Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма Теремок

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы .................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………………………..5
1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 6
1.4 Планируемые результаты................................................................................................. 15
2 Организационно-педагогические условия ............................................................................. 19
2.1 Условия реализации программы ...................................................................................... 19
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 20
3 Список литературы................................................................................................................... 21

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность: художественная.
Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Программа ориентирована на развитие творческих способностей ребенка в области
театрального искусства.
В основе разработанных современных стандартов школьного образования лежат
представления об образовании как институте социализации личности.
Одна из задач системы образования сегодня - «овладение универсальными
способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных
этапах возрастного развития личности». Большой опыт работы в решении данной задачи
имеет дополнительное образование, объединяющее многие виды деятельности
школьников, через которые целесообразно решать задачи воспитания и социализации.
Детский театр кукол – одна из менее распространенных форм развития школьников.
Однако он привлекает детей своей яркостью, динамизмом, радостью творчества. Это
особый мир, где все необыкновенно и многое возможно, а сами театральные постановки
очень похожи на детские игры. С куклами разыгрываются сказки, басни, смешные
истории. Ребенок во время таких игр становится и режиссером, и постановщиком, и
актером, и художником.
Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к
воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Во-первых, в традиционном театре вещи являются одной из важнейших
составляющих, в кукольном театре их роль возрастает многократно – здесь они
представляют человека, сказочного персонажа, мультипликационного героя. Кукольные
герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и
сопереживать им.
Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего, в словесных и
физических действиях живого человека – актера или актера-кукольника (с помощью
куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.
Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой
активности восприятия, воображения, мысли.
3

В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене
пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти
характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с
этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного
мира человека. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает
устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре
определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в
театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется
яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Основная театрализованная деятельность этой программы – это хорошая
возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой
направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность
направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение,
вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на
самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов.
Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени
свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его
адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает
осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате
выявления скрытых талантов и потенциала.
Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра,
получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественновоспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в
искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении.
Самостоятельно делают кукол.
Воспитанники
овладевают
основами
зрительской
культуры,
учатся
руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении
спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т.д.
Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о
театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино,
литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах
(комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление
о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать
увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа
исполнителя.
Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и
ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление,
интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство
физического и психического;
- приобретенные организаторские навыки;
- желание работать на коллективный творческий результат;
- умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности;
- приобретенные навыки работы с перчаточной куклой;
- приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи
необходимость в планировании своей деятельности;
- умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение;
- стремление прийти другим на помощь.
Адресат: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7-10
лет. Группа состоит из 8-10 человек.
Режим занятий: 1 урок 2 раза в неделю.
Объем программы: 270 ч (1 год обучения – 66 ч, 2, 3 и 4 год обучения – по 68 ч.).
4

Срок освоения: 4 года.
Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий: практическая игра, игровое упражнение, инсценировка,
показательное выступление.
Перечень форм подведения итогов: теоретическое занятие, практическое занятие.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями,
собственным мнением, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества,
эстетическое воспитание участников образовательного процесса.
Задачи программы:
образовательные:
− сформировать необходимые представления о театральном искусстве;
− сформировать актерские способности – умение взаимодействовать с партнером,
создавать образ героя, работать над ролью;
− сформировать речевую культуру ребенка при помощи специальных знаний и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
− отработать практические навыки пластической выразительности с учетом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
− познакомить обучающихся с основами кукольной театрализации.
Развивающие:
− развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального
искусства;
− развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей
каждого ребенка;
− развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
− систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,
пространственного мышления, фантазии, речи детей;
− развитие коммуникативной культуры детей.
Воспитательные:
− воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
− воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
− духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами
традиционной, народной и мировой культуры;
− формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок
искусства, природы, окружающего мира;
− формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,
позитивного и оптимистического отношения к жизни.
Одной из важных задач при работе с воспитанниками является создание атмосферы
творчества, возможность ощутить радость игры в спектакле и развить чувство
собственного достоинства.
Реализация задач осуществляется через различные виды театральной деятельности:
просмотр спектаклей, чтение книг и размышление о ней, а также музыкально-ритмичные
движения, импровизация.

5

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
Название раздела, темы
п/п

1

2
3
4
5
6
7

Количество часов
всего теория практика

1 год обучения
Вводное занятие. Особенности
1
театральной
терминологии.
Особенности театра «Теремок»
Отработка техники движений куклы
6
на руке
Устройство ширмы и декораций
2
Установка ширмы и изготовление
4
элементов декораций
Виды кукол и способы управления
2
ими
Развитие умения кукловождения
8
Способы управления куклами
2
Этюдный
тренаж.
Обучение
приемам работы с куклами. Работа
над спектаклем
Особенности работы кукловода

6

5

17

Расчет времени тех или иных сцен,
мизансцен и протяженности всего
спектакля. Этюдный тренаж
Посещение
театра
кукол
(зарисовки)
Обсуждение спектакля (зарисовки).
Этюдный тренаж
Речевая гимнастика
Отработка (тренинг) сценической
речи. Этюдный тренаж
Выбор пьесы
Обсуждения по взаимодействию
действующих лиц в предлагаемых
обстоятельствах на сцене
Генеральная репетиция

18
19

Показ спектакля
Выступление перед зрителями

8

9

10

11
12
13
14
15
16

1.
2.

3

1

2
4

беседа

1

6
2
4
2
8
2
6

3

5

1
2
4

1
8

1
8

2

2

1
7
Всего
66
2 год обучения
Азбука театра
1
Театральный словарь – работа с
2
театральными словами в группах,
объяснение слов и терминов.
Этюдный тренаж

практическое
занятие
беседа
решение задач
презентация
работ, беседа
беседа
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
решение задач
решение задач

1

1

Формы
аттестации/кон
троля

1
7

1
2

анализ
спектакля
решение задач
практическое
занятие
решение задач
беседа
практическое
занятие
выступление
выступление
беседа
практическое
занятие

6

3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

1.
2.
3.
4.

Виды кукол и способы управления
ими
Отработка техники движений куклы
на
руке.
Развитие
умения
кукловождения
Секреты сценического мастерства

2

Этюдный тренаж
Театр Петрушек
Этюдный тренаж. Кукловождение
над ширмой
Выбор пьесы и работа над ней
Отработка чтения каждой роли.
Приемы
кукловождения.
Разучивание ролей. Репетиции.
Импровизация
Особенности изготовления кукол
Изготовление различных кукол

4
2
5

4

2

2

3
5

3

5

1
5

1
10

выступление
выступление

4
4
5
1

1
2
2
2

2
5

1

2
4

2

беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие
практическое
занятие
решение задач
практическое
занятие
беседа
решение задач

5

9. Театр Петрушек
10. Этюдный тренаж. Кукловождение
над
ширмой.
Приемы
кукловождения. Импровизация
11. Выбор пьесы и работа над ней
12. Отработка чтения каждой роли.
Приемы
кукловождения.

4
4
4

4

практическое
занятие
решение задач
решение задач
решение задач

5

2

6.
7.
8.

практическое
занятие

2

Виды кукол и способы управления
ими
Развитие умения кукловождения
Секреты сценического мастерства
Этюдный тренаж

5.

4

2

2
5

Изготовление
декораций
и
4
бутафории
Речевая гимнастика
4
Отработка (тренинг) сценической
5
речи. Этюдный тренаж
Выбор пьесы
2
Обсуждение по взаимодействию
5
действующих лиц в предлагаемых
обстоятельствах на сцене
Показ спектакля
1
Генеральная
репетиция.
10
Выступление перед зрителями
Всего
68
3 год обучения
Театр кукол
1
Этюдный тренаж
2
Азбука театра
2
Просмотр спектакля. Обсуждение
2

беседа

2

2
4
4
4
1
5

4

беседа
решение задач
беседа
анализ
спектакля
презентация
работ
решение задач
беседа
практическое
занятие
решение задач
практическое
занятие
беседа
решение задач
7

Разучивание ролей. Репетиции
13. Изготовление кукол, декораций и
2
бутафории
14. Изготовление кукол, декораций и
3
бутафории к спектаклю
15. Генеральная репетиция. Спектакль
3
16. Выступление перед зрителями
4
17. Знакомство с театром ростовых
3
кукол
18. Кукловождение
над
ширмой.
2
Этюдный тренаж
19. Выбор пьесы и работа над ней
2
20. Отработка чтения каждой роли.
3
Приемы
кукловождения.
Разучивание ролей. Репетиции
21. Изготовление кукол, декораций и
2
бутафории
22. Изготовление кукол, декораций и
3
бутафории к спектаклю
23. Генеральная репетиция. Спектакль
3
24. Выступление перед зрителями
4
Всего
68
4 год обучения
1. Театр кукол
1
2. Этюдный тренаж
2

2
3
3
4
3
2
2
3

2
4

2

2

2

4

14.

Приемы
кукловождения.
Разучивание ролей. Репетиции.
Выступление перед зрителями.
Анализ пьес
Просмотр спектакля, обсуждение

15.

Этюдный тренаж. Кукловождение

10

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

3
2

выступление
выступление

3
2
2
2

4

2

2

3
4

2

2
2

2

беседа

2

Театр Петрушек
Этюдный тренаж. Кукловождение
над ширмой
Изготовление кукол, декораций и
бутафории
Ремонт и изготовление кукол.
Подбор и изготовление декораций и
бутафории
Пьесы-миниатюры

4.
5.

3

1

2

выступление
выступление
презентация
работ
практическое
занятие
беседа
решение задач
решение задач

2

Этюдный тренаж. Изготовление
театрального плаката (афиша)
Куклы и управление ими
Изготовление
кукол.
Развитие
умения кукловождения
Секреты сценического мастерства
Этюдный тренаж

3.

презентация
работ
решение задач

2

беседа
практическое
занятие
практическое
занятие
решение задач
практическое
занятие
решение задач
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие

4

практическое
занятие
решение задач

10

анализ
спектакля
практическое

2

2

8

16.
17.

18.
19.

20.

над ширмой
Изготовление кукол, декораций и
бутафории
Ремонт и изготовление кукол.
Подбор и изготовление декораций и
бутафории
Пьесы-миниатюры
Приемы
кукловождения.
Разучивание ролей. Репетиции.
Выступление перед зрителями.
Анализ пьес
Театр марионеток

2
2

2

2

1

2

26.

Приемы
кукловождения.
Разучивание ролей. Репетиции.
Выступление перед зрителями.
Анализ пьес
Генеральная репетиция. Спектакль

27.

Выступление перед зрителями

22.
23.

24.
25.

2

2
2

Составление пьес-миниатюр и их
постановка. Анализ пьес
Изготовление кукол, декораций и
бутафориий
Ремонт и изготовление кукол.
Подбор и изготовление декораций и
бутафории
Пьесы-миниатюры

21.

2

занятие
беседа

2

2

1
2

практическое
занятие
выступление
выступление

презентация
работ
решение задач
решение задач

2
2

беседа

2

2

практическое
занятие
выступление

2

2

2

2

2

практическое
занятие
выступление

4
4
Всего
68
Содержание учебного (тематического) плана:
1 год обучения.
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Особенности театра
«Теремок».
Теория: Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе,
персонажах, действии, сюжете и т.д. Особенности организации работы театра «Теремок».
Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы
(движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной
терминологии.
2 Отработка техники движений куклы на руке.
Практика: Практическая работа «Отработка техники движений куклы на руке».
3 Устройство ширмы и декораций.
Теория: Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами
оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т.п.) спектакля кукольного театра.
Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полу плоскостных и
объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.).
Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального
реквизита.
4 Установка ширмы и изготовление элементов декораций.
Практика: Практическая работа «Установка ширмы и изготовление элементов
декораций».
5 Виды кукол и способы управления ими.
9

Теория: Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
6 Развитие умения кукловождения.
Практика: Практическая работа «Развитие умения кукловождения».
7 Способы управление куклами.
Теория: Приемы управления куклами за ширмой.
8 Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами. Работа над спектаклем.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с
куклами. Работа над спектаклем».
9 Особенности работы кукловода.
Теория: Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка
навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической
подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических
действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных
профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.).
10 Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля.
Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и
протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж».
11 Посещение театра кукол (зарисовки).
Теория: Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с
правилами поведения в театре.
12 Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный
тренаж».
13 Речевая гимнастика.
Теория: Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей
кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые
модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог,
монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая
гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути
их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
14 Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный
тренаж».
15 Выбор пьесы.
Практика: Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два
состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление
спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение
словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка
музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных
средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
16 Обсуждение по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых
обстоятельствах на сцене.
Практика: Практическая работа «Обсуждение по взаимодействию действующих лиц
в предлагаемых обстоятельствах на сцене».
17 Генеральная репетиция.
Практика: Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка
ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое
оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового
сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом,
сменой декораций.
18 Показ спектакля.
10

Практика: Практическая работа «Показ спектакля». Выступление перед зрителями.
19 Выступление перед зрителями.
Практика: Выступление перед зрителями.
2 год обучения.
1 Азбука театра.
Теория: Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций.
Сцена. Зрители.
2 Театральный словарь – работа с театральными словами в группах, объяснение слов
и терминов. Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Театральный словарь – работа с театральными
словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж».
3 Виды кукол и способы управления ими.
Теория: Расширение знаний о видах кукол.
4 Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения.
Практика: Практическая работа «Отработка техники движений куклы на руке.
Развитие умения кукловождения».
5 Секреты сценического мастерства.
Теория: Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.
6 Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж».
7 Театр Петрушек.
Теория: Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
8 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой».
9 Выбор пьесы и работа над ней.
Теория: Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев.
10 Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей.
Репетиции. Импровизация.
Практика: Практическая работа «Отработка чтения каждой роли. Приемы
кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация».
11 Особенности изготовления кукол.
Теория: Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для
изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление
одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
12 Изготовление различных кукол.
Практика: Практическая работа «Изготовление различных кукол».
13 Изготовление декораций и бутафории.
Практика: Практическая работа «Изготовление декораций и бутафории».
14 Речевая гимнастика.
Теория: Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей
кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые
модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог,
монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая
гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути
их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
15 Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный
тренаж».
16 Выбор пьесы.
Теория: Выбор пьесы. Понятие об актерском мастерстве и о художественных
средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
11

Практика: Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава).
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля:
изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного
действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров,
репетиции.
17 Обсуждение по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых
обстоятельствах на сцене.
Практика: Практическая работа «Обсуждение по взаимодействию действующих лиц
в предлагаемых обстоятельствах на сцене». Тренинг.
18 Показ спектакля.
Практика: Практическая работа «Показ спектакля». Коллективный анализ
выступления.
19 Генеральная репетиция. Выступление перед зрителями.
Практика: Практическая работа «Генеральная репетиция. Выступление перед
зрителями».
3 год обучения.
1 Театр кукол.
Теория: Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
2 Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж».
3 Азбука театра.
Теория: Знакомство с развитием театрального искусства. Азбука театра. Развитие
познавательных интересов детей через расширение представлений о театральных
профессиях.
4 Просмотр спектакля. Обсуждение.
Теория: Просмотр спектакля, нахождение и обсуждение ошибок.
5 Виды кукол и способы управления ими.
Теория: Расширение знаний о видах кукол.
6 Развитие умения кукловождения.
Практика: Практическая работа «Развитие умения кукловождения».
7 Секреты сценического мастерства.
Теория: Роль. Озвучивание роли.
8 Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж».
9 Театр Петрушек.
Теория: Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
Реквизит. Чтение пьесы, ее анализ. Работа над характерами героев.
Практика: Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями.
Коллективный анализ выступлений.
10 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приемы кукловождения.
Импровизация.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
Приемы кукловождения. Импровизация».
11 Выбор пьесы и работа над ней.
Теория: Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев.
12 Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей.
Репетиции.
Практика: Практическая работа «Отработка чтения каждой роли. Приемы
кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции».
13 Изготовление кукол, декораций и бутафории.
12

Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и
бутафорий для кукольного спектакля.
14 Изготовление кукол, декораций и бутафории к спектаклю.
Практика: Практическая работа «Изготовление кукол, декораций и бутафории к
спектаклю».
15 Генеральная репетиция. Спектакль.
Практика: Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
16 Выступление перед зрителями.
Практика: Практическая работа «Выступление перед зрителями».
17 Знакомство с театром ростовых кукол.
Теория: Театр ростовых кукол. Знакомство с ростовыми куклами. Роль декораций в
постановке.
18 Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж».
19 Выбор пьесы и работа над ней.
Теория: Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев.
20 Отработка чтения каждой роли. Приемы кукловождения. Разучивание ролей.
Репетиции.
Практика: Практическая работа «Отработка чтения каждой роли. Приемы
кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции».
21 Изготовление кукол, декораций и бутафории.
Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и
бутафорий для кукольного спектакля.
22 Изготовление кукол, декораций и бутафории к спектаклю.
Практика: Практическая работа «Изготовление кукол, декораций и бутафории к
спектаклю».
23 Генеральная репетиция. Спектакль.
Практика: Практическая работа «Генеральная репетиция. Спектакль». Коллективный
анализ выступлений.
24 Выступление перед зрителями.
Практика: Практическая работа «Выступление перед зрителями».
4 год обучения.
1 Театр кукол.
Теория: Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
2 Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж».
3 Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката (афиша).
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Изготовление театрального
плаката (афиша)».
4 Куклы и управление ими.
Теория: Расширение знаний о видах кукол.
5 Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.
Практика: Практическая работа «Изготовление кукол. Развитие умения
кукловождения».
6 Секреты сценического мастерства.
Практика: Роль. Озвучивание роли.
7 Этюдный тренаж.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж».
8 Театр Петрушек.
Теория: Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в
постановке. Реквизит.
13

9 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой».
10 Изготовление кукол, декораций и бутафории.
Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и
бутафорий для кукольного спектакля.
11 Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
Практика: Практическая работа «Ремонт и изготовление кукол. Подбор и
изготовление декораций и бутафории».
12 Пьесы-миниатюры.
Теория: Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный
анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
13 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед
зрителями. Анализ пьес.
Практика: Практическая работа «Приемы кукловождения. Разучивание ролей.
Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес».
14 Просмотр спектакля, обсуждение.
Теория: Просмотр спектакля, обсуждение.
15 Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
Практика: Практическая работа «Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой».
16 Изготовление кукол, декораций и бутафории.
Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и
бутафорий для кукольного спектакля.
17 Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
Практика: Практическая работа «Ремонт и изготовление кукол. Подбор и
изготовление декораций и бутафории».
18 Пьесы-миниатюры.
Теория: Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный
анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
19 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед
зрителями. Анализ пьес.
Практика: Практическая работа «Приемы кукловождения. Разучивание ролей.
Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес».
20 Театр марионеток.
Теория: Куклы-марионетки. Приемы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол.
Чтение пьесы, ее анализ. Работа над характерами героев.
Практика: Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед
зрителями. Коллективный анализ выступлений.
21 Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес.
Практика: Практическая работа «Составление пьес-миниатюр и их постановка.
Анализ пьес».
22 Изготовление кукол, декораций и бутафории.
Теория: Знакомство с раскроем выкроек для изготовления кукол, декораций и
бутафорий для кукольного спектакля.
23 Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
Практика: Практическая работа «Ремонт и изготовление кукол. Подбор и
изготовление декораций и бутафории».
24 Пьесы-миниатюры.
Теория: Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный
анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
25 Приемы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед
зрителями. Анализ пьес.
Практика: Практическая работа «Приемы кукловождения. Разучивание ролей.
14

Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес».
26 Генеральная репетиция. Спектакль.
Практика: Практическая работа «Генеральная репетиция. Спектакль». Коллективный
анализ выступлений.
27 Выступление перед зрителями.
Практика: Практическая работа «Выступление перед зрителями».
1.4 Планируемые результаты
1 уровень результатов (1 год обучения) – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать - о формах проявления - о ценностном отношении к - необходимые сведения
заботы о человеке при театру как к культурному о
видах
изученных
групповом
наследию народа;
кукол,
особенностях
взаимодействии;
- о способах взаимодействия работы с перчаточными
- правила поведения на со сверстниками, старшими куклами;
занятиях, в раздевалке, и
о
способах
младшими
детьми, в игровом творческом взрослыми в соответствии с кукловождения
кукол
процессе
общепринятыми
этих систем;
нравственными нормами
- о сценической речи;
о
декорациях
к
спектаклю
Уметь определять
и определять
и - работать с куклами
высказывать
под формулировать
цель изученных систем при
руководством педагога деятельности с помощью показе спектакля;
самые простые общие учителя;
- импровизировать;
для
всех
людей проговаривать - работать в группе, в
правила поведения при последовательность
коллективе;
сотрудничестве
выступать
перед
действий;
(этические нормы);
высказывать
свое публикой, зрителями
- в предложенных предположение (версию);
педагогом ситуациях работать
по
общения
и предложенному
учителем
сотрудничества,
плану;
опираясь на общие для отличать
верно
всех простые правила выполненное задание от
поведения,
делать неверного;
выбор, при поддержке - совместно с учителем и
других
участников другими учениками давать
группы и педагога, как эмоциональную
оценку
поступить;
деятельности товарищей;
- соблюдать правила - донести свою позицию до
игры и дисциплину
других: оформлять свою
мысль
в
устной
и
письменной речи (на уровне
одного предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь
других;
15

- совместно договариваться
о правилах общения и
поведения в школе и
следовать им
2 уровень результатов (2 и 3 год обучения) – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать

- о формах проявления
заботы о человеке при
групповом
взаимодействии;
- правила поведения на
занятиях, в раздевалке, в
игровом
творческом
процессе;
правила
игрового
общения, о правильном
отношении
к
собственным ошибкам, к
победе, поражению

Уметь

определять
и
высказывать общие для
всех
людей
правила
поведения
при
сотрудничестве
(этические нормы);
в
предложенных
педагогом
ситуациях
общения
и
сотрудничества, опираясь
на общие для всех
простые
правила
поведения, делать выбор,
как поступить;
анализировать
и
сопоставлять, обобщать,
делать выводы, проявлять
настойчивость
в
достижении цели;
- соблюдать правила игры
и дисциплину;
правильно
взаимодействовать
с
партнерами по команде
(терпимо,
имея
взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в
различных доступных и

о
ценностном
отношении к театру как
к
культурному
наследию народа;
- иметь нравственноэтический
опыт
взаимодействия
со
сверстниками,
старшими и младшими
детьми, взрослыми в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными
нормами
определять
и
формулировать
цель
деятельности;
проговаривать
последовательность
действий;
- высказывать свое
предположение
(версию);
- совместно с учителем
и другими учениками
давать эмоциональную
оценку
деятельности
товарищей;
донести
свою
позицию до других:
оформлять свою мысль
в устной и письменной
речи
(на
уровне
небольшого текста);
- слушать и понимать
речь других;
совместно
договариваться
о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им;
- планировать свои

необходимые
сведения о видах
изученных
кукол,
особенностях работы
с
кукламиперчатками;
о
способах
кукловождения;
- о сценической речи;
- о декорациях к
спектаклю;
технологию
изготовления куклыперчатки
- работать с куклами
изученных
систем
при показе спектакля;
- импровизировать;
- работать в группе, в
коллективе;
- выступать перед
публикой, зрителями

16

наиболее
привлекательных
для
ребенка видах творческой
и игровой деятельности

действия
в
соответствии
с
поставленной задачей;
адекватно
воспринимать
предложения и оценку
учителя,
товарища,
родителя и других
людей;
- контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности
(под
руководством
учителя);
- выбирать вид чтения в
зависимости от цели;
- договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
формулировать
собственное мнение и
позицию
под
руководством учителя
Применять быть
сдержанным, - полученные сведения иметь
терпеливым, вежливым в о
многообразии первоначальный
процессе взаимодействия; театрального искусства опыт самореализации
подводить
в различных видах
самостоятельный
итог
творческой
деятельности;
занятия;
анализировать
и
- в игре использовать
систематизировать
накопленные знания
полученные умения и
навыки
3 уровень результатов (4 год обучения) – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления,
взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать

- о формах проявления
заботы о человеке при
групповом
взаимодействии;
- правила поведения
на
занятиях,
раздевалке, в игровом
творческом процессе;
- правила игрового
общения,
о
правильном
отношении
к
собственным

о
ценностном
отношении к театру как
к культурному наследию
народа;
- иметь нравственноэтический
опыт
взаимодействия
со
сверстниками, старшими
и младшими детьми,
взрослыми
в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными нормами

- необходимые сведения
о
видах
изученных
кукол,
особенностях
работы с куклами разных
систем;
о
способах
кукловождения
кукол
разных систем;
- о сценической речи;
о
декорациях
к
спектаклю;
о
подборе
музыкального
17

ошибкам, к победе,
поражению
Уметь
- анализировать и
сопоставлять,
обобщать,
делать
выводы,
проявлять
настойчивость
в
достижении цели;
- соблюдать правила
игры и дисциплину;
правильно
взаимодействовать с
партнерами
по
команде
(терпимо,
имея взаимовыручку и
т.д.);
- выражать себя в
различных доступных
и
наиболее
привлекательных для
ребенка
видах
творческой и игровой
деятельности
Применять - быть сдержанным,
терпеливым,
вежливым в процессе
взаимодействия;
подводить
самостоятельный итог
занятия;
- анализировать и
систематизировать
полученные умения и
навыки

планировать
свои
действия в соответствии
с поставленной задачей;
адекватно
воспринимать
предложения и оценку
учителя,
товарища,
родителя
и
других
людей;
контролировать
и
оценивать процесс и
результат деятельности;
- выбирать вид чтения в
зависимости от цели;
договариваться
и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
формулировать
собственное мнение и
позицию
- полученные сведения о
многообразии
театрального искусства;
- красивую, правильную,
четкую, звучную речь
как
средство
полноценного общения

сопровождения
к
спектаклю
- работать с куклами
изученных систем при
показе спектакля;
- импровизировать;
- работать в группе, в
коллективе;
выступать
перед
публикой, зрителями

самостоятельно
выбирать,
организовывать
небольшой творческий
проект;
- иметь первоначальный
опыт самореализации в
различных
видах
творческой
деятельности,
формирования
потребности и умения
выражать
себя
в
доступных
видах
творчества,
игре
и
использовать
накопленные знания
Первый уровень результатов (1 год) – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
18

школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про социальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 год) – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для
других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему
настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия кукольного театра проводятся в центре образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста», а также в музыкальном зале или другом
приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо
следующее оснащение:
− театр кукол (куклы перчаточные, театральная ширма для театра, декорации к
спектаклям);
− ноутбук;
− колонки.
Кадровое обеспечение.
Педагог МАОУ «СОШ №8», имеющий диплом педагогического ВУЗа по
соответствующей специальности или прошедший переподготовку по направлению
«Педагог дополнительного образования», а также опыт работы с детьми от 1 года и
первую квалификационную категорию.
Методические материалы:
- технологические карты,
- выкройки-лекала,
- образцы изделий по каждой теме,
- видеотека кружка.

19

2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий.
Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в школе, участие в
муниципальных и областных мероприятиях.
Итоговый – открытые занятия, спектакли.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, участие в муниципальных и
областных мероприятиях являются промежуточными этапами контроля за развитием
каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность
текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из
форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками:
Название методик

Что отслеживается

«Диагностика
изучения
сформированности
коммуникации
как
общения
у
младших
школьников» по методике М.И.
Рожкова

Выявление
коммуникации
школьников

Проба на познавательную
инициативу «Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и
инициативы школьника

Методика
для
социализированности
воспитанника

Выявление уровня социальной адаптированности,
активности, автономности и нравственной
воспитанности

изучения
личности

Определение направленности
личности (Б. Басса)

уровня
сформированности
как общения у младших

Определение личностной направленности

20

3 Список литературы
Литература для педагога:
1. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. – М.: Творческий центр, 2010.
2. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе
и семье. – М., 2013.
3. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М.:
Просвещение, 1982.
4. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М.: Владос, 2001.
6. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М., 2007.
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ, 1999.
Литература для учащихся (родителей):
1. Интернет-ресурс http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/989:0.
2. Интернет-ресурс http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
3. Интернет-ресурс http://blog.zzigzag.com/vy-krojki-igrushek-dlya-teatra-kukol/.
4. Интернет-ресурс http://rifmovnik.ru/lib/1/book.htm.
5. Интернет-ресурс
http://pokrowbm.prihod.ru/__knigi,_posobija,_dokumenty_dlja_skachivanija.
6. Интернет-ресурс
http://flatik.ru/izgotovlenie-kukli-perchatki-petrushechnogo-tipa-sobemnoj-gol.
7. Интернет-ресурс
https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/vidy-teatralnykh-kukol-inemnogo-o-teatre.html.
8. Интернет-ресурс http://www.teatrbalakovo.ru/index.php?vm=29.
9. Интернет-ресурс http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/teatralnye-igry-i-uprazhnenija-dljadetei-10-12-let.html.
10. Интернет-ресурс
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/21/kartotekateatralizovannyh-igr-dlya-detey-7-let.
11. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/615272/.
12. Интернет-ресурс http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-sort-po-akteram.html.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».