Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы .......................................... 3 1.1 Пояснительная записка ............................................................................................ 3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ........................................................ 4 1.3 Содержание общеразвивающей программы .......................................................... 5 1.4 Планируемые результаты ..................................................................................... 13 2 Организационно-педагогические условия...................................................................... 15 2.1 Условия реализации программы ........................................................................... 15 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы......................................... 15 Список литературы .............................................................................................................. 17 2 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Направленность данной программы – социально-гуманитарная. Актуальность: Программа «Мультимедийная журналистика» способствует совершенствованию форм речевой деятельности, осознанному выбору профессии, развитию творческой инициативы детей и подростков. Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, дает возможность ребенку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не дает возможность просто транслировать полученный объем знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но и характер ребенка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в формировании определенных умений, нравственных убеждений, коммуникативного опыта, жизненной активности. Программа построена на основе личностноориентированного и деятельностного подходов, способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их самопознанию, личностному и профессиональному самоопределению. Развитие информационных технологий активно воздействует на формирование и становление мировоззрения современных школьников. Сближение традиционных и новых форматов медиа, появление блогов и социальных сетей позволяет стать автором любому интернетпользователю. В связи с этим формирование медиаграмотности, сбор и обработка информации, наблюдение и проверка полученных фактов – это навыки, необходимые не только в профессиональной деятельности журналиста, но и в повседневной жизни ребенка. В процессе обучения дети научатся самостоятельно создавать медиапродукт: от этапов планирования и разработки концепции до полной творческой и технической реализации. Занятия помогут развить основные виды речевой деятельности (устная речь, письмо, слуховое восприятие, чтение), раскрыть творческий потенциал обучающихся, убрать зажатость и страх выступления перед публикой. Обучающиеся смогут расширить кругозор, развить творческое мышление, научиться ориентироваться в информационном потоке, слаженно работать в команде. Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические 3 требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Адресат программы: дети 11-15 лет, желающие получить практические навыки в сфере мультимедийной журналистики; интересующиеся актуальной информацией и средствами ее распространения. Группа состоит из 8-10 человек. Режим занятий и объем программы: Год обучения Продолжительность Периодичность в Общее кол-во часов занятия неделю 1-й 1 ч (45 минут) 2 раза 68 2-й 1 ч (45 минут) 2 раза 68 3-й 1 ч (45 минут) 2 раза 68 204 Данная программа позволяет осуществлять учебную деятельность в дистанционном формате посредством синхронных сетевых технологий. Занятия могут проводиться в режиме реального времени с использованием платформы Zoom. Срок освоения: 3 года. Перечень форм обучения: индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: лекция, беседа, практическое занятие, мастер-класс, выполнение творческих заданий. Программа корректируется, исходя из анализа потребностей обучающихся и диагностики результативности изучения ими определенных тем. Перечень форм подведения итогов: фотовыставка, авторский материал, участие в конкурсах детско-юношеской журналистики, конференциях, литературно-деловых играх, творческих отчетах, публикация в социальной сети «ВКонтакте» и на официальном сайте школы, создание фотографий и видеороликов. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Социальная и творческая самореализация обучающихся посредством овладения инструментами мультимедийной журналистики. Задачи программы: Образовательные: - познакомить с историей, культурой и спецификой журналистской деятельности; - ознакомить с жанрами современной журналистики; - ознакомить с форматами мультимедийной журналистики; - ознакомить с принципами газетной верстки; - научить планировать и прогнозировать информационные поводы; - научить оперативно собирать информацию и обрабатывать ее; - научить приемам написания журналистского текста; - научить подготавливать материалы для верстки; - научить работать с фото- и видеоаппаратурой; - научить видеосъемке и видеомонтажу репортажа; - научить грамотно и аргументированно излагать свои мысли; - научить планировать свою работу; - сформировать представления о принципах журналистской деятельности, об особенностях профессии журналиста. Развивающие: - способствовать развитию коммуникабельности; - способствовать развитию фантазии, воображения; - способствовать развитию интереса к творческой деятельности в сфере мультимедийной журналистики; - способствовать развитию способности к самовыражению и образному 4 восприятию; - способствовать развитию способности дать оценку событиям и сформировать свой взгляд на окружающую действительность; - способствовать развитию стремления к достижению цели. Воспитательные: - способствовать развитию чувства ответственности; - способствовать воспитанию детей в духе общечеловеческих ценностей; - способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих; - способствовать воспитанию чувства взаимопомощи. 1.3 Содержание общеразвивающей программы № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Учебный (тематический) план: Название раздела, темы Количество часов всего теория практика 1 год обучения Вводное занятие. Техника безопасности, 1 правила поведения в учреждении. Понятие о журналистике и профессии журналиста СМИ. Редакция газеты. Функции 1 сотрудников редакции. Создание учебной модели детской редакции Информация. Способы сбора и обработки 2 информации Название, рубрика, заголовок. Анализ 2 информационных изданий Языковые средства публицистического 2 высказывания: свойства устной речи, техника речи качества письменной речи Жанры журналистики. Заметка 2 Жанры журналистики. Интервью 2 Жанры журналистики. Репортаж 2 Написание собственных статей о 2 школьных мероприятиях. Анализ работ Цифровая среда и журналистика 4 Мультимедиа и новые принципы 4 новостей Мультимедийные приемы подачи 8 информации Разновидности социальных сетей 1 Виды информации, распространяемой 1 посредством сети «Интернет» Социальная сеть «ВКонтакте». Создание 2 закрытой группы Особенности написания статей в 2 социальной сети Создание постов в группе. Отбор 6 материала для публикации в школьной 5 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 2 1 8 1 1 1 1 2 6 Формы аттестации/ контроля 18. 19. 20. 21. 22. группе Интервью для печати Особенности контент-плана Разработка контент-маркетинговой стратегии в социальной сети Двухступенчатая система построения контент-плана Тренды «ВКонтакте» 23. Фотонаполнение статьи 24. Информационный отчет новостной журналистики 25. Работа с текстом как жанр 26. Итоговый контроль. Написание статей в группе «ВКонтакте». Отбор материала Итого: 3 2 3 1 2 2 2 1 2 2 4 2 2 2 1 1 3 1 2 2 4 4 68 24 44 2 год обучения Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения. Культура профессии журналиста. Свобода слова. Нормы общения, речевой этикет Стилевые особенности публицистического высказывания Дополнительная информация в процессе создания текста. Методы сбора информации Обработка информации. Создание публицистического высказывания Публицистические жанры журналистики. Очерк Публицистические жанры журналистики. Статья Публицистические жанры журналистики. Эссе Социологическая деятельность 3 1 2 3 2 1 4 1 3 3 1 2 4 1 3 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Написание собственных статей о школьных мероприятиях. Анализ работ 10. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях школы 11. Основы видеографии. Устройство фотокамеры 12. Экспозиция. Диафрагма 2 2 4 4 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2 1 1 2 1 1 13. Выдержка и светочувствительность 2 1 1 14. Настройка экспозиции 1 15. Баланс белого 2 1 1 16. Композиция кадра. Правила композиции 3 1 2 17. Социальные сети в мультимедийного журналиста 1 1 работе 6 1 18. Правила ведения официальных страниц СМИ 19. Контент-план 2 2 2 20. Инструмент «Статья» 1 1 21. Блог 1 1 22. Использование выразительных средств речи 23. Творческая лаборатория 2 4 4 24. Инструмент «Прямой эфир» 3 3 25. Итоговый контроль. Написание и публикация статей в школьной группе «ВКонтакте». Отбор материала 26. Практикум «Фотографирование» 5 5 3 3 Итого: 68 1 1 1 1 17 51 3 год обучения 2 1 1 3 1 2 5 1 4 4. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером и копировально-множительной техникой. Правила поведения в учреждении и общественных местах. Интернет-статья Оформление статьи, разновидности иллюстрирования Социологические опросы, акции в процессе сбора информации Реклама в журналистике 3 1 2 5. Дайджест молодежной прессы 6 2 4 6. Технология выпуска газеты 4 1 3 7. Редактирование, верстка 4 1 3 8. Выпуск газеты в электронном виде 4 1 3 1. 2. 3. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях школы 10. Вводное занятие «Журналист и ораторское искусство» 11. Методика публичного выступления 1 9. 1 2 1 1 4 1 3 12. Техника речи 3 2 1 13. Выступление перед аудиторией 3 14. Съемка с квадрокоптера 2 1 1 15. Инфографика 3 1 2 16. Создание инфографики 3 3 17. Дополненная реальность в СМИ 2 2 18. Лонгрид 1 19. Лонгрид в соц.сети «ВКонтакте» 3 7 3 1 3 20. Верстка лонгрида 4 21. Построение композиции 2 2 22. Линейный монтаж 2 2 23. Итоговый контроль. Написание и публикация статей в школьной группе «ВКонтакте». Отбор материала Итого: 2 2 68 1 17 3 51 Содержание учебного (тематического) плана: 1 год обучения: 1. Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения в учреждении. Понятие о журналистике и профессии журналиста. Теория: Знакомство с детьми, программой, игры на знакомство. Проведение тестирования на выявление знаний о профессии журналиста. Знакомство с историей журналистики, спецификой профессии журналиста. 2. СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции. Создание учебной модели детской редакции. Теория: Средства массовой информации. Знакомство с образцами печатной продукции. 3. Информация. Способы сбора и обработки информации. Теория: Понятие «информация». Способы сбора информации. Типы информации. Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты, тезисный план. Практика: Работа в библиотеке с книгой, виды обработки информации. 4. Название, рубрика, заголовок. Анализ информационных изданий. Практика: Анализ информационных изданий. Определение названия детской газеты, создание рубрик, подбор тем и создание заголовков публицистических высказываний. 5. Языковые средства публицистического высказывания: свойства устной речи, техника речи качества письменной речи. Теория: Свойства устной речи: тон, темп. Техника устной речи: речевое дыхание, качества голоса, дикция и орфоэпия. Письменная речь: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность, уместность. Публицистический стиль языка и речи. Практика: Выполнение дыхательных упражнений, работа над совершенствованием свойств и качеств голоса, дикционная гимнастика. Анализ письменных текстов, определение стилевой принадлежности, устранение языковых ошибок. 6. Жанры журналистики. Заметка. Теория: Информационный жанр «заметка». Композиция высказывания. Использование языковых средств. Название заметки. Приемы привлечения внимания читателей. Демонстрация презентации «Жанры журналистики». Практика: Написание заметок, анализ и корректировка текстов. 7. Жанры журналистики. Интервью. Теория: Высказывание в жанре «интервью»: анализ ситуации, изучение особенностей респондента. Составление перечня вопросов. Культура общения, речевой этикет в процессе проведения интервью. Практика: Работа в жанре «интервью», анализ текстов. 8. Жанры журналистики. Репортаж. Теория: Выбор темы репортажа. Анализ ситуации. Техника работы: наблюдение, детали, яркие зарисовки, создание точной модели события с изображением подробностей и специфических особенностей. Практика: Создание текстов в жанре «репортаж». 9. Написание собственных статей о школьных мероприятиях. Анализ работ. 8 Практика: Практическая работа «Работа с информацией о школьных мероприятиях». Публикация на официальном сайте школы лучших работ. 10. Цифровая среда и журналистика. Теория: Цифровая среда в жизни современного человека. Мультимедийные СМИ. Практика: Сравнение продуктивности работы с бумажными и цифровыми источниками. Составление временной шкалы медиапотребления. 11. Мультимедиа и новые принципы новостей. Теория: Особенности информационного жанра. Практика: Итоговый контроль. Выполнение творческого задания 12. Мультимедийные приемы подачи информации. Практика: Создание информационной заметки. Тестирование по каждому приему подачи информации. Творческие задания. 13. Разновидности социальных сетей. Теория: Знакомство с интернет-пространством. Рассмотрение особенностей отдельных социальных сетей. 14. Виды информации, распространяемой посредством сети «Интернет». Теория: Знакомство с вредоносной информацией, ссылками. Как закрыть доступ к личной информации. 15. Социальная сеть «ВКонтакте». Создание закрытой группы. Теория: Особенности социальной сети. Рассмотрение отдельных моментов. Практика: Создание закрытой группы «ВКонтакте». 16. Особенности написания статей в социальной сети. Практика: Знакомство с созданием статьи, добавление фото. Обзор возможностей редактора статей «ВКонтакте». 17. Создание постов в группе. Отбор материала для публикации в школьной группе. Практика: Работа с полученной информацией о пройденных мероприятиях в школе. Публикация статей в группе. 18. Интервью для печати. Теория: Рассмотрение особенностей жанра интервью Практика: Составление схемы действий при подготовке интервью к печати. Отработка схемы. Тренировочные упражнения. Взятие интервью у обучающихся школы. 19. Особенности контент-плана. Теория: Рассмотрение готового контент-плана. Создание своего контент-плана по шаблону. Разделение контента. 20. Разработка контент-маркетинговой стратегии в социальной сети. Практика: Создание плана. Постановка задач на конкретный срок. 21. Двухступенчатая система построения контент-плана. Теория: Рассмотрение инструкции контент-плана, а также примеров. Практика: Составление графика публикаций. 22. Тренды «ВКонтакте». Теория: Знакомство с основными трендами продвижения своего сообщества «ВКонтакте». Зачем нужны хэштеги, их значение. 23. Фотонаполнение статьи. Теория: Работа с готовыми фотографиями. Практика: Подбор материала для статьи. 24. Информационный отчет как жанр новостной журналистики. Теория: Что такое информационный отчет журналистики. Особенности журналистского отчета. Практика: Составление плана. 25. Работа с текстом. Практика: Написание заметок на основе готового текста. 26. Итоговый контроль. Написание статей в группе «ВКонтакте». Отбор материала. 9 Практика: Подготовка заметок для публикации в школьной группе «ВКонтакте». Работа над написанием статей об окончании учебного года. 2 год обучения: 1. Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения. Культура профессии журналиста. Свобода слова. Нормы общения, речевой этикет. Теория: Культура труда журналиста, профессиональная этика. Нормы поведения и речи. Речевой этикет. Практика: Составление кодекса журналиста. Нормы поведения и речи. Речевой этикет. Ситуативные упражнения «Учимся общаться». Упражнения на отработку норм речевого этикета. 2. Стилевые особенности публицистического высказывания. Теория: Нормы функционального стиля речи. Грамматические средства публицистического стиля. Использование выразительных средств языка. Практика: Анализ языковых средств публицистического высказывания. 3. Дополнительная информация в процессе создания текста. Методы сбора информации. Теория: Работа с дополнительными источниками информации. Методы сбора и обработки дополнительного материала. Использование документального материала в публицистических высказываниях. Практика: Работа с книгой, газетой, журналом в библиотеке. 4. Обработка информации. Создание публицистического высказывания. Теория: Элементы композиции текста. Роль вступления. Основной и частный тезисы высказывания. Лингвистический анализ публицистических высказываний. Редактирование текста. Практика: Создание письменного текста на заданную тему. Редактирование текстов. 5. Публицистические жанры журналистики. Очерк. Теория: Работа над очерком. Сбор материала: документов, цифр, фактов, опрос общественного мнения. Языковые особенности очерка. Редактирование очерка. Практика: Определение темы очерка. Сбор материала. Написание очерка на заданную тему. 6. Публицистические жанры журналистики. Статья. Теория: Подготовка к созданию высказывания в жанре аналитической статьи. Композиция статьи. Приемы привлечения внимания. Практика: Определение проблематики статьи. Подбор и обработка материала. Редактирование текста. 7. Публицистические жанры журналистики. Эссе. Теория: Выбор темы эссе. Создание высказывания на основе основного тезиса. Развертывание аргументов высказывания в жанре эссе. Практика: Создание эссе на темы, предложенные корреспондентами. 8. Социологическая деятельность. Теория: Социологические опросы. Определение цели и темы опроса. Анализ полученных результатов. Использование информации в заметке. Практика: Составление плана социологической акции. Проведение социологических опросов. Обработка результатов опроса. 9. Написание собственных статей о школьных мероприятиях. Анализ работ. Практика: Написание сочинения на школьную тему. Подведение промежуточных итогов обучения. Выбор одного из изученных жанров. Оформление статьи в соответствии с требованиями. 10. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях школы. Практика: Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор информации о концертах, фестивалях, выставках, спектаклях творческих объединениях школы (репортажи, интервью, заметки, зарисовки). 10 11. Основы видеографии. Устройство фотокамеры. Теория: Введение. Цели и задачи. Инструктаж по технике безопасности при работе в съемочном павильоне. Устройство цифровой фотокамеры и основные настройки. Практика: Настройка цифровой фотокамеры. 12. Экспозиция. Диафрагма. Теория: Светосила. Резкость. Практика: Съемка с малой глубиной резко изображаемого пространства. 13. Выдержка и светочувствительность. Теория: Выдержка. Частота кадров. Светочувствительность современных матриц. Практика: Съемка объекта при недостаточном количестве света. 14. Настройка экспозиции. Практика: Настройка экспозиции под определенный сюжет. Съемка с правильно настроенной экспозицией. 15. Баланс белого. Теория: Баланс белого. Цветовая температура. Практика: Ручная настройка баланса белого. 16. Композиция кадра. Правила композиции. Теория: Правила построения композиции в кадре. Золотое сечение. Практика: Съемка с соблюдением правил композиции. Кадрирование. 17. Социальные сети в работе мультимедийного журналиста. Теория: Рассмотрение официальных аккаунтов СМИ. 18. Правила ведения официальных страниц СМИ. Теория: Основные правила работы с социальными сетями. Типы постов. Практика: Разработка концепции группы учебного СМИ в социальной сети. 19. Контент-план. Практика: Составление контент-плана. Разработка рубрик и хештегов. 20. Инструмент «Статья». Практика: Оформление материала с помощью инструмента «Статья» в социальной сети «ВКонтакте». 21. Блог. Практика: Обзор блогов, анализ текстов. 22. Использование выразительных средств речи. Теория: Выразительные средства речи: эпитеты, сравнения, гипербола, градация. Практика: Работа с текстом. 23. Творческая лаборатория. Практика: Работа над контентом для социальной сети учебного СМИ.Творческие задания 24. Инструмент «Прямой эфир». Практика: Выход в прямой эфир от рабочего сообщества. Особенности съемки с мобильного устройства. 25. Итоговый контроль. Написание и публикация статей в школьной группе «ВКонтакте». Отбор материала. Практика: Анализ школьных мероприятий. Применение на практике изученных приемов. 26. Практикум «Фотографирование». Практика: Фотосъемка мероприятия «Последний звонок». Отбор материала для публикации в социальной сети. 3 год обучения: 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером и копировально-множительной техникой. Правила поведения в учреждении и общественных местах. Интернет-статья. Теория: Презентация «История создания интернет СМИ» Язык СМИ. Рубрики и 11 заголовки. Практика: Анализ информационных изданий. Создание тематических коллажей с различными рубриками. 2. Оформление статьи, разновидности иллюстрирования. Теория: Фотоиллюстрации. Нефотографические иллюстрации. Практика: Создание фотостендов. Иллюстрирование материалов. 3. Социологические опросы, акции в процессе сбора информации. Теория: Методика проведения опросов, сценарии акций. Практика: Создание сценариев социологических акций «Мой любимый учитель», «Что мы называем народным единством», «Новогодние фантазии», «Главный человек в моей судьбе», «Давайте помечтаем», «Этих дней не смолкнет слава». 4. Реклама в журналистике. Теория: Роль рекламы. Разновидности рекламы. Практика: Создание рекламных текстов, проведение рекламных акций на определенные темы. 5. Дайджест молодежной прессы. Теория: Систематизация материала, критерии отбора информации. Знакомство со сборниками молодежных редакций. Практика: Работа в группах. Анализ детской и молодежной прессы. Создание информационных тематических сборников «Школьные новости», «Моя семья», «Я – гражданин», «Милый сердцу край», «Будни и праздники», «В творческой мастерской». 6. Технология выпуска газеты. Теория: Сбор, обработка и распространение информации. Знакомство с электронными программами «Word», «PowerPoint», «PageMaker». Практика: Выполнение творческих заданий, работа с источниками информации, создание публицистических текстов, выпуск газеты в электронном виде. 7. Редактирование, верстка. Теория: Особенности верстки и макетирования, редактирование, рецензирование, работа корректора. Практика: Создание макетов газеты, подготовка номера к выпуску. 8. Выпуск газеты в электронном виде. Теория: Создание номеров газеты в стенной печати и в электронном виде. Практика: Публикация статей и заметок на официальном сайте школы. 9. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях школы. Практика: Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор информации о концертах, фестивалях, выставках, спектаклях творческих объединениях школы (репортажи, интервью, заметки, зарисовки). 10. Вводное занятие «Журналист и ораторское искусство». Теория: Основные составляющие успешного выступления журналиста. Приемы обращения к публике. Практика: Выступление на публике. Представление своих статей. 11. Методика публичного выступления. Теория: Основы методики публичных выступлений. Основные методы и правила успешного публичного выступления. Практика: Пробные выступления перед группой. 12. Техника речи. Теория: Рассмотрение четырех разделов: дыхание, голос, дикция и орфоэпия. Практика: Тренировочные упражнения. 13. Выступление перед аудиторией. Практика: Подготовка материала для доклада. Выступление перед группой. 14. Съемка с квадрокоптера. Теория: Устройство квадрокоптера и основные настройки. 12 Практика: Запуск квадрокоптера. 15. Инфографика. Теория: Функции и виды инфографики. Практика: Разработка темы, знакомство с интерфейсом сайта www.canva.com. 16. Создание инфографики. Практика: Работа на платформе www.canva.com. 17. Дополненная реальность в СМИ. Практика: Создание QR-кода, работа в приложении HP Reveal. 18. Лонгрид. Теория: Типы лонгридов. Примеры, сервисы. 19. Лонгрид в соц. сети «ВКонтакте». Практика: Подбор материала для публикации в социальной сети. 20. Верстка лонгрида. Теория: Интерфейс платформы Tilda.cc.ru. Редактирование страницы, добавление и редактирование контента блоков. Практика: Создание лонгрида на платформе Tilda.cc.ru. 21. Построение композиции. Практика: Построение композиции. Поиск золотого сечения. Съемка портрета. 22. Линейный монтаж. Практика: Простой монтаж в программе Adobe Premiere Pro. 23. Итоговый контроль. Написание и публикация статей в школьной группе «ВКонтакте». Отбор материала. Практика: Анализ школьных мероприятий. Чтение и публикация подготовленных работ. 1.4 Планируемые результаты Результаты 1 года обучения: Предметные: - знание форматов мультимедийной журналистики; - знание основных инструментов мультимедийного журналиста; - знание принципов работы над медиаконтентом; - знание основных терминов и понятий газетной верстки; - знание особенностей работы с социальными сетями; - умение создавать журналистский текст; - умение подбирать качественные иллюстрации; - умение грамотно работать с визуализацией информации; - умение работать с социальными сетями; - умение пользоваться инструментами мультимедийного журналиста. Метапредметные: - развитие коммуникабельности, фантазии, воображения; - развитие интереса к творческой деятельности; - развитие способности к самовыражению и образному восприятию; - развитие способности дать оценку событиям и сформировать свой взгляд на окружающую действительность; - развитие стремления к достижению цели; - владение навыками коллективной работы. Личностные: - чувство ответственности; - правильное отношение к общечеловеческим ценностям; - чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих; 13 - чувство взаимопомощи. Результаты 2 года обучения: Предметные: - знание форматов современной журналистики; - знание принципов работы над медиаконтентом; - знание основных инструментов мультимедийного журналиста; - знание основных норм журналистской речи (грамотное употребление слов, фраз); - знание основ видеосъемки интервью; - знание правил эффективной коммуникации; - умение ориентироваться в информационном потоке; - умение создавать медиаконтент; - умение собирать и редактировать материал. Метапредметные: - развитие коммуникабельности; - развитие фантазии, воображения; - развитие интереса к творческой деятельности; - развитие способностей к самовыражению и образному восприятию; - развитие способности работать в коллективе; - развитие стремления к достижению цели; - умение грамотно излагать свои мысли. Личностные: - чувство ответственности; - правильное отношение к общечеловеческим ценностям; - чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих; - чувство взаимопомощи. Результаты 3 года обучения: Предметные: - знание принципов видеосъемки с квадрокоптера; - знание этапов подготовки к публичному выступлению; - умение создавать устное выступление; - умение выстроить работу по созданию видеоматериала; - владение навыками съемки и монтажа законченного видеоматериала. Метапредметные: - развитие коммуникабельности, фантазии, воображения; - развитие интереса к творческой деятельности; - развитие способностей к самовыражению и образному восприятию; - развитие способности работать в коллективе; - развитие стремления к достижению цели; - умение грамотно излагать свои мысли. Личностные: - чувство ответственности; - правильное отношение к общечеловеческим ценностям; - чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих; - чувство взаимопомощи. 14 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Для организации деятельности необходимо следующее оснащение: - компьютеры или ноутбуки, - смартфоны, - выход в интернет, - фотоаппарат, - квадрокоптер. Кадровое обеспечение: Педагог МАОУ «СОШ №8», имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и первую квалификационную категорию. Методические материалы: Используются методы, предполагающие проявление творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение чувств и мыслей: сотрудничества, личностноориентированного развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, игровые технологии, коммуникативного обучения, форсайт-методы. Педагогические технологии: игровые, проектные, информационнокоммуникативные, коллективной творческой деятельности, проблемного обучения, форсайт-технологии. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий. Промежуточный – написание и публикация статей о мероприятиях школы и муниципалитета. Фотографирование и видеосъемка мероприятий. Итоговый – открытые занятия, публичные выступления. Формы итогового контроля могут варьироваться: контрольный опрос, тестирование, выпуск издательской продукции, выполнение другого практического задания. Оценка полученных детьми знаний и умений производится по системе критериев оценки сформированности качеств знаний учащихся детского объединения. Контроль проводится на основе трех уровней сформированности качеств знаний: репродуктивный, конструктивный, творческий. Основные показатели результатов обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе включают в себя: практическую подготовку учащихся (что за определённый промежуток времени ребенок должен научиться делать); теоретическую подготовку учащихся (какой объём знаний в результате обучения он должен усвоить за определённый промежуток времени); предметные достижения за данный промежуток времени (призовые места в конкурсах, выход печатных работ в прессе); личностное развитие учащихся. Для оценки знаний и умений используются: - контрольный опрос; 15 - самооценка; - беседа; - выполнение творческих заданий; - экспресс-опрос; - анкетирование, тестирование. - участие в выпуске продукции (количество статей по сравнению с другими учащимися); - наблюдение; - написание статей; - игровые методы; - защита творческой работы; - участие в городском, региональном конкурсах творческих работ и др. В программе используется диагностический инструментарий, позволяющий выявлять потенциал ребенка: методики «Незаконченные предложения», (С.В. Максимова), «Изучение качеств личности воспитанников» (М.И. Шилова), методы «Позитивная беседа», «Самореклама», «Интересы и склонности», «Проективные методики», методики изучения коллектива, эвристическая беседа. Все методики, являясь неотъемлемой частью данной программы, используются в комплексе и применяются на протяжении всего периода обучения. 16 Список литературы Список литературы для педагога: 1. Голованова И.И. Методика публичного выступления. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 110 с. 2. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М., 2007. – 384 с. 3. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. – М.: КНОРУС, 2009. – 431 c. 4. Костюк Е.Б. Копирайтинг. – СПб.: СПбГТУРП, 2015. – 95 с. 5. Мультимедийная журналистика. / Под ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 413 с. 6. Олешко В.Ф. Психология журналистики. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 476 с. Список литературы для учащихся (родителей): 1. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – 272 с. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2001. – 240 с. 3. Основы теории коммуникации. / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 432 с. 4. Петрова А.Н. Искусство речи. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 125 с. 5. Енина Л.В., Зыков В.Ф. Практика журналистского общения. – Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2016. – 76 с. 6. Самолетов С.А. Школьная газета. – СПб.: Первый класс, 2015. – 327 с. 7. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: Истоки, 2011. – 169 с. 8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000. – 312 с. Электронные ресурсы: 1. Институт развития прессы: [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.pdi.ru. 2. Информационный портал для молодых журналистов: [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://yojo.ru. 3. МедиаСпрут: [Электронный ресурс]. 2001-2018. URL: http://www.mediasprut.ru. 4. Союз журналистов России: [Электронный ресурс]. М., 2018. URL: http://www.ruj.ru. 17