химия ФГОС СОО

1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел. (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ №
8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.27 11:15:18+05'00'

Рабочая программа
учебного предмета
«Химия»
среднее общее образование
(в соответствии с ФГОС СОО)

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ №СОШ №8», утвержденной
Приказом директора МАОУ «СОШ №8»
от 19.06. 2020 № 108/д

2
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
I.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;

3
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и



4
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

5
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
 раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
 демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
 раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
 понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических
элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
 объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;


6
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и
строению;
 составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах
и принадлежности к определенному классу соединений;
 характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ
с целью их идентификации и объяснения области применения;
 прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности;
 использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
 приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений
(полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
 проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала,
белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
 владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
 устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью
определения оптимальных условий протекания химических процессов;
 приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
 приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности
организмов;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
 проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
 владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
 критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
 представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии
в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


7






иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной
– с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.

8
II. Содержание учебного предмета 10 класс
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость
свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации
органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета.
Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование),
дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников
тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение
каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование,
гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции
замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как
доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы,
реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты
как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и
глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для
распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.

9
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения
предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на
примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление
о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных
эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и
животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или
омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая
роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций
в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь.
Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков.
Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения
белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния
атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

10
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль
катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием
различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах
электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительновосстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз
растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды.
Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой
химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование.
Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и
фауны от химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
1. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав, или по продуктам сгорания.
2. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
3. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
4. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

11
5. Расчеты теплового эффекта реакции.
6. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
7. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной
массовой долей растворенного вещества.
Темы практических работ:
Решение экспериментальных задач на получение органических веществ.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений».
Получение этилена и изучение его свойств.
Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств..
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов.
Химические свойства альдегидов.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции.

12
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по химии 10класс
Часы по

Название темы

Лабораторные работы

рабочей

Практические

Контрольные работы

работы

программ
е

Предмет
органической
химии. Теория строения
органических соединений
А. М. Бутлерова

2

№1Изготовление моделей органических соединений.

Углеводороды
и
их
природные источники

12

№2Обнаружение продуктов горения свечи.
№3 Получение этилена и изучение его свойств.

Кислородазотсодержащие
органические
соединения

и

14

Органическая химия и
общество

6

Итого

34

\

Контрольная работа
№ 1 «Теория строения
органических
соединений А.М.
Бутлерова.
Углеводороды»
№4 Свойства одноатомных и многоатомных спиртов №1Решение
Контрольная работа
№5Растворимость глицерина в воде.
экспериментальных №2 «Кислород- и
№6 Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств
задач на получение азотсодержащие
№7Определение
непредельности
растительного
масла. органических
органические
№8Идентификация крахмала в некоторых продуктах питания.
веществ
соединения»
№9Изготовление крахмального клейстера.
№10Изготовление моделей молекул аминов.
№11Изготовление модели молекулы глицина.
№ 12 Химические свойства альдегидов
№13Ознакомление с коллекциями каучуков, пластмасс и волокон. №2Распознавание
пластмасс
и
волокон.
12
2
2

13
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по химии 11 класс
Часы по
рабочей
программе

Лабораторные работы

Строение веществ

9

Химические реакции

12

№1 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
№2Получение коллоидного раствора куриного белка, исследование
его свойств с помощью лазерной указки и проведение его
денатурации.
№3Получение эмульсии растительного масла и наблюдение за её
расслоением.
№4Получение суспензии «известкового молока» и наблюдение за её
седиментацией.
№5 Исследование влияния различных факторов на скорость
химической реакции.Иллюстрация правила Бертолле на практике ─
проведение реакций с образованием осадка, газа и воды.
№6Гетерогенный катализ на примере разложения пероксида
водорода в присутствии диоксида марганца.
№7Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS− ↔ Fe(CNS)3.
№8Испытание индикаторами среды растворов солей различных
типов.
№9Окислительно-восстановительная реакция и реакция обмена на
примере взаимодействия растворов сульфата меди(II) с железом и
раствором щелочи.

Вещества и их свойства

9

№10 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой.
№11Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной
кислот капельным методом при их разбавлении водой.
№12Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
№13Проведение качественных реакций по определению состава соли.

Химия
и
общество

4

№14Изучение маркировок
продовольственных товаров

Название темы

Итого

современное

34

различных
14

видов

Практические
работы

промышленных

Контрольные
работы

№ 1Решение
экспериментальных
задач по теме
«Генетическая
связь между
классами
неорганических
соединений».

№1«Строение
вещества.
Химическая
реакция»

№2 Качественные
реакции на
неорганические
вещества и ионы.

№2 «Вещества и их
свойства»

и
2

2

14
IV. Поурочное планирование по химии
Номера
уроков
п/п

1—2
1

2

3—14
3

Тема урока

Основное содержание урока

10 класс

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся (на уровне учебных действий)

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 ч)
Предмет органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет Характеризовать особенности состава и строения
органической химии. Место и значение органической химии в органических веществ.
системе естественных наук.
Классифицировать их на основе происхождения и
Инструктаж по технике
Демонстрации.Плавление, обугливание и горение органических переработки.
безопасности
веществ. Модели молекул органических соединений разных Аргументировать несостоятельность витализма.
классов (шаростержневые и
объёмные).
Определение Определять
отличительные
особенности
элементного состава органических соединений. Портреты А. М. углеводородов.
Бутлерова, Й. Я. Берцелиуса, Ф. Вёлера
Основные положения теории
Химическое строение как порядок соединения атомов в Формулировать основные положения теории
молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова.
химического строения
химического строения органических соединений А.М. Различать понятия «валентность» и «степень
А. М. Бутлерова
Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. окисления».
Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от Составлять молекулярные и структурные формулы.
ковалентные
связи
по
химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о Классифицировать
функциональной
группе.
Принципы
классификации кратности.
органических соединений. Систематическая международная Объяснять явление изомерии и взаимное влияние
номенклатура и принципы образования названий органических атомов в молекуле
соединений. Демонстрации.Портреты А. М. Бутлерова, Э.
Франкланда,
Ф. А. Кекуле.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических
соединений
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч.)
Алканы.
Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Определять принадлежность соединений к алканам
Строение молекулы метана.
Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения на основе анализа состава их молекул.
физических свойств. Химические свойства (на примере метана и Давать названия алканам по международной

15
4

5

Алкены
Строение молекулы этилена.

6

этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования
как способы получения важнейших соединений в органическом
синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла
в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение
алканов. Понятие о циклоалканах.
Демонстрации.Горение алканов из резервуара газовой
зажигалки. Отношение алканов к бромной воде раствору
перманганата калия.
Лабораторные опыты.Обнаружение продуктов горения свечи
Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере этилена): реакции
присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных
производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена
как основное направление его использования. Полиэтилен как
крупнотоннажный
продукт
химического
производства.
Применение этилена.
Демонстрации.Горение этилена. Качественные реакции на
двойную
связь:
обесцвечивание
этиленом
растворов
перманганата калия и бромной воды.

номенклатуре. Характеризовать состав и свойства
важнейших представителей алканов.
Наблюдать химический эксперимент, фиксировать
его результаты. Различать понятия «гомолог» и
«изомер»

Определять принадлежность соединений к алкенам
на основе анализа состава их молекул.
Давать названия алкенам по международной
номенклатуре. Характеризовать состав и свойства
важнейших представителей алкенов.
Наблюдать химический эксперимент с фиксировать
его результаты
Различать понятия «гомолог» и «изомер» для
алкенов

Лабораторные опыты Получение этилена и изучение его
свойств.
7

Алкадиены. Каучуки

Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ
получения
синтетического
каучука.
Натуральный
и
синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина.
Применение каучука и резины.
Демонстрации. Коллекция «Каучуки».
Лабораторные опыты.Исследование свойств каучуков

Определять
принадлежность
соединений
к
алкадиенам на основе анализа состава их молекул.
Давать названия алкедиенам по международной
номенклатуре. Характеризовать состав и свойства
важнейших представителей алкадиенов.
Осознавать значимость роли отечественного
учёного в получении первого синтетического
каучука.
Устанавливать зависимость между строением и
свойствами полимеров на примере каучука, резины
и эбонита

16
8

Алкины

Строение молекулы
ацетилена.

9

Арены

10

Природный и попутный газы

11

Нефть и способы её
переработки

Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере ацетилена): реакции
присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и
других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Применение ацетилена.
Демонстрации.Получение ацетилена реакцией гидролиза
карбида кальция. Горение ацетилена. Качественные реакции на
тройную связь: обесцвечивание ацетиленом растворов
перманганата калия и бромной воды.

Определять принадлежность соединений к алкинам
на основе анализа состава их молекул.
Давать названия алкинам по международной
номенклатуре. Характеризовать состав, свойства и
применение ацетилена. Устанавливать причинноследственную связь между составом, строением
молекул, свойствами и применением ацетилена.
Наблюдать химический эксперимент с фиксировать
его результаты
Различать понятия «гомолог» и «изомер» для
алкинов

Бензол как представитель ароматических углеводородов.
Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции
замещения (галогенирование) как способ получения химических
средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как
доказательство непредельного характера бензола. Реакция
горения. Применение бензола.
Демонстрации.Исследование свойств бензола с помощью
бытового растворителя «Сольвент»
Состав природного газа. Его нахождение в природе.
Преимущества природного газа как топлива. Химическая
переработка природного газа: конверсия, пиролиз. Синтез-газ и
его применение.
Попутные газы, их состав. Переработка попутного газа на
фракции: сухой газ, пропан-бутановая смесь, газовый бензин.
Демонстрации.Карта полезных ископаемых РФ
Состав нефти и её переработка: перегонка, крекинг, риформинг.
Нефтепродукты и их получение. Понятие об октановом числе.
Химические способы повышения качества бензина.
Демонстрации.Коллекция
«Нефть
и
нефтепродукты»,
видеофрагменты и слайды «Перегонка нефти». Карта полезных
ископаемых РФ

Характеризовать состав, свойства и применение
бензола.
Устанавливать
причинно-следственную
связь
между составом, строением молекул, свойствами и
применением бензола. Наблюдать химический
эксперимент с фиксировать его результаты
Характеризовать состав и основные направления
переработки и использования природного газа.
Сравнивать нахождение в природе и состав
природного и попутных газов.
Характеризовать состав и основные направления
переработки и использования попутного газа
Характеризовать состав и основные направления
переработки нефти.
Различать нефтяные фракции и описывать области
их применения.
Осознавать необходимость химических способов
повышения качества бензина

17
12

13

14
15—28
15

16

Каменный уголь и его
переработка

Коксование каменного угля и его продукты: коксовый газ,
аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс.Газификация
каменного угля.
Демонстрации.Коллекция «Каменный уголь и продукты его
переработки». Видеофрагменты и слайды«Коксохимическое
производство»

Характеризовать
основные
продукты
коксохимического
производства.
Описывать
области применения
коксового газа, аммиачной воды, каменноугольной
смолы, кокса.
Осознавать необходимость газификации каменного
угля, как альтернативы природному газу.
Повторение и обобщение
Тестирование, решение задач и упражнений по теме
Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по
теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом
Контрольная работа № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»
Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч)
Одноатомные спирты
Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и
Называть спирты по международной номенклатуре.
этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Характеризовать строение, свойства, способы
Химические свойства (на примере метанола и этанола):
получения и области применения предельных
взаимодействие с натрием как способ установления наличия
одноатомных спиртов.
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ
Устанавливать причинно-следственную связь
получения растворителей, дегидратация как способ получения
между составом, строением молекул, свойствами и
этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение
применением метанола и этанола.
метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и
Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать
этанола на организм человека.
химический эксперимент
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид.
Лабораторные опыты. Свойства одноатомных и

многоатомных спиртов
17

Многоатомные спирты

Этиленгликоль и глицерин как представители предельных
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе
косметических
средств.
Практическое
применение
этиленгликоля и глицерина. Демонстрации.Качественная
реакция на многоатомные спирты.
Лабораторные опыты. Растворимость глицерина в воде

Классифицировать спирты по их атомности.
Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения многоатомных
спиртов.
Идентифицировать многоатомные спирты с
помощью качественной реакции.
Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать
химический эксперимент

18
18

Фенол

19

Альдегиды и кетоны

20

Карбоновые кислоты

21

Сложные эфиры. Жиры

Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с
натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Демонстрации.Зависимостьрастворимости фенола в воде от
температуры. Взаимодействие фенола с бромной водой и
хлоридом железа(III), как качественные реакции
Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как
представители предельных альдегидов. Качественные реакции
на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала»,
взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для
обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных
водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и
ацетальдегида.
Демонстрации.Реакции
серебряного
зеркала
и
со
свежеполученным гидроксидом меди(II) при нагревании, как
качественные реакции на альдегиды
Лабораторные опыты Химические свойства альдегидов
Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной
кислоты): реакции с металлами, основными оксидами,
основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ
получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты.
Представление о высших карбоновых кислотах.
Демонстрации.Образцы муравьиной, уксусной, пальмитиновой
и стеариновой кислот и их растворимость в воде
Лабораторные опыты. Получение уксусной кислоты и

Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения фенола.
Идентифицировать фенол с помощью качественных
реакций.
Соблюдать правила безопасного обращения с
фенолом
Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения формальдегида и
ацетальдегида.
Идентифицировать
альдегиды
с
помощью
качественных реакций.
Соблюдать правила экологически грамотного и
безопасного обращения с формальдегидом.

Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения муравьиной и
уксусной кислот.
Различать общее, особенное и единичное в
строении и свойствах органических (муравьиной и
уксусной) и неорганических кислот.
Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать
результаты демонстрационного и лабораторного
химических экспериментов.
Соблюдать правила экологически грамотного и
безопасного обращения с карбоновыми кислотами
изучение ее свойств
Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых Описывать реакции этерификации как обратимой
кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и обменный процесс между кислотами и спиртами.
парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры Характеризовать строение, свойства, способы
глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и получения и области применения жиров.
животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров Устанавливать зависимость между физическими
на основании их непредельного характера. Применение жиров. свойствами жиров, составом их молекул и
Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного происхождением.
получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли и производство твёрдых жиров на основе

19

22

Углеводы

23

Амины

24

Аминокислоты.

высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Демонстрации.Коллекция сложных эфиров. Коллекция жиров.
Образцы твёрдого и жидкого мыла.
Лабораторные
опыты.Определение
непредельности
растительного масла
Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе.
Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические
полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы
(гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее
применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).
Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об
искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Демонстрации.Альдегидные
свойства
и
свойства
многоатомных спиртов глюкозы в реакциях с гидроксидом
меди(II). Идентификация крахмала.
Лабораторные
опыты.Изготовление
крахмального
клейстера.Идентификация крахмала как компонента некоторых
продуктов питания
Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин.
Получение аминов. Реакция Зинина. Химические свойства и
применение аминов.
Демонстрации.Портрет Н. Н. Зинина. Коллекция анилиновых
красителей.
Лабораторные опыты.Изготовление моделей молекул аминов

Аминокислоты, состав их молекул и свойства, как амфотерных
органических соединений. Глицин, как представитель
аминокислот.
Получение
полипетидов
реакцией
поликонденсации. Понятие о пептидной связи.
Лабораторные опыты.Изготовление модели молекулы глицина

растительных масел.
Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать
результаты демонстрационного и лабораторного
химических экспериментов
Определять
принадлежность
органических
соединений к углеводам.
Различать моно-, ди- и полисахариды по их
способности к гидролизу.
Приводить примеры представителей каждой
группы углеводов.
Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать
результаты демонстрационного и лабораторного
химических экспериментов

Определять
принадлежность
органического
соединения к аминам на основе анализа состава его
молекул.
Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения анилина.
Аргументировать чувство гордости за достижения
отечественной органической химии.
Соблюдать правила безопасного обращения с
анилином и красителями на его основе
Определять
принадлежность
органического
соединения к аминокислотам на основе анализа
состава их молекул.
Характеризовать
свойства
аминокислот как
амфотерных соединений.
Различать реакции поликонденсации и пептидные
связи

20
25

26

Белки

Практическая работа № 1.

Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков.
Химические
свойства
белков:
гидролиз,
денатурация.
Обнаружение белков при помощи качественных (цветных)
реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические
функции белков.
Демонстрации. Качественные реакции на белки.
Идентификация органических соединений

Решение экспериментальных
задач на получение
органических веществ
27

28
29—34
29

30

Повторение и обобщение

Тестирование, решение задач и упражнений по теме

Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»
Тема 4. Органическая химия и общество (6 ч)
Биотехнология
Развитие биотехнологии. Три направления биотехнологии:
генная (или генетическая) инженерия; клеточная инженерия;
биологическая инженерия. Генетически модифицированные
организмы (ГМО) и трансгенная продукция. Клонирование.
Иммобилизованные ферменты и их применение.
Демонстрации.Видеофрагменты и слайды по биотехнологии и
иммобилизованным ферментам
Полимеры
Классификация полимеров. Искусственные полимеры:
целлулоид, ацетатный шёлк, вискоза, целлофан.
Демонстрации.Коллекция полимеров. Коллекция
синтетических полимеров и изделий из них

Характеризовать состав, строение, структуру и
свойства белков.
Идентифицировать белки.
Описывать биологоческие свойства белков на
основе межпредметных связей химии и биологии

Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент для подтверждения строения и
свойств различных органических соединений, а
также их идентификации с помощью качественных
реакций
Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по
теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом

Объяснять, что такое биотехнология, генная (или
генетическая) инженерия, клеточная инженерия,
биологическая инженерия, клонирование,
иммобилизованные ферменты.
Характеризовать роль биотехнологии в решении
продовольственной проблемы и сохранении
здоровья человека
Классифицировать полимеры по различным
основаниям.
Различать
искусственные
полимеры,
классифицировать их и иллюстрировать группы
полимеров примерами.
Устанавливать связи между свойствами полимеров
и областями их применения

21
31

Синтетические полимеры

32

Практическая работа № 2

33-34

Полимеризация и поликонденсация, как способы получения
полимеров. Синтетические каучуки. Полистирол, тефлон и
поливинилхлорид, как представители пластмасс. Синтетические
волокна: капрон, найлон, кевлар, лавсан.
Демонстрации. Коллекция
синтетических
полимеров:
пластмасс и волокон, и изделий из них
Распознавание пластмасс и волокон

Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года.

Различать полимеризацию и поликонденсацию.
Приводить примеры этих способов получения
полимеров.
Описывать синтетические каучуки, пластмассы и
волокна на основе связи свойства — применение
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент для идентификации пластмасс и
волокон с помощью качественных реакций

22
Поурочное планирование по химии
Номера
уроков
п/п
1—9
1

Тема урока

11 класс

Основное содержание урока

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся (на уровне учебных действий)

Тема 1. Строение веществ (9 ч)
Основные сведения о строении
атома

Инструктаж по технике
безопасности
2

Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева в свете
учения о строении атома

3

Сравнение Периодического
закона и теории химического
строения на философской
основе

Строение вещества. Современная модель строения атома.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные
состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-,
d-элементы). Особенности строения энергетических уровней
атомов d-элементов.
Демонстрации.Портреты
Э.
Резерфорда,
Н.
Бора.
Видеофрагменты и слайды «Уровни строения вещества»
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.
Причины и закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам Понятие о валентных
электронах. Отображение строения электронных оболочек
атомов химических элементов с помощью электронных и
электронно-графических формул.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Портрет Д. И.
Менделеева.
Лабораторные
опыты.Моделирование
построения
Периодической системы с помощью карточек
Предпосылки открытия Периодического закона и теории
химического строения органических соединений; роль личности
в истории химии; значение практики в становлении и развитии
химических теорий.
Демонстрации.Портреты Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова

Аргументировать сложное строение атома как
системы, состоящей из ядра и электронной
оболочки.
Характеризовать уровни строения вещества.
Описывать
устройство
и
работу
Большогоадронногоколлайдера
Описывать строением атома химического элемента
на основе его
положения в периодической системе
Д. И. Менделеева.
Записывать
электронные
и
электроннографические формулы химических элементов.
Определять отношение химического элемента к
определённому электронному семейству

Представлять развитие научных теорий по спирали
на основе трёх формулировок Периодического
закона и основных направлений развития теории
строения
(химического,
электронного
и
пространственного).
Характеризовать роль практики в становлении и
развитии химической теории.
Аргументировать чувство гордости за достижения
отечественной химии и вклад российских учёных в
мировую науку

23
4

Ионная химическая связь и
ионные кристаллические
решётки

Характеризовать ионную связь как связь между
ионами, образующимися в результате отдачи или
приёма электронов атомами или группами атомов.
Определять принадлежность ионов к той или иной
группе на основании их заряда и состава.
Характеризовать физические свойства веществ с
ионной связью, как функцию вида химической
связи и типа кристаллической решётки

Металлическая химическая
связь

Виды химической связи. Ионная связь. Механизм образования.
Кристаллические
и
аморфные
вещества.
Ионная
кристаллическая решетка Зависимость физических свойств
вещества от типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ.
Катионы и анионы: их заряды и классификация по составу на
простые и сложные. Представители. .
Демонстрации.Модель ионной кристаллической решётки на
примере хлорида натрия. Минералы с этим типом
кристаллической решёткой: кальцит, галит.
Виды химической связи. Ковалентная связь. Механизм
образования. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная). Зависимость физических свойств вещества от
типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Электроотрицательность, неполярная и полярная ковалентные
связи. Кратность ковалентной связи. Механизмы образования
ковалентных связей: обменный и донорно- акцепторный.
Полярность молекулы, как следствие полярности связи и
геометрии молекулы.
Демонстрации. Модели молекулярной кристаллической
решётки на примере «сухого льда» или иода и атомной
кристаллической решётки на примере алмаза, графита или
кварца. Модель молярного объёма газа
Понятие
о
металлической
связи
и
металлических
кристаллических решётках. Физические свойства металлов на
основе их кристаллического строения. Применение металлов на
основе их свойств. Чёрные и цветные сплавы.
Демонстрации.Модели кристаллических решёток металлов.

5

Ковалентная химическая связь.
Атомные и молекулярные
кристаллические решётки

6

Характеризовать металлическую связь как связь
между ион-атомами в металлах и сплавах
посредством
обобществлённых
валентных
электронов.
Объяснять единую природу химических связей.
Лабораторные опыты. Решение экспериментальных задач Характеризовать физические свойства металлов,
как
функцию
металлической
связи
и
по теме «Металлы».
металлической кристаллической решётки

7

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи.
Значение межмолекулярных водородных связей в природе и
жизни человека.
Демонстрации.Видеофрагменты и слайды «Структуры белка».
Лабораторные опыты.Денатурация белка

Характеризовать водородную связь как особый тип
химической связи. Различать межмолекулярную и
внутримолекулярную
водородные
связи.
Раскрывать роль водородных связей в организации
молекул биополимеров, ─ белков и ДНК, ─ на

Описывать ковалентную связь, как результат
образования общих электронных пар или как
результат перекрывания электронных орбиталей.
Классифицировать ковалентные связи по ЭО,
кратности
и
способу
перекрывания
электронныхорбиталей.
Характеризовать физические свойства веществ с
ковалентной связью, как функцию ковалентной
связи и типа кристаллической решётки

24
основе межпредметных связей с биологией
8

Полимеры

9

Дисперсные системы

10—21
10
11

12

Получение
полимеров
реакциями
полимеризации
и
поликонденсации. Важнейшие представители пластмасс и
волокон, их получение, свойства и применение. Понятие о
неорганических полимерах и их представители.
Демонстрации.Коллекции «Пластмассы», «Волокна». Образцы
неорганических полимеров — веществ атомной структуры

Понятие о дисперсной фазе и дисперсионной среде. Агрегатное
состояние размер частиц фазы, как основа для классификации
дисперсных систем. Эмульсии, суспензии, аэрозоли ─ группы
грубодисперсных систем, их представители. Золи и гели ─
группы тонкодисперсных систем, их представители. Понятие о
синерезисе и коагуляции.
Демонстрации.Коллекции образцов различных дисперсных
систем. Синерезис и коагуляция
Лабораторные опыты.Получение коллоидного раствора
куриного белка, исследование его свойств с помощью лазерной
указки и проведение его денатурации. Получение эмульсии
растительного масла и наблюдение за её расслоением.
Получение суспензии «известкового молока» и наблюдение за её
седиментацией
Тема 2. Химические реакции (12 ч)
Классификация химических
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.
реакций
Аллотропия и её причины. Классификация реакций по
различным основаниям: по числу и составу реагентов и
продуктов, по фазе, по использованию катализатора или
фермента, по тепловому эффекту. Термохимические уравнения
реакций.
Демонстрации.Растворение серной кислоты и аммиачной
селитры и фиксация тепловых явлений для этих процессов
Скорость химических реакций
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов:
природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих

Характеризовать
полимеры
как
высокомолекулярные соединения.
Различать
реакции
полимеризации
и
поликонденсации.
Описывать важнейшие представители пластмасс и
волокон и называть области их применения.
Устанавливать
единство
органической
и
неорганической химии на примере неорганических
полимеров
Характеризовать различные типы дисперсных
систем
на
основе
агрегатного
состояния
дисперсной фазы и дисперсионной среды.
Раскрывать роль различных типов дисперсных
систем в жизни природы и общества.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент

Определять принадлежность химической реакции к
тому или иному типу на основании по различных
признаков.
Отражать на письме тепловой эффект химических
реакций с помощью термохимических уравнений.
Подтверждать количественную характеристику
экзо- и эндотермических реакций расчётами по
термохимическим уравнениям.
Устанавливать зависимость скорости химической
реакции от природы реагирующих веществ, их

25

13

Обратимость химических
реакций. Химическое
равновесие и способы его
смещения

веществ, температуры, площади реакционной поверхности,
наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и
промышленном производстве.
Демонстрации.Взаимодействия растворов соляной, серной и
уксусной кислот одинаковой концентрации с одинаковыми
кусочками (гранулами) цинка и взаимодействие одинаковых
кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором
соляной кислоты, как пример зависимости скорости химических
реакций от природы веществ. Взаимодействие растворов
тиосульфата натрия концентрации и температуры с раствором
серной кислоты. Моделирование «кипящего слоя». Гетерогенный
катализ на примере разложения пероксида водорода в
присутствии диоксида марганца.
Лабораторные
опыты.
Использование
неорганических
катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных
объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель) для
разложения пероксида водорода
Химическое равновесие и его смещение под действием
различных факторов (концентрация реагентов или продуктов
реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Дисперсные
системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы.
Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель
кислотности среды.
Демонстрации. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS− ↔
Fe(CNS)3
Лабораторные опыты. Исследование влияния различных

концентрации, температуры и площади их
соприкосновения.
Раскрывать роль катализаторов как факторов
увеличения скорости химической реакции и
рассматривать ингибиторы как «антонимы»
катализаторов.
Характеризовать ферменты как биологические
катализаторы белковой природы и раскрывать их
роль в протекании биохимических реакций на
основе межпредметных связей с биологией.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент

Описывать состояния химического равновесия и
предлагать способы его смещения в необходимую
сторону на основе анализа характеристики реакции
и принципа Ле-Шателье.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент

факторов на скорость химической реакции.
14

15

Гидролиз

Иллюстрация правила Бертолле на практике ─ проведение
реакций с образованием осадка, газа и воды
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных
процессах. Обратимый и необратимый гидролизы. Гидролиз
солей и его типы. Гидролиз органических соединений в живых
организмов, как основа обмена веществ. Понятие об
энергетическом обмене в клетке и роли гидролиза в нём.
Лабораторные опыты. Испытание индикаторами среды

Определять тип гидролиза соли на основе анализа
её состава.
Классифицировать гидролиз солей
по катиону и аниону.
Характеризовать роль гидролиза органических
соединений, как химической основы обмена

26
растворов солей различных типов.
16

Окислительновосстановительные реакции

17

Электролиз расплавов и
растворов. Практическое
применение электролиза

18

19

20

Практическая работа № 1.
Решение экспериментальных
задач по теме «Генетическая
связь между классами
неорганических соединений».
Повторение и обобщение
изученного

Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ –
металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и
неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния.
Демонстрации. Взаимодействие цинка с соляной кислотой и
нитратом серебра.
Лабораторные
опыты.
Окислительно-восстановительная
реакция и реакция обмена на примере взаимодействия растворов
сульфата меди(II) с железом и раствором щелочи.
Характеристика
электролиза,
как
окислительновосстановительного процесса. Коррозия металлов: виды
коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз
растворов
и
расплавов.
Применение
электролиза
в
промышленности.
Демонстрации. Конструирование модели электролизёра.
Видеофрагмент с промышленной установки для получения
алюминия

веществ и энергии в живых организмах.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Определять
окислительно-восстановительные
реакции как процессы с изменением степеней
окисления элементов веществ, участвующих в
реакции.
Различать окислитель и восстановитель, процессы
окисления и восстановления.
Составлять уравнения ОВР на основе электронного
баланса.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Описывать
электролиз
как
окислительновосстановительный процесс.
Различать электролиз расплавов и водных
растворов.
Характеризовать
практическое
значение
электролиза на примере получения активных
металлов и неметаллов, а также гальванопластики,
гальваностегии, рафинировании цветных металлов

Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь
между классами неорганических соединений».

Планировать, проводить наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил
техники безопасности

Тестирование, решение задач и упражнений по теме

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по
теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом

27
21
22—30

Контрольная работа № 1 «Строение вещества. Химическая реакция»
Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч)

22

Металлы

Физические свойства металлов, как функция их строения.
Деление металлов на группы в технике и химии. Химические
свойства металлов и электрохимический ряд напряжений.
Понятие о металлотермии (алюминотермии, магниетермии и
др.).
Демонстрации.Коллекция
металлов.
Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышка
термитной смеси. Портрет Н. Н. Бекетова
Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд
электроотрицательности. Инертные или благородные газы.
Демонстрации.Коллекция неметаллов.
Вспышка чёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворов
другими галогенами

23

Неметаллы. Благородные газы

24

Кислоты неорганические и
органические

Кислоты с точки зрения атомно-молекулярного учения. Кислоты
с точки зрения теории электролитической диссоциации. Кислоты
с точки зрения протонной теории. Общие химические свойства
кислот. Классификация кислот.
Лабораторный опыт. Исследование концентрированных
растворов соляной и уксусной кислот капельным методом при их
разбавлении водой.

25

Основания неорганические и
органические

Основания с точки зрения атомно-молекулярного учения.
Основания с точки зрения теории электролитической
диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории.
Классификация оснований. Химические свойства органических

Характеризовать физические и химические
свойства металлов как функцию строения их
атомов и кристаллов на основе представлений об
ОВР и положения металлов в электрохимическом
ряду напряжений.
Наблюдать и описывать химический эксперимент
Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева,
строение их атомов и кристаллов.
Сравнивать
способность
к
аллотропии
с
металлами.
Характеризовать общие химические свойства
неметаллов в свете ОВР и их положения
неметаллов в ряду электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперимент
Соотносить представителей органических и
неорганических кислот с
соответствующей
классификационной группой.
Описывать общие свойства органических и
неорганических кислот в свете ТЭД и с позиции
окисления-восстановления катиона водорода или
аниона кислотного остатка.
Определять особенности химических свойств
азотной, концентрированной серной и муравьиной
кислот.
Проводить, наблюдать и объяснять результаты
проведённого химического эксперимента
Описывать неорганические основания в свете ТЭД.
Характеризовать
свойства
органических
и
неорганических бескилородных оснований в
свете протонной теории.

28
и неорганических оснований.
Демонстрации. Коллекция щелочей и аминов. Взаимодействие
паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака
(«дым без огня»). Получение аммиака и изучение его свойств.
Лабораторные
опыты.
Качественные реакции на
неорганические вещества и ионы Получение нерастворимого
гидроксида и его взаимодействие с кислотой
Неорганические амфотерные соединения: оксиды и гидроксиды,
─ их
свойства и получение. Амфотерные органические
соединения на примере аминокислот. Пептиды и пептидная
связь.
Демонстрации.Различные случаи взаимодействия растворов
солей алюминия со щёлочью.
Лабораторные опыты. Получение амфотерного гидроксида и
изучение его свойств
Классификация солей. Жёсткость воды и способы её устранения.
Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие
химические свойства солей.
Демонстрации. Получение жёсткой воды и устранение её
жёсткости.
Лабораторные опыты. Проведение качественных реакций по
определению состава соли.

26

Амфотерные соединения
неорганические и органические

27

Соли

28

Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества и их
№ 2. Качественные реакции свойства»
Практическая

работа

на неорганические вещества
и ионы.
29

»
Повторение и обобщение темы

Тестирование, решение задач и упражнений по теме

Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент

Характеризовать органические и неорганические
амфотерные
соединения
как
вещества
с
двойственной
функцией
кислотно-основных
свойств.
Аргументировать свойства аминокислот как
амфотерных органических соединений.
Раскрывать на основе межпредметных связей с
биологией роль аминокислот в организации жизни
Характеризовать
соли
органических
и
неорганических
кислот
в
свете
теории
электролитической диссоциации.
Соотносить представителей солей органических и
неорганических кислот с
соответствующей
классификационной группой.
Характеризовать жёсткость воды и предлагать
способы её устранения.
Описывать общие свойства солей в свете ТЭД.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Планировать, проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил
техники безопасности

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по
теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с

29
планируемым результатом
30
31—34
31

32

33—34

Контрольная работа № 2 «Вещества и их свойства»
Тема 4. Химия и современное общество (4 ч)
Химическая технология
Научные методы познания в химии. Источники химической
информации.
Поиск
информации
по
названиям,
идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез
как методы научного познания.
Демонстрации.Модели промышленных установок получения
серной кислоты и синтеза аммиака
Химическая грамотность как
компонент общей культуры
человека

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы,
разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы
пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.
Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты,
инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила
безопасной работы с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические
удобрения. Средства защиты растений.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды
и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы,
флоры и фауны от химического загрязнения.
Демонстрации.Видеофрагменты
и
слайды
о
степени
экологической чистоты товара.
Лабораторные опыты.Изучение маркировок различных видов
промышленных и продовольственных товаров
Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года

Характеризовать химическую технологию как
производительную силу общества.
Описывать химические процессы, лежащие в
основе производства аммиака и метанола, с
помощью родного языка и языка химии.
Устанавливать
аналогии
между
двумя
производствами.
Формулировать
общие
научные
принципы
химического производства
Аргументировать
необходимость
химической
грамотности как компонента общекультурной
компетентности человека.
Уметь получать необходимую информацию с
маркировок
на
упаковках
различных
промышленных и продовольственных товаров

30

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
10 класс
Базовый уровень
1. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый
уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019
2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, И. В. Аксёнова, Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
3. О. С. Габриелян, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь.
4. О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. Химия. 10 класс. Задачник
5. Электронная форма учебника.
11 класс Базовый уровень
1. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый
уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019
2. О. С. Габриелян и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
3. О. С. Габриелян, С. А. Сладков. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь.
4. О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. Химия. 11 класс. Базовый уровень.
5. Электронная форма учебника.
Информационные средства
Интернет-ресурсы
1. http://www.alhimik.ru Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка
таблиц и справочных материалов), весёлая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений)
2. http://www.hij.ru/ Журнал «Химия и жизнь»понятно и занимательно рассказывает обо всём интересном, что происходит в науке и в мире, в
котором мы живём.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html Электронный журнал «Химики и химия». В журнале представлено множество опытов по химии,
содержится много занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru Литература по химии.
5. http://1september.ru/. Журнал «Первое сентября» для учителей и не только. В нём представлено большое количество работ учеников, в том
числе и исследовательского характера.
6. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
7. www.periodictable.ru Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментами.

.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».