1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса К концу коррекционного курса обучающиеся должны знать: - термины, используемые для обозначения основных понятий: речь, звук, буква, слог, слово, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, артикуляция, звонкий, глухой и т.д.; - артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита; - гласные и согласные звуки и буквы; - отличительные признаки звука и буквы, гласных и согласных звуков, слога, слова, словосочетания, предложения, текста; - пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости-глухости; - буквы для обозначения мягкости согласных на письме; - артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие; - графическое изображение смешиваемых звуков, слогов, слов, границ предложений, предлогов, частей слова; - правописание предлогов и приставок. - признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части – корня); - состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа; - правописание суффиксов и приставок; - виды связи в словосочетании (смысловые и логические); - основные цвета и оттенки; - геометрические фигуры; - схему собственного тела; - направления; - сходство и различие всех сходных по начертанию букв; - элементы букв двух шрифтов; К концу коррекционного курса обучающиеся должны уметь: - узнавать и различать гласные и согласные звуки; - различать твердые и мягкие звуки; - различать звонкие и глухие согласные звуки; -различать акустически близкие звуки; - различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; - различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст; - обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; - определять ударные и безударные гласные, слоги; - сравнивать слова со сходными звуками; - составлять звуковые схемы слогов и слов; - подбирать слова на заданный звук; - определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков; - дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи - определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте; - составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; - производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений; - восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; - самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков. - графически обозначать звуки, слоги и слова, части слова, границы предложения; - изменять слова по числам, родам и падежам; - выделять из текста слова, словосочетания и предложения; - устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте; - различать основные и оттеночные цвета; - различать геометрические фигуры; - соотносить предмет и форму, предмет и цвет; - ориентироваться в схеме собственного тела; - ориентироваться во времени и в пространстве; - сравнивать предметы по величине; - сравнивать элементы букв двух шрифтов; - уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов; - сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах; 2. Содержание коррекционного курса Коррекционный курс «Логопедические занятия» (5 - 9класс), с часовой нагрузкой 34 часа (1 раз в неделю). В зависимости от особенностей речевого нарушения у обучающихся и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия. Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку. Задачи коррекционного курса: -формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза; -формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; -формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза; -формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управления) в словосочетаниях и предложениях; -развитие пространственно-временной ориентации, зрительного и слухового восприятия; -развитие связной речи, процессов чтения и письма. Основная цель коррекционного курса: - своевременном предупреждении и преодолении различных форм нарушений устной и письменной речи обучающихся. Обучение ведется по единой для всех возрастных категорий системе. Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе. Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи). Дети, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих, правописание ЧК, ЧН, употребление Ь. Дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д. 3. Тематическое планирование 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Коррекция мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и синтеза Согласные звук Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации Непроизносимые согласные. Коррекция мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и синтеза Двойные согласные. Двойные согласные. Развитие воображения. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Морфемика и словообразование Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). Коррекция мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и синтеза Коррекция мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и синтеза Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-). Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Развитие воображения. Словоизменение Имя существительное Изменение существительных по числам. Изменение прилагательных по числам.Работа над выразительностью. Рифма. дот Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) дот Изменение существительных по падежам, в том числе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 23 24 существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) Имя прилагательное дот Род имён прилагательных. Развитие последовательности. логического мышления. дот Изменение прилагательных по числам. дот Согласование прилагательных с существительными в роде. 1 1 1 1 25 26 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 дот Согласование прилагательных с существительными в числе. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации дот Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие – ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Развитие последовательности. логического мышления. Глагол дот Изменение глаголов по временам. дот Изменение глаголов по числам. дот Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. дот Согласование глаголов с существительными в числе. дот Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Развитие последовательности. логического мышления. Развитие анализа структуры предложения дот Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. дот Обращение. дот Прямая и косвенная речь. дот Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Итоговое обследование. Всего: 6 класс Тема Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращФразеологизмы. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-Отработка диафрагмального дыхания. Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. Чистоговорки на сш Звонкие и глухие согласные Правописание согласных в приставках. Мини-сочинение «Волшебный лес» Твёрдые и мягкие согласные Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 2 2 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 № 1 2 3 4 5 6 7 8 Развитие слогового анализа и синтеза Правописание сложных слов. Словообразование Сложные слова. Сложносокращённые слова. Сложные слова. Звуковая схема слов и слогов. Работа над дикцией Словоизменение Имя существительное Несклоняемые имена существительные. Развитие последовательности. логического мышления. Имя прилагательное Степени сравнения имени прилагательных. Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи Имя числительное Согласование порядковых числительных с существительными. Местоимение Согласование местоимений с существительными. Глагол Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи Развитие анализа структуры предложения Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. Виды предложений по цели высказывания. Работа с текстом. Составление предложений с синтаксическими ошибками Изложение «В лес за грибами» Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 7 класс Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие последовательности. логического мышления. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. Наречие. Конечные гласные наречий. Развитие последовательности. логического мышления. Согласные звуки Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Развивать 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 34 часа Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № 1 наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. Развитие анализа структуры предложений Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Развитие последовательности. логического мышления. Анализ предложений с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом. Развитие последовательности. логического мышления. Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). Формирование устойчивости и переключаемости зрительного и слухового внимания. Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Развитие последовательности. логического мышления. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации Развитие анализа структуры текста Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Развитие последовательности. логического мышления. Подробное изложение с творческими дополнениями. Формирование устойчивости и переключаемости зрительного и слухового внимания. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Итоговое обследование. Всего: 8 класс Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Коррекция фонематического анализа и синтеза. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Работа над предложением Уточнение представлений о предложении. Формирование точных представлений уч-ся о звуке, слове, предложении. тексте. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Активизация и обогащение словаря. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Формирование точных представлений уч-ся о звуке, слове, предложении. тексте. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Формирование полноценных морфологических обобщений Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Развитие последовательности. логического мышления. Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Формирование устойчивости и переключаемости зрительного и слухового внимания. Прямая и косвенная речь. Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Активизация и обогащение словаря. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Формирование полноценных морфологических обобщений Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Активизация и обогащение словаря. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Работа над текстом Пересказ по серии сюжетных картинок. Формирование полноценных морфологических обобщений Развитие последовательности. логического мышления. дот Пересказ по сюжетной картинке. Коррекция произвольной памяти и внимания дот Что такое план. дот Виды планов. Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи дот Пересказ по плану. Формирование полноценных морфологических обобщений дот Изложение текста по вопросам и опорным словам. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации дот Изложение текста по коллективно составленному плану. дот Изложение текста по самостоятельно составленному плану. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 № дот Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Коррекция произвольной памяти и внимания дот Текст – повествование. Составление рассказа. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации дот Текст – описание. Составление рассказа. дот Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. Формирование полноценных морфологических обобщений дот Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. дот Замена в тексте лица рассказчика. дот Проверка результативности коррекционной работы. дот Работа над ошибками. Всего: 9 класс Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант 1 слогов, слов, предложений и текстов. 2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Работа над предложением 3 Уточнение представлений о предложении. Коррекция произвольной памяти и внимания 4 Типы предложений по цели высказывания. 5 Главные и второстепенные члены предложений. 6 Нахождение слов, связанных с подлежащим. Коррекция произвольной памяти и внимания 7 Нахождение слов, связанных со сказуемым. 8 Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). 9 Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. 10 Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. 11 Конструирование бессоюзных сложных предложений. 12 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. 13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Формирование устойчивости и переключаемости зрительного и слухового внимания. 14 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. 15 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Развивать наблюдательность. смекалку. активность. интерес к русской речи 16 Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. 17 Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Коррекция произвольной памяти и внимания Работа над текстом 18 Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова. 19 Типы текстов. 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 дот Структура текста. Понятие о микротеме. дот План. Виды плана. дот Составление планов разных видов. дот Составление плана по данному тексту. дот Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. дот Редактирование изложения. дот Типы текста. Сравнительное описание. дот Сочинение – сравнительное описание. дот Редактирование сочинений. Речевые ошибки. Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы. навыков самоорганизации дот Типы текста. Повествование. дот Типы текста. Рассуждение. дот Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков. дот Редактирование сочинения. дот Проверка результативности коррекционной работы. дот Работа над ошибками. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического восприятия продолжается с 5-9 класс. Названия тем и количество часов примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала. Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте, развитию речи и русскому языку. Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно-ориентированного подхода. Планирование составлено на основе методических рекомендаций: 1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2008 2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2008 3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М.: ГНОМ и Д, 2008 4. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2008 5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у школьников. - М.: «Владос», 2009