3 часа)
Элементарные частицы.
Открытие элементарных частиц: три этапа развития физики элементарных частиц.
Фундаментальные
Фундаментальные взаимодействия. Взаимные превращения частиц и квантов. Кварки.
взаимодействия. Физика
элементарных частиц.
Единая физическая картина мира. Физическая картина мира.
Контрольная работа №6 по
теме «Квантовая физика.
Элементарные частицы».
2.4 Элементы астрофизики (9 часов)
Солнечная система
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы. Объяснение их природы на основе
этой гипотезы. Характеристики планет Солнечной системы. Разделение планет по размерам,
массе и средней плотности.
Звезды и источники их энергии
Главная последовательность. Звезды-гиганты, звезды-карлики, переменные и двойные
звезды, нейтронные звезды, черные дыры. Источники энергии звезд.
Общие сведения о Солнце.
Источники энергии и внутреннее
строение Солнца.
Современные представления о
происхождении и эволюции
Солнца и звезд.
Галактика. Млечный путь - наша
Галактика.
Контрольная работа №7 по
теме «Квантовая физика и
элементы астрофизики»

Общие сведения о Солнце. Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, вспышки,
протуберанцы, солнечный ветер, солнечная активность. Источники энергии, процессы,
протекающие внутри Солнца, внутреннее строение Солнца.
Звезды главной последовательности. Происхождение и эволюция Солнца и звезд. Рождение и
смерть звезд. Наука космология. Расширяющаяся Вселенная.
Галактика. Виды галактик. Размеры галактик. Скопления галактик.. Наша галактика,
Млечный путь, межзвездное вещество, квазар.

68.

Резерв.

Приложение
Литература для учащихся:
1.Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Г. Я.
Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н.Сотский- М.:Просвещение, 2010.
1.Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Г. Я.
Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин- М.:Просвещение, 2011.
2.Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. для общеобразоват.учреждений. – 16
–е изд. – М.: Просвещение
Литература для учителя:
1. 1.Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н.Сотский- М.:Просвещение, 2010.
2. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Г.
Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин- М.:Просвещение, 2009.
3. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
5. Марон А.Е. Физика. 11 класс : дидактические материалы / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – 4е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
6. Маркина Г.В. Физика. 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева,
Б.Б.Буховцева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / авт.-сост. Г.В.Маркина. - Волгоград:
Учитель, 2006.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru
2. http://www.class-fizika.narod.ru/
3.
4.
5.
6.

http://www.fipi.ru/
http://phys.reshuege.ru/
http://www.statgrad.cde.ru
http://www.uchportal.ru/

Оснащение кабинета физики лабораторным оборудованием
№

Название прибора
Оборудование общего назначения:

количество

1
2
3
4
5
6

Щит для электроснабжения лабораторных работ
Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)
Весы учебные
Термометры
Штативы
Цилиндры измерительные (мензурки)
Оборудование для фронтальных лабораторных работ

1
4
10
15
15
10

7
8

Динамометры лабораторные
Желоба дугообразные (А, Б)

9

Желоба прямые

15

10

Набор грузов по механике

15

11

Наборы пружин с различной жесткостью

5

12

Набор тел равного объема и равной массы

1

13

Рычаг-линейка

10

14

Трибометры лабораторные
Молекулярная физика и термодинамика
Калориметры
Набор для исследования изопроцессов в газах

20

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

4Н
15

10
1

Нагреватели электрические
5
Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для 7
измерения в цепях постоянного тока
Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для 7
измерения в цепях постоянного тока
Катушка – моток
10
Ключи замыкания тока
15
Комплекты проводов соединительных
25
Набор прямых и дугообразных магнитов
15
Миллиамперметры
4
Мультиметры
1
Наборы резисторов проволочные
25
Реостаты ползунковые
5
Оптика и квантовая физика
Экраны со щелью
1
Плоское зеркало
Комплект линз1
Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н)

1
1

31

Дозиметр

1

32

Груз наборный на 1 кг

1

33

Комплект посуды и принадлежностей к ней
Измерительные приборы

34

Барометр-анероид

1

35
36
37
38
39
40

Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями
Ареометры
Манометр жидкостный демонстрационный
Метр демонстрационный
Манометр металлический
Психрометр (или гигрометр)
Отдельные приборы и дополнительное оборудование
Ведерко Архимеда
Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком
Комплект пружин для демонстрации волн (Н)
Пресс гидравлический (или его действующая модель)
Набор тел равной массы и равного объема
Прибор для демонстрации давления в жидкости
Прибор для демонстрации атмосферного давления
Призма наклоняющаяся с отвесом
Рычаг демонстрационный
Сосуды сообщающиеся
Стакан отливной
Шар Паскаля
Комплект для изучения газовых законов
Модель двигателя внутреннего сгорания
Модель броуновского движения
Набор капилляров
Огниво воздушное
Прибор для демонстрации теплопроводности тел
Теплоприемники (пара)
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости
Цилиндры свинцовые со стругом
Шар для взвешивания воздуха
Приборы для наблюдения теплового расширения
Электрометры с принадлежностями
Трансформатор универсальный
Набор для демонстрации спектров электрических полей
Султаны электрические
Конденсатор переменной емкости
Конденсатор разборный
Кондуктор конусообразный
Маятники электростатические (пара)
Палочки из стекла, эбонита и др.
Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном
поле

1
10
1
1
1
1

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

1
2
2
1
1
1
1
5
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104

Прибор для изучения правила Ленца
Прибор по геометрической оптике
Набор линз и зеркал
Прибор для демонстрации инерции и инертности тела
Маятник Максвелла
Набор шаров маятников
Прибор для демонстрации колебаний
Прибор для демонстрации записи механических колебаний
Прибор для демонстрации давления внутри жидкости
Прибор для демонстрации теплопроводности тел
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости
Набор для демонстрации объемных спектров постоянного тока
Набор для демонстрации спектров электрического поля
Лабораторный набор « Геометрическая оптика»
Лабораторный набор « Гидростатика. Плавание тел»
Лабораторный набор «Исследование атмосферного давления»
Лабораторный набор «Магнетизм»
Лабораторный набор «Механика. Простые механизм»
Лабораторный набор «Тепловые явления»
Лабораторный набор « Электричество»
Лабораторный набор «Механика»
Лабораторный набор «Оптика»
Комплекты для подготовки к ОГЭ
Комплект №1
Комплект №2
Комплект №3
Комплект №4
Комплект №5
Комплект №6
Комплект №7
Комплект №8
Печатные таблицы
Шкала электромагнитах волн
Таблица химических элементов Д.И. Менделеева
Международная система единиц

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».