Рабочая программа ID1868437 История 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования АГО

МАОУ «СОШ № 8»

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей обществоведческих
дисциплин

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "СОШ № 8"

Руководитель ШМО учителей
обществоведческих дисциплин

Приказ №122/д

______________ Мякушкина М. В.

______________Радунцева Е. А.

от "16" 06 2022 г.

Протокол №8
от "24" 05 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 965278)
учебного предмета
«История»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Мякушкин Алексей Валерьевич
Учитель истории

Поселок Буланаш 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня
своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет

68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая
карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство
первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной
власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и
повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов;
Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии.
Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и
морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина
и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение

территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия
персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход
ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение
буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура,
научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.
Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой
Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.
Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление
полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта:
основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское
воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее
значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами
Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие
рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная
жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами.
Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра
Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.

Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.
Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы.
Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление
господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность
братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры
Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий
Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в
столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,
перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские
историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и
качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в
форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать
путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести
счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей
и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные,
вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи,
приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.);
находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл
(главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в
исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения
основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в
учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к
памятникам культуры.

8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в
современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с
привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения,
альбома,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

всего

контрольные практические
работы
работы

1

0

0

01.09.2022

Объяснять, какая историческая и географическая информация
содержится на исторических картах;

Устный опрос;

http://eor.edu.ru/
– официальный сайт Федерального центра
информационно-образовательных ресурсов

1

1

06.09.2022

Показывать на карте места расселения древнейших людей,
известные историкам;
Рассказывать о занятиях первобытных людей;
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных
людей;

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

Древний мир: от первобытности до Рима:
http://www.mhk.spb.ru

Раздел 1. Введение
1.1.

Введение

Итого по разделу

1

Раздел 2. Первобытность
2.1.

Первобытность

Итого по разделу

6

6

Раздел 3. Древний Восток
3.1.

Древний Египет

7

1

1

10.10.2022

Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать
значение этого событие;
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец;
Давать описание условий жизни и занятий древних египтян,
используя живописные и скульптурные изображения;
Характеризовать положение основных групп населения
Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы,
ремесленники);

Письменный
контроль;

Презентации по истории Древнего мира на
образовательном ресурсе «Архив учебных
программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

3.2.

Древние цивилизации
Месопотамии

4

1

1

08.11.2022

Рассказывать, используя карту, о природных условиях
Месопотамии и занятиях живших там в древности людей;
Называть и показывать на карте древнейшие города-государства
Месопотамии;
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос,
зиккурат;
Показывать на карте расположение древнего Вавилонского
царства;

Практическая
работа;
Тестирование;

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.http://www.megabook.ru/
http://www.lib.ru
- Библиотека Максима Мошкова
http://school-collection.edu.ru
/ – единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://eor.edu.ru/

3.3.

Восточное
Средиземноморье
в древности

2

0

0

22.11.2022

;
Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения
Восточного Средиземноморья;
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии;
Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Презентации по истории Древнего мира на
образовательном ресурсе «Архив учебных
программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим
темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия,
Древняя Греция.

3.4.

3.5.

3.6.

Персидская держава

Древняя Индия

Древний Китай

Итого по разделу

2

2

2

0

1

1

0

0

1

02.12.2022

06.06.2022

19.12.2022

Показывать на карте территорию Персидской державы в период
ее могущества;
Объяснять причины военных успехов персидской армии;
Характеризовать систему управления персидской державой;
Рассказывать о религии древних персов;
Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм,
Авеста;

Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Характеризовать верования древних индийцев, называть
главных богов, почитаемых в индуизме;
Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях
этого учения;
Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства
индуистских и буддийских храмов (на основе текста и
иллюстраций учебника);

Зачет;

Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем
Китае, показывать, чем они завершались;
Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская
стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия;
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о
причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие
столетия;
Представлять характеристику достижений древних китайцев в
развитии письменности, в науке, технике, художественной
культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций);

Контрольная
работа;

Презентации по истории Древнего мира на
образовательном ресурсе «Архив учебных
программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим
темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия,
Древняя Греция.
История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru

История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru

19

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм
4.1.

Древнейшая Греция

5

1

1

10.01.2023

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней
Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о
существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах;
Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский
конь»;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

интернет-проект «Древняя Греция» (история,
искусство, мифология, источники, литература).
http://ancientrome.ru/

4.2.

Греческие полисы

10

1

1

16.01.2023

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран,
акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;
Характеризовать основные группы населения греческого
полиса, их положение, отношение к власти;

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

интернет-проект «Древняя Греция» (история,
искусство, мифология, источники, литература).
http://ancientrome.ru/

4.3.

Культура Древней
Греции

3

0

0

02.02.2023

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней
Греции;
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия,
Ликей, философия, логика, этика;

Практическая
работа;
Тестирование;

Древняя Греция: история, искусство, мифология
http://www.ellada.spb.ru

4.4.

Македонские завоевания.
Эллинизм

3

0

0

14.02.2023

Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра
Македонского;
Представлять характеристику («исторический портрет»)
Александра Македонского;
Раскрывать смысл понятия «эллинизм»;

Контрольная
работа;
Зачет;

интернет-проект «Древняя Греция» (история,
искусство, мифология, источники, литература).
http://ancientrome.ru/

0

0

28.02.2023

Сопоставлять информацию о происхождении Рима,
содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований
историков;
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей,
республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион,
понтифик, авгур;
Объяснять, как было организовано управление Римской
республикой (какими полномочиями обладали консулы,
народные трибуны, Сенат, народное собрание);
Рассказывать об организации и вооружении римской армии,
привлекая иллюстрации учебника;
Называть главных богов древних римлян, устанавливать
соответствие римских и греческих богов;

Контрольная
работа;

Представлять общую характеристику Пунических войн
(причины, хронологический период, участники, наиболее
значительные походы и сражения, итоги);
Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;
Показывать на исторической карте территории римских
провинций, объяснять, какие современные географические
названия берут начало от названий римских провинций;

Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;

;
Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II
в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»;
Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная
земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират,
вольноотпущенник, гладиатор;
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев
Гракхов;
Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать
информацию, высказывать оценочные суждения);

Контрольная
работа;
Зачет;

Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем
различались условия их жизни и труда;
Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон,
Колизей, акведук, амфитеатр, термы;
Рассказывать о возникновении и распространении христианства,
объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян;

Практическая
работа;

Итого по разделу

21

Раздел 5. Древний Рим
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

Возникновение Римского
государства

Римские завоевания
в Средиземноморье

Поздняя Римская
республика. Гражданские
войны

Расцвет и падение
Римской империи

3

3

5

5

0

0

0

0

0

0

15.03.2023

30.03.2023

11.04.2023

История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

5.5.

Культура Древнего Рима

Итого по разделу

2

0

0

02.05.2023

Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем
Риме ораторскому искусству;
Составлять описание известных архитектурных сооружений
Древнего Рима (по выбору);
Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских
храмов. Определять общие черты и различия;

Тестирование;

Виды деятельности по изученным разделам;

Тестирование;

История Д мира: электронное приложение к
учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

18

Раздел 6. Обобщение
6.1.

Историческое и
культурное наследие
цивилизаций Древнего
мира

3

0

0

16.05.2023

Древний мир: от первобытности до Рима:
http://www.mhk.spb.ru
http://www.ellada.spb.ru/

Итого по разделу

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Вводный инструктаж.Что
изучает история.
Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и
«н. э.»).Историческая
карта. Источники
исторических знаний.
Вспомогательные
исторические науки.

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;

2.

Первобытные собиратели
и охотники.Расселение
древнейшего человека.

1

0

0

05.09.2022 Письменный
контроль;

3.

Человек разумный.
Условия жизни и занятия
первобытных людей.

1

1

0

08.09.2022 Тестирование;

4.

Представления об
окружающем мире,
верования первобытных
людей.

1

0

0

12.09.2022 Практическая
работа;

5.

Первобытные земледельцы 1
и скотоводы.

0

0

15.09.2022 Диктант;

6.

Древнейшие земледельцы 1
и скотоводы: трудовая
деятельность, изобретения.
От родовой общины к
соседской.

0

0

19.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Появление ремесел и
торговли. Возникновение
древнейших цивилизаций.

1

1

0

22.09.2022 Практическая
работа;

8.

Условия жизни и занятия
населения.

1

0

1

26.09.2022 Зачет;

9.

Управление государством
(фараон, чиновники).
Религиозные верования
египтян. Жрецы.

1

0

0

29.09.2022 Устный опрос;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

10. Фараон-реформатор
Эхнатон

1

1

0

03.10.2022 Письменный
контроль;

11. Военные походы. Рабы.

1

0

0

06.10.2022 Устный опрос;

12. Познания древних
египтян. Письменность.

1

0

0

10.10.2022 Устный опрос;

13. Храмы и пирамиды.

1

1

0

13.10.2022 Тестирование;

14. Условия жизни и занятия
населения. Городагосударства

1

0

0

17.10.2022 Диктант;

15. Условия жизни и занятия
населения. Городагосударства

1

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

16. Мифы и сказания.
Письменность. Древний
Вавилон.

1

0

0

24.10.2022 Зачет;

17. Законы Хаммурапи.
1
Нововавилонское царство:
завоевания, легендарные
памятники города
Вавилона.

1

0

27.10.2022 Устный опрос;

18. Законы Хаммурапи.
1
Нововавилонское царство:
завоевания, легендарные
памятники города
Вавилона.

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

19. Финикия: природные
условия, занятия жителей.
Развитие ремесел и
торговли. Финикийский
алфавит.

1

0

0

10.11.2022 Тестирование;

20. Палестина: расселение
евреев, Израильское
царство. Занятия
населения.

1

0

0

14.11.2022 Письменный
контроль;

21. Религиозные верования.
Ветхозаветные сказания.

1

0

1

17.11.2022 Устный опрос;

22. Ассирия: завоевания
ассирийцев, культурные
сокровища Ниневии,
гибель империи.

1

0

0

21.11.2022 Практическая
работа;

23. Персидская держава:
военные походы,
управление империей.

1

0

0

24.11.2022 Устный опрос;

24. Природные условия,
1
занятия населения.
Древние городагосударства.
Общественное устройство,
варны.

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

25. Религиозные верования,
легенды и сказания.
Возникновение буддизма.
Культурное наследие
Древней Индии.

1

0

0

01.12.2022 Устный опрос;

26. Условия жизни и
хозяйственная
деятельность населения.
Создание объединенного
государства. Империи
Цинь и Хань: правители и
подданные, положение
различных групп
населения.

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

27. Развитие ремесел и
торговли. Великий
шелковый путь.
Религиозно-философские
учения (конфуцианство).
Научные знания и
изобретения. Храмы.
Великая Китайская стена.

1

0

0

08.12.2022 Устный опрос;

28. Политическое и
культурное развитие
цивилизаций Древнего
Востока

1

0

0

12.12.2022 Контрольная
работа;

29. Античный мир: понятие.
Карта античного мира.
Население Древней
Греции: условия жизни и
занятия. Древнейшие
государства на Крите.

1

0

0

15.12.2022 Практическая
работа;

30. Государства ахейской
Греции (Микены, Тиринф
и др.).

1

0

0

19.12.2022 Устный опрос;

31. Троянская война.

1

0

0

22.12.2022 Письменный
контроль;

32. «Илиада» и «Одиссея».

1

0

0

26.12.2022 Зачет;

33. Верования древних греков. 1
Сказания о богах и героях.

0

0

29.12.2022 Контрольная
работа;

34. Греческие города1
государства: политический
строй, аристократия и
демос. Развитие
земледелия и ремесла.

0

0

09.01.2023 Диктант;

35. Великая греческая
колонизация. Афины:
утверждение демократии.

1

0

0

12.01.2023 Устный опрос;

36. Законы Солона, реформы
Клисфена.

1

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

37. Спарта: основные группы
населения, политическое
устройство. Спартанское
воспитание. Организация
военного дела.

1

0

0

19.01.2023 Устный опрос;

38. Победа греческой
1
демократии над восточной
деспотией.Грекоперсидские войны:
причины, участники,
крупнейшие сражения,
герои. Причины победы
греков.

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

39. Афинская демократия при
Перикле. Хозяйственная
жизнь в древнегреческом
обществе. Рабство.

1

1

0

26.01.2023 Письменный
контроль;

40. Пелопоннесская война.

1

0

0

30.01.2023 Устный опрос;

41. Возвышение Македонии.

1

0

0

02.02.2023 Устный опрос;

42. Культура Древней
Греции.

1

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

43. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и
образование

1

0

0

09.02.2023 Устный опрос;

44.

1

0

1

13.02.2023 Устный опрос;

45. Литература. Архитектура и 1
скульптура. Быт и досуг
древних греков. Театр.

0

0

16.02.2023 Практическая
работа;

46. Спортивные состязания;
Олимпийские игры.

1

0

0

20.02.2023 Устный опрос;

47. Период эллинизма.
Македонские завоевания.

1

0

0

23.02.2023 Зачет;

48. Держава Александра
1
Македонского и ее распад.

0

0

27.02.2023 Зачет;

49. Эллинистические
государства Востока.
Культура
эллинистического мира.

1

0

0

02.03.2023 Контрольная
работа;

50. Население Древней
Италии: условия жизни и
занятия.

1

0

1

06.03.2023 Устный опрос;

51. Этруски. Легенды об
основании Рима.

1

0

0

27.03.2023 Диктант;

52. Рим эпохи царей.

1

0

0

30.03.2023 Письменный
контроль;

53. Завоевание Римом Италии. 1

0

0

06.04.2023 Устный опрос;

54. Римская республика.

1

0

0

10.04.2023 Устный опрос;

55. Патриции и плебеи.
Управление и законы.

1

0

0

13.04.2023 Контрольная
работа;

56. Верования древних
римлян.

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

57. Войны с Карфагеном;
Ганнибал. Римская армия.

1

0

0

20.04.2023 Устный опрос;

58. Установление господства
Рима в Средиземноморье.

1

0

1

24.04.2023 Письменный
контроль;

59. Реформы Гракхов. Рабство 1
в Древнем Риме.

1

0

27.04.2023 Контрольная
работа;

Литература. Архитектура
и скульптура. Быт и досуг
древних греков. Театр.

60. Гражданские войны в
Риме. Гай Юлий Цезарь.

1

0

0

01.05.2023 Тестирование;

61. Установление
1
императорской власти;
Октавиан Август. Римская
империя: территория,
управление.

0

0

04.05.2023 Тестирование;

62. Возникновение и
распространение
христианства.

1

0

0

08.05.2023 Тестирование;

63. Культура Древнего Рима.
Римская литература,
золотой век поэзии.
Ораторское искусство;

1

0

0

11.05.2023 Устный опрос;

64. Цицерон. Развитие наук.
1
Архитектура и скульптура.
Пантеон. Быт и досуг
римлян.

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

65. Разделение Римской
империи на Западную и
Восточную части.Рим и
варвары.

1

0

0

18.05.2023 Практическая
работа;

66. Падение Западной
Римской империи.

1

0

1

22.05.2023 Устный опрос;

67. Политическое и правовое
наследие Древнего Рима,
его значение для
современности.

1

0

0

25.05.2023 Письменный
контроль;

68. Историческое и
культурное наследие
Древних цивилизаций.

1

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история.
История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Берельковский, И.В., Павлов, Л.С. Методика преподавание истории в общеобразовательной школе:
Учебное пособие / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. – М.: Изд. «Поматур», 2001. – 335 с.
2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студентов
высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –
384 с.
3. Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. –
(Работаем по новым стандартам).
4.Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.:
Просвещение, 2012. – 303 с. : ил., карт.
5. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – 351 с.,
ил. (с.101-121)
6. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И.
Годер. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.
7. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Г.И. Годер. –
М.: Просвещение, 1988. – 318 с.
5. Годер, Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.:
Просвещение, 1985. – 207 с., ил.
8. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории: Экспериментальное
исследование в старших классах ср. шк. / Н.Г. Дайри – М., Просвещение, 1958. – 352 с.
9. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории в VIII – X классах / П.С. Лейбенгруб; под ред.
А.В. Ефимова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 86 с.
10. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по
спец № 2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. –
272 с.
11. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб.

заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интернет – сайты:

1. http://festival.1september.ru/articles/630253/ - тема «Зарождение демократии в Афинах». 5-й класс
2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/drevnyaya-sparta-1/ - тема: «Древняя Спарта». 5 класс
3. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/pokhod-aleksandra-makedonskogo-na-vostok/ - тема: «Поход
Александра Македонского на Восток». 5 кла

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».