Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Принята на заседании педагогического совета: от «21» июня 2021 года протокол № 10 Утверждаю: директор МАОУ Е.А. Радунцева приказ № 127 /д от ТОЧКА ^ s РОСТА Ф ЕД Е РАЛ ЬН АЯ СЕТЬ ЦЕНТРОВ О Б Р А З О В А Н И Я ЦИФ РО ВО ГО И ГУ М АНИ ТАРНО ГО ПРОФ ИЛЕЙ Дополнительная общ еобразовательная общ еразвиваю щ ая программа «Ю ны е инспектора движения» Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Мякушкин Алексей Валерьевич, Преподаватель организатор ОБЖ высшая категории п. Буланаш, 2021 Содержание 1 Комплекс основных характеристик программы………….…….…………………......3 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….………3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы……….……………………………...4 1.3 Содержание общеразвивающей программы………...................................................4 1.4 Планируемые результаты……………………………………………………………10 2 Организационно-педагогические условия…………….……………….......................11 2.1 Условия реализации программы…………………………………………………….11 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………………….12 3 Список литературы……………………..……………………………………………....14 2 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Направленность: социально-гуманитарная Актуальность программы: Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка, законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции); Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.; Правила дорожного движения РФ (в последней редакции); Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения» Москва «ВАКО» 2019, В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 35 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения». Адресат программы: Программа предназначена для детей 10-16 лет. Группа состоит из 10-15 человек. Режим занятий: 1 урок 3 раза в неделю. Объем программы: 105ч. Срок освоения: 1 год. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах. 3 Перечень видов занятий: лекция; открытое занятие; тренинг; экскурсия; праздничное мероприятие; участие в конкурсах различного уровня, занятие-сказка, конкурс, подвижная игра, массовое мероприятие. Перечень форм подведения итогов: тестирование, анкетирование, решение практических заданий на знание ПДД. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: создание условий для развития гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения. Задачи: Обучающие: -повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ; -способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи; -способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - сформировать у обучающихся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях рыночных отношений. Развивающие: -развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; -способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах. Воспитательные: -воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; -формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета; -формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. - поддержать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности; - развить способность к самореализации и целеустремлённости; - сформировать техническое мышление и творческий подход к работе; 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебно (тематический план): № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 Количество часов Теоретическая часть Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка Правила дорожного движения Основные понятия и термины ПДД Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные средства информации 4 Всего Теория Практика 2 1 1 40 2 26 1 14 1 2 1 1 2 1 1 Формы аттестации /контроля зачет тестирование текущий рефлексивный самоанализ текущий рефлексивный самоанализ 2.4 Правила движения пешехода. 1 1 2.5 Где и как переходить улицу? 1 1 2.6 Элементы улиц и дорог 2 1 2.7 Регулируемый перекрёсток 1 1 2.8 Нерегулируемый перекрёсток 1 1 2.9 Правила движения велосипедистов, мопедиста 1 1 2.10 Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте 1 1 2.11 Движение группы пешеходов и велосипедистов 3 2 1 1 2.12 Тест по ПДД. 1 2.13 Устройство велосипеда 2 1 1 2 1 1 1 1 Технические требования к велосипеду и мопеду. Подготовка к акции «Безопасные 2.15 каникулы» 2.16 Акция «Безопасные каникулы» 2.14 1 1 1 2.17 Правила пользования транспортом 2 1 1 2.18 На железной дороге 2 1 1 1 1 2.19 Подготовка к акции «Безопасные каникулы» 2.20 Акция «Безопасные каникулы» 1 2.21 Движение по загородной трассе. 2 2.23 Дорожный этикет. 2 2 2 2 2.24 Экскурсия «Дети в гостях у инспектора ГИБДД» 5 тестирование текущий рефлексивный самоанализ практическая работа Практическая работа экскурсия текущий рефлексивный самоанализ работа в группах работа в группах работа в группах 2 2 работа в группах работа в группах 1 2.22 Дорожные ловушки работа в группах работа в группах работа в группах работа в группах работа в группах текущий рефлексивный самоанализ работа в группах 2 работа в группах текущий рефлексивный самоанализ Практическая работа 2.25 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. 3 Первая помощь 2 14 2 6 8 беседа 3.1 Ожоги, обморожения 2 1 1 практическая работа Виды кровотечений. Остановка 3.2 кровотечений. 2 1 1 практическая работа 3.3 Переломы 2 1 1 практическая работа практическая работа Подготовка к конкурсу «Безопасное 3.4 колесо» 4 2 2 3.5 Транспортировка пострадавшего 2 1 1 3.6 4 Тест по оказанию первой доврачебной помощи. Массовая работа 2 4.1 Подготовка листовок по ПДД 4.2 Подготовка буклетов по ПДД 4.3 Подготовка к акции «Дорога без опасности» 4.4 Акция «Дорога без опасности» Основы управления. Полёты на симуляторе. Принципы управления и строение 5.1 мультикоптеров. 5 5.2 Техника безопасности полётов 2 17 14 7 2 2 практическая работа 4 2 2 практическая работа 4 2 2 практическая работа практическая работа 4 1 3 35 14 21 2 2 5 2 Беседа 3 Основы электричества. Литий4 2 2 полимерные аккумуляторы. Принципы управления и строение 5.4 5 2 3 мультикоптеров. Применяемое оборудование, его 7 3 4 5.5 настройка. Установка и подключение 5 2 3 5.6 радиоприёмника и видеооборудования. Пилотирование с использованием 5.7 7 1 6 FPV- оборудования. ИТОГО: 105 54 61 Содержание учебного (тематического) плана: 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. 5.3 6 практическая работа тестирование практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа тестирование Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Практика: Тестирование по итогам вводного занятия. 2 Правила дорожного движения. 2.1 Основные понятия и термины ПДД. Теория: Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Практика: Основные понятия и термины ПДД. 2.2 Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. Теория: Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. Практика: Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. 2.3 Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Теория: Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Практика: Дорожные знаки и дополнительные средства информации. 2.4 Правила движения пешехода. Теория: Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. 2.5 Где и как переходить улицу? Теория: Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. 2.6 Элементы улиц и дорог. Теория: Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. Практика: Элементы улиц и дорог. 2.7 Регулируемый перекрёсток. Теория: Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 2.8 Нерегулируемый перекрёсток. Теория: Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. 2.9 Правила движения велосипедистов, мопедиста. Теория: Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. 2.10 Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Теория: Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. 2.11 Движение группы пешеходов и велосипедистов. Теория: Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. 7 Практика: Движение группы пешеходов и велосипедистов. . 2.12 Тест по ПДД. Практика: Тест по ПДД. 2.13 Устройство велосипеда. Теория: Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. Практика: Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. 2.14 Технические требования к велосипеду и мопеду. Теория: Технические требования к велосипеду и мопеду. Практика: Технические требования к велосипеду и мопеду. 2.15 Подготовка к акции «Безопасные каникулы». Теория: Подготовка к акции «Безопасные каникулы» 2.16 Акция «Безопасные каникулы». Практика: Акция «Безопасные каникулы». 2.17 Правила пользования транспортом. Теория: Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. Практика: Правила пользования транспортом. 2.18 На железной дороге. Теория: На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. Практика: На железной дороге. 2.19 Подготовка к акции «Безопасные каникулы». Теория: Подготовка к акции «Безопасные каникулы» 2.20 Акция «Безопасные каникулы». Практика: Акция «Безопасные каникулы». 2.21 Движение по загородной трассе. Теория: Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. 2.22 Дорожные ловушки. Практика: Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. 2.23 Дорожный этикет. Теория: Дорожный этикет. 2.24 Экскурсия «Дети в гостях у инспектора ГИБДД». Теория: Экскурсия «Дети в гостях у инспектора ГИБДД». 2.25 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Теория: Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. 3 Первая помощь. 3.1 Ожоги, обморожения. Теория: Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. Практика: Ожоги, обморожения. 8 3.2 Виды кровотечений. Остановка кровотечений. Теория: Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). Практика: Виды кровотечений. Остановка кровотечений. 3.3 Переломы. Теория: Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти. Практика: Переломы. 3.4 Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Теория: Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Практика: Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». 3.5 Транспортировка пострадавшего. Теория: Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). Практика: Транспортировка пострадавшего. 3.6 Тест по оказанию первой доврачебной помощи. Практика: Тест по оказанию первой доврачебной помощи. 4 Массовая работа. 4.1 Подготовка листовок по ПДД. Теория: Подготовка листовок по ПДД. 4.2 Подготовка буклетов по ПДД. Теория: Подготовка буклетов по ПДД. Практика: Подготовка буклетов по ПДД. 4.3 Подготовка к акции «Дорога без опасности». Теория: Подготовка к акции «Дорога без опасности». Практика: Подготовка к акции «Дорога без опасности». 4.4 Акция «Дорога без опасности». Теория: Акция «Дорога без опасности». Практика: Акция «Дорога без опасности». 5 Основы управления. Полёты на симуляторе. 5.1 Принципы управления и строение мультикоптеров. Теория: Принципы управления и строение мультикоптеров. 5.2 Техника безопасности полётов. Теория: Техника безопасности полётов. Практика: Техника безопасности полётов. 5.3 Основы электричества. Литий- полимерные аккумуляторы. Теория: Основы электричества. Литий- полимерные аккумуляторы. Практика: Основы электричества. Литий- полимерные аккумуляторы. 5.4 Принципы управления и строение мультикоптеров. Теория: Принципы управления и строение мультикоптеров. Практика: Принципы управления и строение мультикоптеров. 5.5 Применяемое оборудование, его настройка. Теория: Применяемое оборудование, его настройка. Практика: Применяемое оборудование, его настройка. 5.6 Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования. Теория: Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования. Практика: Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования. 5.7 Пилотирование с использованием FPV- оборудования. Теория: Пилотирование с использованием FPV- оборудования. 9 Практика: Пилотирование с использованием FPV- оборудования. 1.4. Планируемые результаты Выполнение задач, стоящих перед программой позволит: − сократить количество ДТП с участием обучающихся; − увеличить количество обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД; − повысить уровень теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ); − разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; − внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; − расширить знания обучающихся по истории правил дорожного движения; − повысить дорожную грамотность обучающихся; − сформировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; − повысить ответственность детей за свое поведение на дороге; − получить знания в области моделирования и конструирования БАС; − сформировать технологические навыки; −сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающего социальную адаптацию в условиях рыночных отношений. Личностные результаты: – оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; – объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; – в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; – осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – определять цель деятельности; – учиться обнаруживать и формулировать проблемы; – устанавливать причинно-следственные связи; – вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; – навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД: – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопрос 10 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: − компьютер – 12 шт; − проектор – 1шт; − доступ к сети Интернет (желателен). Программное обеспечение: − операционная система – Windows XP/10; − антивирусная программа; − Электрифицированная модель перекрестка − Наборы дорожных знаков Образовательные компьютерные программы Кадровое обеспечение: Педагог, имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и первую квалификационную категорию. Методические материалы: Обязательными принципами образовательного процесса при реализации данной программы являются: • компетентностно-ориентированный подход к обучению; • взаимодействие Центра внешкольной работы и иных учреждений и структур прямо или косвенно влияющих на решение проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; • учет возрастных, психофизических особенностей и индивидуальных личностных качеств детей и подростков; • принцип трех С- сотворчество, сотрудничество содействие. Методическое обеспечение: уголок безопасности дорожного движения; • изображения знаков дорожного движения; • кроссворды, тестовые и иные задания по Правилам дорожного движения и иным изучаемым в ходе реализации образовательной программы темам; • наглядные, мультимедийные, игровые пособия для проведения практических занятий и иллюстрации теоретического материала; • тесты по Правилам дорожного движения; • наборы плакатов; • компьютерное учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»; • мультимедийные игры; • правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по - ПДД, подшивка газет «Добрая дорога детства»; • слайдовые презентации, видеофильмы; • раздаточный материал по теме • детская художественная, методическая литература; • собственные разработки автора программы. Техническое оснащение занятий: -фотоаппарат, компьютер, принтер, мультимедийная установка «Зарница», тренажер «Гоша». • 11 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах обучающихся. Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – 3D-модели. Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах: 1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий; 2. взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; 3. публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых); 4. текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников; 5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу; 6. итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: − по количеству творческих элементов в модели; − по степени его оригинальности; − по художественной эстетике модели; − по практической пользе модели и удобству его использования. Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, организационнодеятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень 12 освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками: Название методики Проба на познавательную «Незавершенная сказка» Что отслеживается инициативу Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника Методика для изучения социализированности личности воспитанника Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности Определение направленности личности (Б. Басса) Определения личностной направленности 13 3 Список литературы Список литературы для педагога: 1. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009. 2. Газета «Добрая дорога детства». 3. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014. 4. Комментарии к Правилам дорожного движения. 5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012. 6. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012. 7. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011. 8. Петров С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. – М., 2014 9. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012. 10. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012. 11. Рекомендательный материал по пропаганде правил дорожного движения. - Вологда, 2002 11. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011 12. Учителю о правилах дорожного движения./ Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2019 13.Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва, 2015 14. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2019. Список литературы для учащихся (родителей): 1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г. 2. Газета «Добрая дорога детства» 3. Дорохов А.А. Зелёный, жёлтый, красный. - Издательство «Детскаялитература», Москва, 2005 4. Кривич М. А. Школа пешехода. - Издательство «Малыш», 2004 5. Петров А.В. Я бегу через дорогу. - Изд. дом «Карапуз» 6. Правила дорожного движения. - Москва, 2014. 7. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения. - М., «Просвещение», 2008 8. Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. – М., 2006 9. Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016). 10. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016). 11. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/227425/ (дата обращения 31.10.2016).Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режим доступа: http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf (дата обращения 31.10.2016). 14