Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы .................................................... 3 1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………………………..5 1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 6 1.4 Планируемые результаты................................................................................................. 15 2 Организационно-педагогические условия ............................................................................. 19 2.1 Условия реализации программы ...................................................................................... 19 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 20 3 Список литературы................................................................................................................... 21 2 1 Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Направленность: художественная. Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения. Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Программа ориентирована на развитие творческих способностей ребенка в области театрального искусства. В основе разработанных современных стандартов школьного образования лежат представления об образовании как институте социализации личности. Одна из задач системы образования сегодня - «овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности». Большой опыт работы в решении данной задачи имеет дополнительное образование, объединяющее многие виды деятельности школьников, через которые целесообразно решать задачи воспитания и социализации. Детский театр кукол – одна из менее распространенных форм развития школьников. Однако он привлекает детей своей яркостью, динамизмом, радостью творчества. Это особый мир, где все необыкновенно и многое возможно, а сами театральные постановки очень похожи на детские игры. С куклами разыгрываются сказки, басни, смешные истории. Ребенок во время таких игр становится и режиссером, и постановщиком, и актером, и художником. Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра. Во-первых, в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном театре их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека, сказочного персонажа, мультипликационного героя. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им. Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего, в словесных и физических действиях живого человека – актера или актера-кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя. Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли. 3 В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Основная театрализованная деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала. Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественновоспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении. Самостоятельно делают кукол. Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т.д. Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя. Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются: - построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического; - приобретенные организаторские навыки; - желание работать на коллективный творческий результат; - умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности; - приобретенные навыки работы с перчаточной куклой; - приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи необходимость в планировании своей деятельности; - умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение; - стремление прийти другим на помощь. Адресат: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Группа состоит из 8-10 человек. Режим занятий: 1 урок 2 раза в неделю. Объем программы: 270 ч (1 год обучения – 66 ч, 2, 3 и 4 год обучения – по 68 ч.). 4 Срок освоения: 4 года. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: практическая игра, игровое упражнение, инсценировка, показательное выступление. Перечень форм подведения итогов: теоретическое занятие, практическое занятие. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, эстетическое воспитание участников образовательного процесса. Задачи программы: образовательные: − сформировать необходимые представления о театральном искусстве; − сформировать актерские способности – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; − сформировать речевую культуру ребенка при помощи специальных знаний и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; − отработать практические навыки пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка; − познакомить обучающихся с основами кукольной театрализации. Развивающие: − развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; − развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка; − развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; − систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей; − развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные: − воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; − воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; − духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной, народной и мировой культуры; − формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира; − формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. Одной из важных задач при работе с воспитанниками является создание атмосферы творчества, возможность ощутить радость игры в спектакле и развить чувство собственного достоинства. Реализация задач осуществляется через различные виды театральной деятельности: просмотр спектаклей, чтение книг и размышление о ней, а также музыкально-ритмичные движения, импровизация. 5 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: № Название раздела, темы п/п 1 2 3 4 5 6 7 Количество часов всего теория практика 1 год обучения Вводное занятие. Особенности 1 театральной терминологии. Особенности театра «Теремок» Отработка техники движений куклы 6 на руке Устройство ширмы и декораций 2 Установка ширмы и изготовление 4 элементов декораций Виды кукол и способы управления 2 ими Развитие умения кукловождения 8 Способы управления куклами 2 Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами. Работа над спектаклем Особенности работы кукловода 6 5 17 Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж Посещение театра кукол (зарисовки) Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж Речевая гимнастика Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж Выбор пьесы Обсуждения по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене Генеральная репетиция 18 19 Показ спектакля Выступление перед зрителями 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1. 2. 3 1 2 4 беседа 1 6 2 4 2 8 2 6 3 5 1 2 4 1 8 1 8 2 2 1 7 Всего 66 2 год обучения Азбука театра 1 Театральный словарь – работа с 2 театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж практическое занятие беседа решение задач презентация работ, беседа беседа практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие решение задач решение задач 1 1 Формы аттестации/кон троля 1 7 1 2 анализ спектакля решение задач практическое занятие решение задач беседа практическое занятие выступление выступление беседа практическое занятие 6 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1. 2. 3. 4. Виды кукол и способы управления ими Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения Секреты сценического мастерства 2 Этюдный тренаж Театр Петрушек Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой Выбор пьесы и работа над ней Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация Особенности изготовления кукол Изготовление различных кукол 4 2 5 4 2 2 3 5 3 5 1 5 1 10 выступление выступление 4 4 5 1 1 2 2 2 2 5 1 2 4 2 беседа практическое занятие беседа практическое занятие практическое занятие решение задач практическое занятие беседа решение задач 5 9. Театр Петрушек 10. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приемы кукловождения. Импровизация 11. Выбор пьесы и работа над ней 12. Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. 4 4 4 4 практическое занятие решение задач решение задач решение задач 5 2 6. 7. 8. практическое занятие 2 Виды кукол и способы управления ими Развитие умения кукловождения Секреты сценического мастерства Этюдный тренаж 5. 4 2 2 5 Изготовление декораций и 4 бутафории Речевая гимнастика 4 Отработка (тренинг) сценической 5 речи. Этюдный тренаж Выбор пьесы 2 Обсуждение по взаимодействию 5 действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене Показ спектакля 1 Генеральная репетиция. 10 Выступление перед зрителями Всего 68 3 год обучения Театр кукол 1 Этюдный тренаж 2 Азбука театра 2 Просмотр спектакля. Обсуждение 2 беседа 2 2 4 4 4 1 5 4 беседа решение задач беседа анализ спектакля презентация работ решение задач беседа практическое занятие решение задач практическое занятие беседа решение задач 7 Разучивание ролей. Репетиции 13. Изготовление кукол, декораций и 2 бутафории 14. Изготовление кукол, декораций и 3 бутафории к спектаклю 15. Генеральная репетиция. Спектакль 3 16. Выступление перед зрителями 4 17. Знакомство с театром ростовых 3 кукол 18. Кукловождение над ширмой. 2 Этюдный тренаж 19. Выбор пьесы и работа над ней 2 20. Отработка чтения каждой роли. 3 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции 21. Изготовление кукол, декораций и 2 бутафории 22. Изготовление кукол, декораций и 3 бутафории к спектаклю 23. Генеральная репетиция. Спектакль 3 24. Выступление перед зрителями 4 Всего 68 4 год обучения 1. Театр кукол 1 2. Этюдный тренаж 2 2 3 3 4 3 2 2 3 2 4 2 2 2 4 14. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес Просмотр спектакля, обсуждение 15. Этюдный тренаж. Кукловождение 10 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 3 2 выступление выступление 3 2 2 2 4 2 2 3 4 2 2 2 2 беседа 2 Театр Петрушек Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой Изготовление кукол, декораций и бутафории Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории Пьесы-миниатюры 4. 5. 3 1 2 выступление выступление презентация работ практическое занятие беседа решение задач решение задач 2 Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката (афиша) Куклы и управление ими Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения Секреты сценического мастерства Этюдный тренаж 3. презентация работ решение задач 2 беседа практическое занятие практическое занятие решение задач практическое занятие решение задач практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие 4 практическое занятие решение задач 10 анализ спектакля практическое 2 2 8 16. 17. 18. 19. 20. над ширмой Изготовление кукол, декораций и бутафории Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории Пьесы-миниатюры Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес Театр марионеток 2 2 2 2 1 2 26. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес Генеральная репетиция. Спектакль 27. Выступление перед зрителями 22. 23. 24. 25. 2 2 2 Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес Изготовление кукол, декораций и бутафориий Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории Пьесы-миниатюры 21. 2 занятие беседа 2 2 1 2 практическое занятие выступление выступление презентация работ решение задач решение задач 2 2 беседа 2 2 практическое занятие выступление 2 2 2 2 2 практическое занятие выступление 4 4 Всего 68 Содержание учебного (тематического) плана: 1 год обучения. 1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Особенности театра «Теремок». Теория: Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д. Особенности организации работы театра «Теремок». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. 2 Отработка техники движений куклы на руке. Практика: Практическая работа «Отработка техники движений куклы на руке». 3 Устройство ширмы и декораций. Теория: Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т.п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полу плоскостных и объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. 4 Установка ширмы и изготовление элементов декораций. Практика: Практическая работа «Установка ширмы и изготовление элементов декораций». 5 Виды кукол и способы управления ими. 9 Теория: Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол. 6 Развитие умения кукловождения. Практика: Практическая работа «Развитие умения кукловождения». 7 Способы управление куклами. Теория: Приемы управления куклами за ширмой. 8 Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами. Работа над спектаклем. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами. Работа над спектаклем». 9 Особенности работы кукловода. Теория: Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.). 10 Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж». 11 Посещение театра кукол (зарисовки). Теория: Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. 12 Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж». 13 Речевая гимнастика. Теория: Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. 14 Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж». 15 Выбор пьесы. Практика: Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. 16 Обсуждение по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Практика: Практическая работа «Обсуждение по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене». 17 Генеральная репетиция. Практика: Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. 18 Показ спектакля. 10 Практика: Практическая работа «Показ спектакля». Выступление перед зрителями. 19 Выступление перед зрителями. Практика: Выступление перед зрителями. 2 год обучения. 1 Азбука театра. Теория: Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители. 2 Театральный словарь – работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Театральный словарь – работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж». 3 Виды кукол и способы управления ими. Теория: Расширение знаний о видах кукол. 4 Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. Практика: Практическая работа «Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения». 5 Секреты сценического мастерства. Теория: Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля. 6 Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж». 7 Театр Петрушек. Теория: Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. 8 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой». 9 Выбор пьесы и работа над ней. Теория: Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. 10 Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Практика: Практическая работа «Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация». 11 Особенности изготовления кукол. Теория: Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. 12 Изготовление различных кукол. Практика: Практическая работа «Изготовление различных кукол». 13 Изготовление декораций и бутафории. Практика: Практическая работа «Изготовление декораций и бутафории». 14 Речевая гимнастика. Теория: Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. 15 Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж». 16 Выбор пьесы. Теория: Выбор пьесы. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. 11 Практика: Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. 17 Обсуждение по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Практика: Практическая работа «Обсуждение по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене». Тренинг. 18 Показ спектакля. Практика: Практическая работа «Показ спектакля». Коллективный анализ выступления. 19 Генеральная репетиция. Выступление перед зрителями. Практика: Практическая работа «Генеральная репетиция. Выступление перед зрителями». 3 год обучения. 1 Театр кукол. Теория: Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения. 2 Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж». 3 Азбука театра. Теория: Знакомство с развитием театрального искусства. Азбука театра. Развитие познавательных интересов детей через расширение представлений о театральных профессиях. 4 Просмотр спектакля. Обсуждение. Теория: Просмотр спектакля, нахождение и обсуждение ошибок. 5 Виды кукол и способы управления ими. Теория: Расширение знаний о видах кукол. 6 Развитие умения кукловождения. Практика: Практическая работа «Развитие умения кукловождения». 7 Секреты сценического мастерства. Теория: Роль. Озвучивание роли. 8 Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж». 9 Театр Петрушек. Теория: Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, ее анализ. Работа над характерами героев. Практика: Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. 10 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приемы кукловождения. Импровизация. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приемы кукловождения. Импровизация». 11 Выбор пьесы и работа над ней. Теория: Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. 12 Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Практика: Практическая работа «Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции». 13 Изготовление кукол, декораций и бутафории. 12 Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и бутафорий для кукольного спектакля. 14 Изготовление кукол, декораций и бутафории к спектаклю. Практика: Практическая работа «Изготовление кукол, декораций и бутафории к спектаклю». 15 Генеральная репетиция. Спектакль. Практика: Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений. 16 Выступление перед зрителями. Практика: Практическая работа «Выступление перед зрителями». 17 Знакомство с театром ростовых кукол. Теория: Театр ростовых кукол. Знакомство с ростовыми куклами. Роль декораций в постановке. 18 Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж». 19 Выбор пьесы и работа над ней. Теория: Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. 20 Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Практика: Практическая работа «Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции». 21 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и бутафорий для кукольного спектакля. 22 Изготовление кукол, декораций и бутафории к спектаклю. Практика: Практическая работа «Изготовление кукол, декораций и бутафории к спектаклю». 23 Генеральная репетиция. Спектакль. Практика: Практическая работа «Генеральная репетиция. Спектакль». Коллективный анализ выступлений. 24 Выступление перед зрителями. Практика: Практическая работа «Выступление перед зрителями». 4 год обучения. 1 Театр кукол. Теория: Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения. 2 Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж». 3 Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката (афиша). Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката (афиша)». 4 Куклы и управление ими. Теория: Расширение знаний о видах кукол. 5 Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения. Практика: Практическая работа «Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения». 6 Секреты сценического мастерства. Практика: Роль. Озвучивание роли. 7 Этюдный тренаж. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж». 8 Театр Петрушек. Теория: Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит. 13 9 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой». 10 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и бутафорий для кукольного спектакля. 11 Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории. Практика: Практическая работа «Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории». 12 Пьесы-миниатюры. Теория: Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. 13 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес. Практика: Практическая работа «Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес». 14 Просмотр спектакля, обсуждение. Теория: Просмотр спектакля, обсуждение. 15 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой». 16 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и бутафорий для кукольного спектакля. 17 Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории. Практика: Практическая работа «Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории». 18 Пьесы-миниатюры. Теория: Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. 19 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес. Практика: Практическая работа «Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес». 20 Театр марионеток. Теория: Куклы-марионетки. Приемы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, ее анализ. Работа над характерами героев. Практика: Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. 21 Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес. Практика: Практическая работа «Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес». 22 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и бутафорий для кукольного спектакля. 23 Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории. Практика: Практическая работа «Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории». 24 Пьесы-миниатюры. Теория: Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. 25 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес. Практика: Практическая работа «Приемы кукловождения. Разучивание ролей. 14 Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес». 26 Генеральная репетиция. Спектакль. Практика: Практическая работа «Генеральная репетиция. Спектакль». Коллективный анализ выступлений. 27 Выступление перед зрителями. Практика: Практическая работа «Выступление перед зрителями». 1.4 Планируемые результаты 1 уровень результатов (1 год обучения) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Личностные Метапредметные Предметные Знать - о формах проявления - о ценностном отношении к - необходимые сведения заботы о человеке при театру как к культурному о видах изученных групповом наследию народа; кукол, особенностях взаимодействии; - о способах взаимодействия работы с перчаточными - правила поведения на со сверстниками, старшими куклами; занятиях, в раздевалке, и о способах младшими детьми, в игровом творческом взрослыми в соответствии с кукловождения кукол процессе общепринятыми этих систем; нравственными нормами - о сценической речи; о декорациях к спектаклю Уметь определять и определять и - работать с куклами высказывать под формулировать цель изученных систем при руководством педагога деятельности с помощью показе спектакля; самые простые общие учителя; - импровизировать; для всех людей проговаривать - работать в группе, в правила поведения при последовательность коллективе; сотрудничестве выступать перед действий; (этические нормы); высказывать свое публикой, зрителями - в предложенных предположение (версию); педагогом ситуациях работать по общения и предложенному учителем сотрудничества, плану; опираясь на общие для отличать верно всех простые правила выполненное задание от поведения, делать неверного; выбор, при поддержке - совместно с учителем и других участников другими учениками давать группы и педагога, как эмоциональную оценку поступить; деятельности товарищей; - соблюдать правила - донести свою позицию до игры и дисциплину других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; 15 - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им 2 уровень результатов (2 и 3 год обучения) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Личностные Метапредметные Предметные Знать - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в раздевалке, в игровом творческом процессе; правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению Уметь определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить; анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; - соблюдать правила игры и дисциплину; правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.); - выражать себя в различных доступных и о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа; - иметь нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами определять и формулировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий; - высказывать свое предположение (версию); - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - планировать свои необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с кукламиперчатками; о способах кукловождения; - о сценической речи; - о декорациях к спектаклю; технологию изготовления куклыперчатки - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - работать в группе, в коллективе; - выступать перед публикой, зрителями 16 наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя Применять быть сдержанным, - полученные сведения иметь терпеливым, вежливым в о многообразии первоначальный процессе взаимодействия; театрального искусства опыт самореализации подводить в различных видах самостоятельный итог творческой деятельности; занятия; анализировать и - в игре использовать систематизировать накопленные знания полученные умения и навыки 3 уровень результатов (4 год обучения) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами. Личностные Метапредметные Предметные Знать - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа; - иметь нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами - необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; о способах кукловождения кукол разных систем; - о сценической речи; о декорациях к спектаклю; о подборе музыкального 17 ошибкам, к победе, поражению Уметь - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; - соблюдать правила игры и дисциплину; правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.); - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; подводить самостоятельный итог занятия; - анализировать и систематизировать полученные умения и навыки планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию - полученные сведения о многообразии театрального искусства; - красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения сопровождения к спектаклю - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - работать в группе, в коллективе; выступать перед публикой, зрителями самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект; - иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания Первый уровень результатов (1 год) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов (2-3 год) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие 18 школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про социальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов (4 год) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия кукольного театра проводятся в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а также в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение: − театр кукол (куклы перчаточные, театральная ширма для театра, декорации к спектаклям); − ноутбук; − колонки. Кадровое обеспечение. Педагог МАОУ «СОШ №8», имеющий диплом педагогического ВУЗа по соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и первую квалификационную категорию. Методические материалы: - технологические карты, - выкройки-лекала, - образцы изделий по каждой теме, - видеотека кружка. 19 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий. Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в школе, участие в муниципальных и областных мероприятиях. Итоговый – открытые занятия, спектакли. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, участие в муниципальных и областных мероприятиях являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление. Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками: Название методик Что отслеживается «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» по методике М.И. Рожкова Выявление коммуникации школьников Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника Методика для социализированности воспитанника Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности изучения личности Определение направленности личности (Б. Басса) уровня сформированности как общения у младших Определение личностной направленности 20 3 Список литературы Литература для педагога: 1. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. – М.: Творческий центр, 2010. 2. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М., 2013. 3. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. 4. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. – Волгоград: Учитель, 2009. 5. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М.: Владос, 2001. 6. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М., 2007. 7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ, 1999. Литература для учащихся (родителей): 1. Интернет-ресурс http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/989:0. 2. Интернет-ресурс http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. 3. Интернет-ресурс http://blog.zzigzag.com/vy-krojki-igrushek-dlya-teatra-kukol/. 4. Интернет-ресурс http://rifmovnik.ru/lib/1/book.htm. 5. Интернет-ресурс http://pokrowbm.prihod.ru/__knigi,_posobija,_dokumenty_dlja_skachivanija. 6. Интернет-ресурс http://flatik.ru/izgotovlenie-kukli-perchatki-petrushechnogo-tipa-sobemnoj-gol. 7. Интернет-ресурс https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/vidy-teatralnykh-kukol-inemnogo-o-teatre.html. 8. Интернет-ресурс http://www.teatrbalakovo.ru/index.php?vm=29. 9. Интернет-ресурс http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/teatralnye-igry-i-uprazhnenija-dljadetei-10-12-let.html. 10. Интернет-ресурс https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/21/kartotekateatralizovannyh-igr-dlya-detey-7-let. 11. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/615272/. 12. Интернет-ресурс http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-sort-po-akteram.html. 21