РП коррекционного курса Логопедические занятия 5-9

1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К концу коррекционного курса обучающиеся должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий: речь, звук,
буква, слог, слово, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная,
ударный слог, артикуляция, звонкий, глухой и т.д.;
- артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
- гласные и согласные звуки и буквы;
- отличительные признаки звука и буквы, гласных и согласных звуков, слога,
слова, словосочетания, предложения, текста;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по
звонкости-глухости;
- буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
- графическое изображение смешиваемых звуков, слогов, слов, границ
предложений, предлогов, частей слова;
- правописание предлогов и приставок.
- признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части –
корня);
- состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
- правописание суффиксов и приставок;
- виды связи в словосочетании (смысловые и логические);
- основные цвета и оттенки;
- геометрические фигуры;
- схему собственного тела;
- направления;
- сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
- элементы букв двух шрифтов;
К концу коррекционного курса обучающиеся должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие звуки;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
-различать акустически близкие звуки;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения,
набор отдельных предложений и текст;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на
письме;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять звуковые схемы слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- определять в словах место и последовательность звука: гласных и
согласных звуков;
- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и
письменной речи

- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в
предложениях, предложений в тексте;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также
языковой анализ и синтез предложений;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием
оппозиционных звуков.
- графически обозначать звуки, слоги и слова, части слова, границы
предложения;
- изменять слова по числам, родам и падежам;
- выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
- устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и
между предложениями в тексте;
- различать основные и оттеночные цвета;
- различать геометрические фигуры;
- соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- ориентироваться во времени и в пространстве;
- сравнивать предметы по величине;
- сравнивать элементы букв двух шрифтов;
- уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
- сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех
этапах;
2. Содержание коррекционного курса
Коррекционный курс «Логопедические занятия» (5 - 9класс), с часовой
нагрузкой 34 часа (1 раз в неделю).
В зависимости от особенностей речевого нарушения у обучающихся и их
психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные,
групповые или индивидуальные занятия.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование
устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи,
развитие психических процессов, тесно связанных с формированием
полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и
воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти,
фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их
запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое
правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под
диктовку.
Задачи коррекционного курса:
-формирование фонематического восприятия, навыков фонематического
анализа и синтеза;
-формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
-формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

-формирование представлений о различных типах связи (согласовании и
управления) в словосочетаниях и предложениях;
-развитие пространственно-временной ориентации, зрительного и слухового
восприятия;
-развитие связной речи, процессов чтения и письма.
Основная цель коррекционного курса:
- своевременном предупреждении и преодолении различных форм
нарушений устной и письменной речи обучающихся.
Обучение ведется по единой для всех возрастных категорий системе.
Разница заключается в подборе лексического материала, который должен
соответствовать всем программным требованиям по русскому языку,
предъявляемым к массовой школе.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка
русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов
способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Курс
коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем
разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных
занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление
предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в
корне слова и после шипящих, правописание ЧК, ЧН, употребление Ь. Дети
изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со
строением и основными признаками текста; изучают морфологическое
строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.

3. Тематическое планирование
5 класс

№
1

2

3
4

5
6
7
8

9
10
11

Тема
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов. Развитие и совершенствование
устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков
самоорганизации
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне
слова.
Гласные после шипящих и Ц. Коррекция мыслительных операций,
анализа и синтеза, сравнения и синтеза
Согласные звук
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в
середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков. Развитие и совершенствование
устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков
самоорганизации
Непроизносимые согласные. Коррекция мыслительных операций,
анализа и синтеза, сравнения и синтеза
Двойные согласные.
Двойные согласные. Развитие воображения.

Кол-во часов
1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

12
13
14
15

16
17

18
19
20
21

Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками, противоположными и близкими по значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). Коррекция
мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и синтеза
Коррекция мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и
синтеза
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-,
-енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Развитие
воображения.
Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение прилагательных по числам.Работа над выразительностью.
Рифма.
дот Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
дот Изменение существительных по падежам, в том числе

1
1
1
1

1
1

1
1

1

22
23
24

существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
дот Род имён прилагательных. Развитие последовательности.
логического мышления.
дот Изменение прилагательных по числам.
дот Согласование прилагательных с существительными в роде.

1
1
1
1

25

26

26
27
28
29
30

31
32
33
34

№
1
2
3

4
5
6

7

8

дот Согласование прилагательных с существительными в числе.
Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности
учебной работы. навыков самоорганизации
дот Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие –
ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Развитие последовательности. логического
мышления.
Глагол
дот Изменение глаголов по временам.
дот Изменение глаголов по числам.
дот Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
дот Согласование глаголов с существительными в числе.
дот Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным. Развитие последовательности. логического
мышления.
Развитие анализа структуры предложения
дот Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
дот Обращение.
дот Прямая и косвенная речь.
дот Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками. Итоговое обследование.
Всего:
6 класс
Тема
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне
слова
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращФразеологизмы.
Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-Отработка
диафрагмального дыхания.
Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. Чистоговорки на сш
Звонкие и глухие согласные
Правописание согласных в приставках. Мини-сочинение
«Волшебный лес»
Твёрдые и мягкие согласные
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
34 часа
Кол-во часов
1
1
1

1
1
1

2

2

9
10
11

12

13

14
15
16

17
18
19
20
21
22

№
1
2

3
4
5
6
7

8

Развитие слогового анализа и синтеза
Правописание сложных слов.
Словообразование
Сложные слова. Сложносокращённые слова.
Сложные слова. Звуковая схема слов и слогов. Работа над дикцией
Словоизменение
Имя существительное
Несклоняемые имена существительные. Развитие
последовательности. логического мышления.
Имя прилагательное
Степени сравнения имени прилагательных. Развивать
наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи
Имя числительное
Согласование порядковых числительных с существительными.
Местоимение
Согласование местоимений с существительными.
Глагол
Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов.
Окончания глаголов Развивать наблюдательность. смекалку.
активность. интерес к русской речи
Развитие анализа структуры предложения
Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на
предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Работа с текстом.
Составление предложений с синтаксическими ошибками
Изложение «В лес за грибами»
Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление
текста из деформированных предложений.
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над
ошибками.
Всего:
7 класс
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи. Развитие последовательности. логического мышления.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных
причастиях.
Наречие. Конечные гласные наречий. Развитие последовательности.
логического мышления.
Согласные звуки
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Развивать

2
2
1

2

2

2
2

2

2
1
1
1
2
2
34 часа
Кол-во часов
1
1

1
1
1
1
1

1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21

22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

№
1

наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Развитие анализа структуры предложений
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот. Развитие последовательности. логического
мышления.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом. Развитие
последовательности. логического мышления.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для,
из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за,
по-над). Формирование устойчивости и переключаемости
зрительного и слухового внимания.
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо,
вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги. Развивать наблюдательность. смекалку.
активность. интерес к русской речи
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Распространение предложений. Развитие последовательности.
логического мышления.
Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы,
потому что, и т. д.). Их перестроение. Развитие и совершенствование
устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков
самоорганизации
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов. Развитие
последовательности. логического мышления.
Подробное изложение с творческими дополнениями. Формирование
устойчивости и переключаемости зрительного и слухового внимания.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками. Итоговое обследование.
Всего:
8 класс
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов. Коррекция фонематического
анализа и синтеза.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Кол-во часов
1

2

3

4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

20
21
22
23
24

25
26

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Работа над предложением
Уточнение представлений о предложении. Формирование точных
представлений уч-ся о звуке, слове, предложении. тексте.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений. Активизация и
обогащение словаря.
Нахождение слов, связанных с подлежащим. Формирование точных
представлений уч-ся о звуке, слове, предложении. тексте.
Нахождение слов, связанных со сказуемым. Формирование
полноценных морфологических обобщений
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами). Развитие
последовательности. логического мышления.
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи. Формирование устойчивости и
переключаемости зрительного и слухового внимания.
Прямая и косвенная речь. Развивать наблюдательность. смекалку.
активность. интерес к русской речи
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Активизация и обогащение словаря.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Формирование полноценных морфологических обобщений
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Активизация и обогащение словаря.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений.
Работа над текстом
Пересказ по серии сюжетных картинок. Формирование полноценных
морфологических обобщений Развитие последовательности.
логического мышления.
дот Пересказ по сюжетной картинке. Коррекция произвольной
памяти и внимания
дот Что такое план.
дот Виды планов. Развивать наблюдательность. смекалку. активность.
интерес к русской речи
дот Пересказ по плану. Формирование полноценных
морфологических обобщений
дот Изложение текста по вопросам и опорным словам. Развитие и
совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной
работы. навыков самоорганизации
дот Изложение текста по коллективно составленному плану.
дот Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

27
28

29
30
31
32
33
34

№

дот Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Коррекция
произвольной памяти и внимания
дот Текст – повествование. Составление рассказа. Развитие и
совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной
работы. навыков самоорганизации
дот Текст – описание. Составление рассказа.
дот Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Формирование полноценных морфологических обобщений
дот Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
дот Замена в тексте лица рассказчика.
дот Проверка результативности коррекционной работы.
дот Работа над ошибками.
Всего:
9 класс

Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
1
слогов, слов, предложений и текстов.
2
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Работа над предложением
3
Уточнение представлений о предложении. Коррекция произвольной
памяти и внимания
4
Типы предложений по цели высказывания.
5
Главные и второстепенные члены предложений.
6
Нахождение слов, связанных с подлежащим. Коррекция
произвольной памяти и внимания
7
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
8
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
9
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
10
Конструирование сложных предложений с подчинительными
союзами.
11
Конструирование бессоюзных сложных предложений.
12
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
13
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Формирование устойчивости и переключаемости зрительного и
слухового внимания.
14
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
15
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к
русской речи
16
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
17
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений. Коррекция произвольной памяти и
внимания
Работа над текстом
18
Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные
слова.
19
Типы текстов.

1
1

1
1
1
1
1
1
34 часа
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

дот Структура текста. Понятие о микротеме.
дот План. Виды плана.
дот Составление планов разных видов.
дот Составление плана по данному
тексту.
дот Изложение с языковым разбором текста по коллективно
составленному плану.
дот Редактирование изложения.
дот Типы текста. Сравнительное описание.
дот Сочинение – сравнительное описание.
дот Редактирование сочинений. Речевые ошибки. Развитие и
совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной
работы. навыков самоорганизации
дот Типы текста. Повествование.
дот Типы текста. Рассуждение.
дот Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу
сюжетных рисунков.
дот Редактирование сочинения.
дот Проверка результативности коррекционной работы.
дот Работа над ошибками.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
34 часа

Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию
фонематического восприятия продолжается с 5-9 класс. Названия тем и количество часов
примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития
обучающегося и успешности усвоения учебного материала. Конкретное содержание занятий по
коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников,
программой по обучению грамоте, развитию речи и русскому языку. Количество часов на каждый
раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании
личностно-ориентированного подхода.

Планирование составлено на основе методических рекомендаций:
1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2008
2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2008
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- М.: ГНОМ и Д, 2008
4. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2008
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у школьников. - М.:
«Владос», 2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».