Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Мультимедийная журналистика

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы .......................................... 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................................ 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ........................................................ 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .......................................................... 5
1.4 Планируемые результаты ..................................................................................... 13
2 Организационно-педагогические условия...................................................................... 15
2.1 Условия реализации программы ........................................................................... 15
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы......................................... 15
Список литературы .............................................................................................................. 17

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность данной программы – социально-гуманитарная.
Актуальность:
Программа «Мультимедийная журналистика» способствует совершенствованию
форм речевой деятельности, осознанному выбору профессии, развитию творческой
инициативы детей и подростков.
Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, дает
возможность ребенку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род
деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не
допускает использование готового опыта, не дает возможность просто транслировать
полученный объем знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и
своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество,
характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость
чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но и
характер ребенка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в формировании
определенных умений, нравственных убеждений, коммуникативного опыта, жизненной
активности.
Программа построена на основе личностноориентированного и деятельностного
подходов, способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их
самопознанию, личностному и профессиональному самоопределению. Развитие
информационных технологий активно воздействует на формирование и становление
мировоззрения современных школьников. Сближение традиционных и новых форматов
медиа, появление блогов и социальных сетей позволяет стать автором любому интернетпользователю. В связи с этим формирование медиаграмотности, сбор и обработка
информации, наблюдение и проверка полученных фактов – это навыки, необходимые не
только в профессиональной деятельности журналиста, но и в повседневной жизни
ребенка.
В процессе обучения дети научатся самостоятельно создавать медиапродукт: от
этапов планирования и разработки концепции до полной творческой и технической
реализации. Занятия помогут развить основные виды речевой деятельности (устная речь,
письмо, слуховое восприятие, чтение), раскрыть творческий потенциал обучающихся,
убрать зажатость и страх выступления перед публикой. Обучающиеся смогут расширить
кругозор, развить творческое мышление, научиться ориентироваться в информационном
потоке, слаженно работать в команде.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
3

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Адресат программы: дети 11-15 лет, желающие получить практические навыки в
сфере мультимедийной журналистики; интересующиеся актуальной информацией и
средствами ее распространения. Группа состоит из 8-10 человек.
Режим занятий и объем программы:
Год обучения
Продолжительность
Периодичность в
Общее кол-во часов
занятия
неделю
1-й
1 ч (45 минут)
2 раза
68
2-й
1 ч (45 минут)
2 раза
68
3-й
1 ч (45 минут)
2 раза
68
204
Данная программа позволяет осуществлять учебную деятельность в
дистанционном формате посредством синхронных сетевых технологий. Занятия могут
проводиться в режиме реального времени с использованием платформы Zoom.
Срок освоения: 3 года.
Перечень форм обучения: индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практическое занятие, мастер-класс,
выполнение творческих заданий.
Программа корректируется, исходя из анализа потребностей обучающихся и
диагностики результативности изучения ими определенных тем.
Перечень форм подведения итогов: фотовыставка, авторский материал, участие в
конкурсах детско-юношеской журналистики, конференциях, литературно-деловых играх,
творческих отчетах, публикация в социальной сети «ВКонтакте» и на официальном сайте
школы, создание фотографий и видеороликов.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Социальная и творческая самореализация обучающихся посредством
овладения инструментами мультимедийной журналистики.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с историей, культурой и спецификой журналистской деятельности;
- ознакомить с жанрами современной журналистики;
- ознакомить с форматами мультимедийной журналистики;
- ознакомить с принципами газетной верстки;
- научить планировать и прогнозировать информационные поводы;
- научить оперативно собирать информацию и обрабатывать ее;
- научить приемам написания журналистского текста;
- научить подготавливать материалы для верстки;
- научить работать с фото- и видеоаппаратурой;
- научить видеосъемке и видеомонтажу репортажа;
- научить грамотно и аргументированно излагать свои мысли;
- научить планировать свою работу;
- сформировать представления о принципах журналистской деятельности, об
особенностях профессии журналиста.
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникабельности;
- способствовать развитию фантазии, воображения;
- способствовать развитию интереса к творческой деятельности в сфере
мультимедийной журналистики;
- способствовать развитию способности к самовыражению и образному
4

восприятию;
- способствовать развитию способности дать оценку событиям и сформировать свой
взгляд на окружающую действительность;
- способствовать развитию стремления к достижению цели.
Воспитательные:
- способствовать развитию чувства ответственности;
- способствовать воспитанию детей в духе общечеловеческих ценностей;
- способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к
результатам своего труда и труда окружающих;
- способствовать воспитанию чувства взаимопомощи.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
№
п/
п
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Учебный (тематический) план:
Название раздела, темы

Количество часов
всего теория практика

1 год обучения
Вводное занятие. Техника безопасности,
1
правила поведения в учреждении.
Понятие о журналистике и профессии
журналиста
СМИ.
Редакция
газеты.
Функции
1
сотрудников редакции. Создание учебной
модели детской редакции
Информация. Способы сбора и обработки
2
информации
Название, рубрика, заголовок. Анализ
2
информационных изданий
Языковые средства публицистического
2
высказывания: свойства устной речи,
техника речи качества письменной речи
Жанры журналистики. Заметка
2
Жанры журналистики. Интервью
2
Жанры журналистики. Репортаж
2
Написание
собственных
статей
о
2
школьных мероприятиях. Анализ работ
Цифровая среда и журналистика
4
Мультимедиа
и
новые
принципы
4
новостей
Мультимедийные
приемы
подачи
8
информации
Разновидности социальных сетей
1
Виды информации, распространяемой
1
посредством сети «Интернет»
Социальная сеть «ВКонтакте». Создание
2
закрытой группы
Особенности
написания
статей
в
2
социальной сети
Создание постов в группе. Отбор
6
материала для публикации в школьной
5

1

1

1

1
2

1

1

1
1
1

1
1
1
2

2
3

2
1
8

1
1
1

1
2
6

Формы
аттестации/
контроля

18.
19.
20.
21.
22.

группе
Интервью для печати
Особенности контент-плана
Разработка
контент-маркетинговой
стратегии в социальной сети
Двухступенчатая система построения
контент-плана
Тренды «ВКонтакте»

23. Фотонаполнение статьи
24. Информационный отчет
новостной журналистики
25. Работа с текстом

как

жанр

26. Итоговый контроль. Написание статей в
группе «ВКонтакте». Отбор материала
Итого:

3
2
3

1
2

2

2

1

2

2

4

2

2

2

1

1

3
1

2

2

4

4

68

24

44

2 год обучения
Вводное занятие. Техника безопасности,
правила поведения. Культура профессии
журналиста. Свобода слова. Нормы
общения, речевой этикет
Стилевые
особенности
публицистического высказывания
Дополнительная информация в процессе
создания
текста.
Методы
сбора
информации
Обработка
информации.
Создание
публицистического высказывания
Публицистические жанры журналистики.
Очерк
Публицистические жанры журналистики.
Статья
Публицистические жанры журналистики.
Эссе
Социологическая деятельность

3

1

2

3

2

1

4

1

3

3

1

2

4

1

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Написание
собственных
статей
о
школьных мероприятиях. Анализ работ
10. Мероприятия объединения и участие в
мероприятиях школы
11. Основы
видеографии.
Устройство
фотокамеры
12. Экспозиция. Диафрагма

2

2

4

4

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

2

1

1

2

1

1

13. Выдержка и светочувствительность

2

1

1

14. Настройка экспозиции

1

15. Баланс белого

2

1

1

16. Композиция кадра. Правила композиции

3

1

2

17. Социальные
сети
в
мультимедийного журналиста

1

1

работе
6

1

18. Правила ведения официальных страниц
СМИ
19. Контент-план

2
2

2

20. Инструмент «Статья»

1

1

21. Блог

1

1

22. Использование выразительных средств
речи
23. Творческая лаборатория

2
4

4

24. Инструмент «Прямой эфир»

3

3

25. Итоговый контроль. Написание и
публикация статей в школьной группе
«ВКонтакте». Отбор материала
26. Практикум «Фотографирование»

5

5

3

3

Итого:

68

1

1

1

1

17

51

3 год обучения
2

1

1

3

1

2

5

1

4

4.

Вводное занятие. Техника безопасности
при
работе
с
компьютером
и
копировально-множительной техникой.
Правила поведения в учреждении и
общественных местах. Интернет-статья
Оформление
статьи,
разновидности
иллюстрирования
Социологические опросы, акции в
процессе сбора информации
Реклама в журналистике

3

1

2

5.

Дайджест молодежной прессы

6

2

4

6.

Технология выпуска газеты

4

1

3

7.

Редактирование, верстка

4

1

3

8.

Выпуск газеты в электронном виде

4

1

3

1.

2.
3.

Мероприятия объединения и участие в
мероприятиях школы
10. Вводное
занятие
«Журналист
и
ораторское искусство»
11. Методика публичного выступления

1

9.

1

2

1

1

4

1

3

12. Техника речи

3

2

1

13. Выступление перед аудиторией

3

14. Съемка с квадрокоптера

2

1

1

15. Инфографика

3

1

2

16. Создание инфографики

3

3

17. Дополненная реальность в СМИ

2

2

18. Лонгрид

1

19. Лонгрид в соц.сети «ВКонтакте»

3
7

3

1
3

20. Верстка лонгрида

4

21. Построение композиции

2

2

22. Линейный монтаж

2

2

23. Итоговый контроль. Написание и
публикация статей в школьной группе
«ВКонтакте». Отбор материала
Итого:

2

2

68

1

17

3

51

Содержание учебного (тематического) плана:
1 год обучения:
1. Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения в учреждении.
Понятие о журналистике и профессии журналиста.
Теория: Знакомство с детьми, программой, игры на знакомство. Проведение
тестирования на выявление знаний о профессии журналиста. Знакомство с историей
журналистики, спецификой профессии журналиста.
2. СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции. Создание учебной
модели детской редакции.
Теория: Средства массовой информации. Знакомство с образцами печатной
продукции.
3. Информация. Способы сбора и обработки информации.
Теория: Понятие «информация». Способы сбора информации. Типы информации.
Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты, тезисный план.
Практика: Работа в библиотеке с книгой, виды обработки информации.
4. Название, рубрика, заголовок. Анализ информационных изданий.
Практика: Анализ информационных изданий. Определение названия детской газеты,
создание рубрик, подбор тем и создание заголовков публицистических высказываний.
5. Языковые средства публицистического высказывания: свойства устной речи,
техника речи качества письменной речи.
Теория: Свойства устной речи: тон, темп. Техника устной речи: речевое дыхание,
качества голоса, дикция и орфоэпия. Письменная речь: правильность, точность, чистота,
логичность, богатство, выразительность, уместность. Публицистический стиль языка и
речи.
Практика: Выполнение дыхательных упражнений, работа над совершенствованием
свойств и качеств голоса, дикционная гимнастика. Анализ письменных текстов,
определение стилевой принадлежности, устранение языковых ошибок.
6. Жанры журналистики. Заметка.
Теория: Информационный жанр «заметка». Композиция высказывания.
Использование языковых средств. Название заметки. Приемы привлечения внимания
читателей. Демонстрация презентации «Жанры журналистики».
Практика: Написание заметок, анализ и корректировка текстов.
7. Жанры журналистики. Интервью.
Теория: Высказывание в жанре «интервью»: анализ ситуации, изучение
особенностей респондента. Составление перечня вопросов. Культура общения, речевой
этикет в процессе проведения интервью.
Практика: Работа в жанре «интервью», анализ текстов.
8. Жанры журналистики. Репортаж.
Теория: Выбор темы репортажа. Анализ ситуации. Техника работы: наблюдение,
детали, яркие зарисовки, создание точной модели события с изображением подробностей
и специфических особенностей.
Практика: Создание текстов в жанре «репортаж».
9. Написание собственных статей о школьных мероприятиях. Анализ работ.
8

Практика: Практическая работа «Работа с информацией о школьных мероприятиях».
Публикация на официальном сайте школы лучших работ.
10. Цифровая среда и журналистика.
Теория: Цифровая среда в жизни современного человека. Мультимедийные СМИ.
Практика: Сравнение продуктивности работы с бумажными и цифровыми
источниками. Составление временной шкалы медиапотребления.
11. Мультимедиа и новые принципы новостей.
Теория: Особенности информационного жанра.
Практика: Итоговый контроль. Выполнение творческого задания
12. Мультимедийные приемы подачи информации.
Практика: Создание информационной заметки. Тестирование по каждому приему
подачи информации. Творческие задания.
13. Разновидности социальных сетей.
Теория: Знакомство с интернет-пространством. Рассмотрение особенностей
отдельных социальных сетей.
14. Виды информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
Теория: Знакомство с вредоносной информацией, ссылками. Как закрыть доступ к
личной информации.
15. Социальная сеть «ВКонтакте». Создание закрытой группы.
Теория: Особенности социальной сети. Рассмотрение отдельных моментов.
Практика: Создание закрытой группы «ВКонтакте».
16. Особенности написания статей в социальной сети.
Практика: Знакомство с созданием статьи, добавление фото. Обзор возможностей
редактора статей «ВКонтакте».
17. Создание постов в группе. Отбор материала для публикации в школьной группе.
Практика: Работа с полученной информацией о пройденных мероприятиях в школе.
Публикация статей в группе.
18. Интервью для печати.
Теория: Рассмотрение особенностей жанра интервью
Практика: Составление схемы действий при подготовке интервью к печати.
Отработка схемы. Тренировочные упражнения. Взятие интервью у обучающихся школы.
19. Особенности контент-плана.
Теория: Рассмотрение готового контент-плана. Создание своего контент-плана по
шаблону. Разделение контента.
20. Разработка контент-маркетинговой стратегии в социальной сети.
Практика: Создание плана. Постановка задач на конкретный срок.
21. Двухступенчатая система построения контент-плана.
Теория: Рассмотрение инструкции контент-плана, а также примеров.
Практика: Составление графика публикаций.
22. Тренды «ВКонтакте».
Теория: Знакомство с основными трендами продвижения своего сообщества
«ВКонтакте». Зачем нужны хэштеги, их значение.
23. Фотонаполнение статьи.
Теория: Работа с готовыми фотографиями.
Практика: Подбор материала для статьи.
24. Информационный отчет как жанр новостной журналистики.
Теория: Что такое информационный отчет журналистики. Особенности
журналистского отчета.
Практика: Составление плана.
25. Работа с текстом.
Практика: Написание заметок на основе готового текста.
26. Итоговый контроль. Написание статей в группе «ВКонтакте». Отбор материала.
9

Практика: Подготовка заметок для публикации в школьной группе «ВКонтакте».
Работа над написанием статей об окончании учебного года.
2 год обучения:
1. Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения. Культура профессии
журналиста. Свобода слова. Нормы общения, речевой этикет.
Теория: Культура труда журналиста, профессиональная этика. Нормы поведения и
речи. Речевой этикет.
Практика: Составление кодекса журналиста. Нормы поведения и речи. Речевой
этикет. Ситуативные упражнения «Учимся общаться». Упражнения на отработку норм
речевого этикета.
2. Стилевые особенности публицистического высказывания.
Теория: Нормы функционального стиля речи. Грамматические средства
публицистического стиля. Использование выразительных средств языка.
Практика: Анализ языковых средств публицистического высказывания.
3. Дополнительная информация в процессе создания текста. Методы сбора
информации.
Теория: Работа с дополнительными источниками информации. Методы сбора и
обработки дополнительного материала. Использование документального материала в
публицистических высказываниях.
Практика: Работа с книгой, газетой, журналом в библиотеке.
4. Обработка информации. Создание публицистического высказывания.
Теория: Элементы композиции текста. Роль вступления. Основной и частный тезисы
высказывания.
Лингвистический
анализ
публицистических
высказываний.
Редактирование текста.
Практика: Создание письменного текста на заданную тему. Редактирование текстов.
5. Публицистические жанры журналистики. Очерк.
Теория: Работа над очерком. Сбор материала: документов, цифр, фактов, опрос
общественного мнения. Языковые особенности очерка. Редактирование очерка.
Практика: Определение темы очерка. Сбор материала. Написание очерка на
заданную тему.
6. Публицистические жанры журналистики. Статья.
Теория: Подготовка к созданию высказывания в жанре аналитической статьи.
Композиция статьи. Приемы привлечения внимания.
Практика: Определение проблематики статьи. Подбор и обработка материала.
Редактирование текста.
7. Публицистические жанры журналистики. Эссе.
Теория: Выбор темы эссе. Создание высказывания на основе основного тезиса.
Развертывание аргументов высказывания в жанре эссе.
Практика: Создание эссе на темы, предложенные корреспондентами.
8. Социологическая деятельность.
Теория: Социологические опросы. Определение цели и темы опроса. Анализ
полученных результатов. Использование информации в заметке.
Практика: Составление плана социологической акции. Проведение социологических
опросов. Обработка результатов опроса.
9. Написание собственных статей о школьных мероприятиях. Анализ работ.
Практика: Написание сочинения на школьную тему. Подведение промежуточных
итогов обучения. Выбор одного из изученных жанров. Оформление статьи в соответствии
с требованиями.
10. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях школы.
Практика: Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор
информации о концертах, фестивалях, выставках, спектаклях творческих объединениях
школы (репортажи, интервью, заметки, зарисовки).
10

11. Основы видеографии. Устройство фотокамеры.
Теория: Введение. Цели и задачи. Инструктаж по технике безопасности при работе в
съемочном павильоне. Устройство цифровой фотокамеры и основные настройки.
Практика: Настройка цифровой фотокамеры.
12. Экспозиция. Диафрагма.
Теория: Светосила. Резкость.
Практика: Съемка с малой глубиной резко изображаемого пространства.
13. Выдержка и светочувствительность.
Теория: Выдержка. Частота кадров. Светочувствительность современных матриц.
Практика: Съемка объекта при недостаточном количестве света.
14. Настройка экспозиции.
Практика: Настройка экспозиции под определенный сюжет. Съемка с правильно
настроенной экспозицией.
15. Баланс белого.
Теория: Баланс белого. Цветовая температура.
Практика: Ручная настройка баланса белого.
16. Композиция кадра. Правила композиции.
Теория: Правила построения композиции в кадре. Золотое сечение.
Практика: Съемка с соблюдением правил композиции. Кадрирование.
17. Социальные сети в работе мультимедийного журналиста.
Теория: Рассмотрение официальных аккаунтов СМИ.
18. Правила ведения официальных страниц СМИ.
Теория: Основные правила работы с социальными сетями. Типы постов.
Практика: Разработка концепции группы учебного СМИ в социальной сети.
19. Контент-план.
Практика: Составление контент-плана. Разработка рубрик и хештегов.
20. Инструмент «Статья».
Практика: Оформление материала с помощью инструмента «Статья» в социальной
сети «ВКонтакте».
21. Блог.
Практика: Обзор блогов, анализ текстов.
22. Использование выразительных средств речи.
Теория: Выразительные средства речи: эпитеты, сравнения, гипербола, градация.
Практика: Работа с текстом.
23. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для социальной сети учебного СМИ.Творческие
задания
24. Инструмент «Прямой эфир».
Практика: Выход в прямой эфир от рабочего сообщества. Особенности съемки с
мобильного устройства.
25. Итоговый контроль. Написание и публикация статей в школьной группе
«ВКонтакте». Отбор материала.
Практика: Анализ школьных мероприятий. Применение на практике изученных
приемов.
26. Практикум «Фотографирование».
Практика: Фотосъемка мероприятия «Последний звонок». Отбор материала для
публикации в социальной сети.
3 год обучения:
1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером и
копировально-множительной техникой. Правила поведения в учреждении и
общественных местах. Интернет-статья.
Теория: Презентация «История создания интернет СМИ» Язык СМИ. Рубрики и
11

заголовки.
Практика: Анализ информационных изданий. Создание тематических коллажей с
различными рубриками.
2. Оформление статьи, разновидности иллюстрирования.
Теория: Фотоиллюстрации. Нефотографические иллюстрации.
Практика: Создание фотостендов. Иллюстрирование материалов.
3. Социологические опросы, акции в процессе сбора информации.
Теория: Методика проведения опросов, сценарии акций.
Практика: Создание сценариев социологических акций «Мой любимый учитель»,
«Что мы называем народным единством», «Новогодние фантазии», «Главный человек в
моей судьбе», «Давайте помечтаем», «Этих дней не смолкнет слава».
4. Реклама в журналистике.
Теория: Роль рекламы. Разновидности рекламы.
Практика: Создание рекламных текстов, проведение рекламных акций на
определенные темы.
5. Дайджест молодежной прессы.
Теория: Систематизация материала, критерии отбора информации. Знакомство со
сборниками молодежных редакций.
Практика: Работа в группах. Анализ детской и молодежной прессы. Создание
информационных тематических сборников «Школьные новости», «Моя семья», «Я –
гражданин», «Милый сердцу край», «Будни и праздники», «В творческой мастерской».
6. Технология выпуска газеты.
Теория: Сбор, обработка и распространение информации. Знакомство с
электронными программами «Word», «PowerPoint», «PageMaker».
Практика: Выполнение творческих заданий, работа с источниками информации,
создание публицистических текстов, выпуск газеты в электронном виде.
7. Редактирование, верстка.
Теория: Особенности верстки и макетирования, редактирование, рецензирование,
работа корректора.
Практика: Создание макетов газеты, подготовка номера к выпуску.
8. Выпуск газеты в электронном виде.
Теория: Создание номеров газеты в стенной печати и в электронном виде.
Практика: Публикация статей и заметок на официальном сайте школы.
9. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях школы.
Практика: Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор
информации о концертах, фестивалях, выставках, спектаклях творческих объединениях
школы (репортажи, интервью, заметки, зарисовки).
10. Вводное занятие «Журналист и ораторское искусство».
Теория: Основные составляющие успешного выступления журналиста. Приемы
обращения к публике.
Практика: Выступление на публике. Представление своих статей.
11. Методика публичного выступления.
Теория: Основы методики публичных выступлений. Основные методы и правила
успешного публичного выступления.
Практика: Пробные выступления перед группой.
12. Техника речи.
Теория: Рассмотрение четырех разделов: дыхание, голос, дикция и орфоэпия.
Практика: Тренировочные упражнения.
13. Выступление перед аудиторией.
Практика: Подготовка материала для доклада. Выступление перед группой.
14. Съемка с квадрокоптера.
Теория: Устройство квадрокоптера и основные настройки.
12

Практика: Запуск квадрокоптера.
15. Инфографика.
Теория: Функции и виды инфографики.
Практика: Разработка темы, знакомство с интерфейсом сайта www.canva.com.
16. Создание инфографики.
Практика: Работа на платформе www.canva.com.
17. Дополненная реальность в СМИ.
Практика: Создание QR-кода, работа в приложении HP Reveal.
18. Лонгрид.
Теория: Типы лонгридов. Примеры, сервисы.
19. Лонгрид в соц. сети «ВКонтакте».
Практика: Подбор материала для публикации в социальной сети.
20. Верстка лонгрида.
Теория: Интерфейс платформы Tilda.cc.ru. Редактирование страницы, добавление и
редактирование контента блоков.
Практика: Создание лонгрида на платформе Tilda.cc.ru.
21. Построение композиции.
Практика: Построение композиции. Поиск золотого сечения. Съемка портрета.
22. Линейный монтаж.
Практика: Простой монтаж в программе Adobe Premiere Pro.
23. Итоговый контроль. Написание и публикация статей в школьной группе
«ВКонтакте». Отбор материала.
Практика: Анализ школьных мероприятий. Чтение и публикация подготовленных
работ.
1.4 Планируемые результаты
Результаты 1 года обучения:
Предметные:
- знание форматов мультимедийной журналистики;
- знание основных инструментов мультимедийного журналиста;
- знание принципов работы над медиаконтентом;
- знание основных терминов и понятий газетной верстки;
- знание особенностей работы с социальными сетями;
- умение создавать журналистский текст;
- умение подбирать качественные иллюстрации;
- умение грамотно работать с визуализацией информации;
- умение работать с социальными сетями;
- умение пользоваться инструментами мультимедийного журналиста.
Метапредметные:
- развитие коммуникабельности, фантазии, воображения;
- развитие интереса к творческой деятельности;
- развитие способности к самовыражению и образному восприятию;
- развитие способности дать оценку событиям и сформировать свой взгляд на
окружающую действительность;
- развитие стремления к достижению цели;
- владение навыками коллективной работы.
Личностные:
- чувство ответственности;
- правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
- чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда
окружающих;
13

- чувство взаимопомощи.
Результаты 2 года обучения:
Предметные:
- знание форматов современной журналистики;
- знание принципов работы над медиаконтентом;
- знание основных инструментов мультимедийного журналиста;
- знание основных норм журналистской речи (грамотное употребление слов, фраз);
- знание основ видеосъемки интервью;
- знание правил эффективной коммуникации;
- умение ориентироваться в информационном потоке;
- умение создавать медиаконтент;
- умение собирать и редактировать материал.
Метапредметные:
- развитие коммуникабельности;
- развитие фантазии, воображения;
- развитие интереса к творческой деятельности;
- развитие способностей к самовыражению и образному восприятию;
- развитие способности работать в коллективе;
- развитие стремления к достижению цели;
- умение грамотно излагать свои мысли.
Личностные:
- чувство ответственности;
- правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
- чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда
окружающих;
- чувство взаимопомощи.
Результаты 3 года обучения:
Предметные:
- знание принципов видеосъемки с квадрокоптера;
- знание этапов подготовки к публичному выступлению;
- умение создавать устное выступление;
- умение выстроить работу по созданию видеоматериала;
- владение навыками съемки и монтажа законченного видеоматериала.
Метапредметные:
- развитие коммуникабельности, фантазии, воображения;
- развитие интереса к творческой деятельности;
- развитие способностей к самовыражению и образному восприятию;
- развитие способности работать в коллективе;
- развитие стремления к достижению цели;
- умение грамотно излагать свои мысли.
Личностные:
- чувство ответственности;
- правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
- чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда
окружающих;
- чувство взаимопомощи.

14

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста». Для организации деятельности необходимо следующее оснащение:
- компьютеры или ноутбуки,
- смартфоны,
- выход в интернет,
- фотоаппарат,
- квадрокоптер.
Кадровое обеспечение:
Педагог МАОУ «СОШ №8», имеющий диплом педагогического ВУЗа по
соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению
«Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и
первую квалификационную категорию.
Методические материалы:
Используются методы, предполагающие проявление творчества и активности
обучающихся, свободное самовыражение чувств и мыслей: сотрудничества, личностноориентированного развивающего обучения, коллективной творческой деятельности,
игровые технологии, коммуникативного обучения, форсайт-методы.
Педагогические
технологии:
игровые,
проектные,
информационнокоммуникативные, коллективной творческой деятельности, проблемного обучения,
форсайт-технологии.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий.
Промежуточный – написание и публикация статей о мероприятиях школы и
муниципалитета. Фотографирование и видеосъемка мероприятий.
Итоговый – открытые занятия, публичные выступления.
Формы итогового контроля могут варьироваться: контрольный опрос, тестирование,
выпуск издательской продукции, выполнение другого практического задания. Оценка
полученных детьми знаний и умений производится по системе критериев оценки
сформированности качеств знаний учащихся детского объединения. Контроль проводится
на основе трех уровней сформированности качеств знаний: репродуктивный,
конструктивный, творческий.
Основные
показатели
результатов
обучения
по
общеобразовательной
общеразвивающей программе включают в себя:
 практическую подготовку учащихся (что за определённый промежуток времени
ребенок должен научиться делать);
 теоретическую подготовку учащихся (какой объём знаний в результате обучения
он должен усвоить за определённый промежуток времени);
 предметные достижения за данный промежуток времени (призовые места в
конкурсах, выход печатных работ в прессе);
 личностное развитие учащихся.
Для оценки знаний и умений используются:
- контрольный опрос;
15

- самооценка;
- беседа;
- выполнение творческих заданий;
- экспресс-опрос;
- анкетирование, тестирование.
- участие в выпуске продукции (количество статей по сравнению с другими
учащимися);
- наблюдение;
- написание статей;
- игровые методы;
- защита творческой работы;
- участие в городском, региональном конкурсах творческих работ и др.
В программе используется диагностический инструментарий, позволяющий
выявлять потенциал ребенка: методики «Незаконченные предложения», (С.В.
Максимова), «Изучение качеств личности воспитанников» (М.И. Шилова), методы
«Позитивная беседа», «Самореклама», «Интересы и склонности», «Проективные
методики», методики изучения коллектива, эвристическая беседа.
Все методики, являясь неотъемлемой частью данной программы, используются в
комплексе и применяются на протяжении всего периода обучения.

16

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Голованова И.И. Методика публичного выступления. – Казань: Центр
инновационных технологий, 2009. – 110 с.
2. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М., 2007. – 384 с.
3. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. – М.: КНОРУС, 2009. –
431 c.
4. Костюк Е.Б. Копирайтинг. – СПб.: СПбГТУРП, 2015. – 95 с.
5. Мультимедийная журналистика. / Под ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. – М.:
Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 413 с.
6. Олешко В.Ф. Психология журналистики. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,
2014. – 476 с.
Список литературы для учащихся (родителей):
1. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. –
272 с.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2001. – 240 с.
3. Основы теории коммуникации. / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.
– 432 с.
4. Петрова А.Н. Искусство речи. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 125 с.
5. Енина Л.В., Зыков В.Ф. Практика журналистского общения. – Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2016. – 76 с.
6. Самолетов С.А. Школьная газета. – СПб.: Первый класс, 2015. – 327 с.
7. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто
хочет научиться говорить. – Воронеж: Истоки, 2011. – 169 с.
8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000. – 312 с.
Электронные ресурсы:
1. Институт развития прессы: [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.pdi.ru.
2. Информационный портал для молодых журналистов: [Электронный ресурс]. 2018.
URL: http://yojo.ru.
3. МедиаСпрут: [Электронный ресурс]. 2001-2018. URL: http://www.mediasprut.ru.
4. Союз журналистов России: [Электронный ресурс]. М., 2018. URL:
http://www.ruj.ru.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».