Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8») Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7, тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «СОШ № 8», утвержденной Приказом директора МАОУ «СОШ № 8» от 13.06.2024 г. № 121/д Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования Аннотация Универсальные учебные действия в соответствии с системно-деятельностным подходом - это универсальные способы познания и освоения мира1. Именно УУД обеспечивают овладение «универсальной культурой, то есть такими способами познания действительности, которые могли бы работать в любых условиях, в любых обстоятельствах»2. Квалиметрия программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования сформирована в соответствии с работой А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчанова, Н.Г. Салминой «Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе» и ФГОС среднего (полного) общего образования. В соответствии с ФГОС СОО целью мониторинга универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования является отслеживание уровня готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения образовательной программы общего образования, включающим: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному и профессиональному самоопределению, - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - системы значимых социальных и межличностных отношений, - ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, 1 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г., Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал № 1 (5), 2011. – С. 104-110 // https://istina.msu.ru/publications/article/1212295/, дата доступа 13.06.2020 2 Карабанова О. Универсальные учебные действия // https://postnauka.ru/video/84155, дата доступа 13.06.2020 2 национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Система результатов и показателей уровня сформированности УУД На основе ФГОС СОО и концепции УУД, разработанной ФИРО во главе с А.Г. Асмоловым, обобщены результаты образования на уровне СОО и соответствующее им содержание мониторинга личностных УУД: Результат Содержание мониторинга сформированность самосознания личности, сформированность познавательных мотивов сформированность основ саморазвития и и мотивов самообразования самовоспитания в соответствии с характер атрибуции успехов и неудач общечеловеческими ценностями и характеристики самооценки идеалами гражданского общества, сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности уровень развития и характер мотивов жизненное и гражданское социальных достижений самоопределение, российская гражданская идентичность, профессиональное избирательность мотивов в связи с самоопределение профессиональной перспективой морально-нравственное и правовое самостоятельность в решении моральных и оценивание правовых дилемм субъектность познавательной деятельности в форме расширения образовательного пространства 3 Метапредметные УУД, являясь надпредметным результатом познавательного опыта учащихся, делятся на три больших группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Согласно ФГОС, познавательные УУД предполагают: - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Базисом метапредметных УУД является читательская компетентность, которая в ФГОС представлена характеристиками смыслового чтения. Мониторинг читательской компетентности на уровне СОО предполагает использование тестовых методик (тестовый набор ШТУРМ школьный вариант) и стандартизированных метапредметных заданий, направленных на определение навыков: - вычитывания - общего понимания того, о чем говорится в тексте в явном или неявном виде; - формирования представления о причинно-следственных связях, фактологической и концептуальной стороне текста; - анализа, интерпретации и обобщения информации, содержащейся в тексте, формирования на основе текста выводов, аргументов, оценочных суждений и ориентировочной основы действий. Обобщенные на основе ФГОС СОО и концепции УУД результаты развития познавательных УУД и соответствующее им содержание мониторинга представлено в следующей таблице: Результат Содержание готовность и способность к самостоятельной предпрофессиональной информационнопознавательной деятельности; непрерывному образованию в течение всей жизни владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания переход к самообразованию, владение навыками получения необходимой информации в условиях межпредметности и многозадачности, навык критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников навыки самостоятельно строить свой образовательный маршрут, удовлетворять свои познавательные потребности, сформированность познавательных мотивов и мотивов самообразования в связи с профессиональной перспективой усвоение системы общенаучных понятий, определяющее развитие гипотетикодедуктивного теоретического мышления и становление осознанности высших форм познавательной деятельности 4 Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем умение строить логические доказательства, умение устанавливать логические связи (включения, конъюнкции, тождественности, дизъюнкции и т.д.), формировать познавательные стратегии речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки в предметно-практической или иной деятельности способность строить план проверки гипотез и адекватно реализовывать его способность определять структуру проблемы, формулировать гипотезы о связях объектов и явлений, закономерностях протекания процессов овладение способами комбинаторики способами и приемами поиска и соединения данных, заданных частей и элементов в соответствии с целью и задачами, развитие формально-логического интеллекта в форме гипотетико-дедуктивного мышления Согласно ФГОС, регулятивные УУД отображают: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. Обобщенные на основе ФГОС СОО и концепции УУД результаты развития регулятивных УУД и соответствующее им содержание представлено в следующей таблице: Результат Содержание Построение и реализация жизненных выбор конструктивных стратегий, умение планов во временной перспективе достаточно точно оценивать время для выполнения задач самостоятельная реализация, управление временем, контроль и коррекция деятельности на основе предварительного планирования умение использовать ресурсные возможности для достижения целей Осознанная саморегуляция на основе осознание используемых стратегий интеграции целеполагания, планирования, совладания способность совладать со контроля, коррекции и оценки страхами, тревожностью, неуверенностью поленезависимость самоуправления, способность противостоять внешним помехам деятельности рефлексивность самоуправления, оценка своего действия и возможность эмоциональной саморегуляции Коммуникативные УУД проявляются: 5 - в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - в умении определять назначение и функции различных социальных институтов; - во владении языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Обобщенные на основе ФГОС СОО и концепции УУД результаты развития коммуникативных УУД и соответствующее им содержание представлено в следующей таблице: Результат Содержание Коммуникация как способ получения умение адекватно использовать речевые информации, произвольность и средства для получения информации, рефлексивность общения и взаимодействия дискуссии и аргументации своей позиции с партнерами по совместной деятельности умение представлять и сообщать в или обмену информацией письменной и устной форме умение находить и выдерживать дистанцию общения соответствующую нормам социального института Коммуникация как условие сотрудничества умение слушать и слышать, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое 1. 2. 3. 4. 5. 6. Задачи мониторинга Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся 10-11 классов. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов основного общего образования и среднего общего образования в условиях внедрения ФГОС. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у учащихся среднего общего образования. Объекты мониторинга 1. Универсальные учебные действия обучающихся 10-11 классов. 2. Психолого-педагогические условия обучения. 3. Педагогические технологии, используемые при формировании и диагностике УУД в средней школе. Условия реализации программы мониторинга Банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Срок реализации программы 2 года (среднее общее образование). Области применения данных мониторинга 6 Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции образовательного процесса. Методы сбора информации - анкетирование; - тестирование; - наблюдение и заполнение оценочных листов и экспертных карт; - решение диагностических задач; - выполнение диагностических заданий; - беседа. Методика оценки УУД Оценка уровня развития УУД осуществляется администрацией, педагогомпсихологом, классными руководителями, учителями - предметниками, руководителями проектов. Для итоговой оценки педагог-психолог результаты диагностических процедур каждой группы УУД (приложение 1), полученные по обобщенным критериям, сводит в итоговые показатели мониторинга, каждый из которых может относиться к недостаточному, базовому, повышенному уровню формирования УУД. Итоговая оценка личностных УУД выводится следующим образом: Итоговая оценка регулятивных УУД формируется по следующим показателям: Итоговая оценка познавательных УУД формируется по следующим показателям: 7 Итоговая оценка коммуникативных УУД формируется по следующим показателям: Для оценки педагогами и классными руководителями результата развития УУД используется «Индивидуальный оценочный лист сформированности УУД обучающегося» (приложение 3). Индивидуальный оценочный лист сформированности УУД обучающегося (заполняется учителями и классным руководителем) Личностные направленность на непрерывное образование и самообразование Показатель определил область профессиональных интересов, конкретные образовательные учреждения и способы расширения дальнейшего профессионального образования определил область профессиональных интересов и типы образовательных учреждений определил примерную сферу профессиональных интересов не определил дальнейшую образовательную Балл Результат 4 3 2 1 8 стратегию последовательно реализует жизненную стратегию, проявляя личную и гражданскую позиции жизненное, имеет жизненную стратегию, стремится гражданское и придерживаться личной и гражданской позицию профессиональное имеет приблизительное представление о дальнейших самоопределение жизненных целях затрудняется в выборе дальнейших жизненных целей самостоятельно и сознательно, независимо от окружения, реализует моральные нормы, традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, морально в проблемных публичных ситуациях придерживается нравственное традиционных ценностей семьи, российского оценивание гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, следует за ближайшим окружением в принятии моральных решений допускает моральные (правовые) проступки ИТОГО (до 4 баллов - недостаточный уровень, 4-7 - нормативный уровень, от 8 - повышенный) Уровень Регулятивные Показатель самостоятельно планирует и реализует деятельность на значительный период, достаточно точно определяет время выполнения самостоятельно планирует деятельность на значительный период, но иногда отступает от намеченных планов, умеет регулировать влияние самостоятельность окружающих планирования и планирует деятельность на реализации планов самостоятельно значительный период и распределяет ресурсы, понимает степень влияния окружающих самостоятельно планирует деятельность в соответствии принятой целью, но не умеет определять необходимые ресурсы и выдерживать запланированный график самостоятельно, адекватно оценивает проделанное, достаточно объективно объясняет неудачи самостоятельно, но неадекватно оценивает проделанное, стремится объективно объяснять адекватность неудачи самооценки реализации планов склонен переоценивать качество проделанного, неудачи объясняет внешним влиянием без внешнего воздействия не задумывается о качестве реализованного ИТОГО (до 3 баллов- недостаточный уровень, 3-6 нормативный уровень, от 7 - повышенный) Уровень Познавательные Показатель самостоятельно целенаправленно избирательно (в готовность к соответствии с личными и профессиональными непрерывному целями) расширяет свое образовательное образованию и пространство, рационально сочетая различные формы самообразованию образования и самообразования (дополнительное, 4 3 2 1 4 3 2 1 Балл Результат 4 3 2 1 4 3 2 1 Балл Результат 4 9 способность управлять своим познанием навыки учебноисследовательской и проектной деятельности ИТОГО Коммуникативные навыки получения и передачи информации дистанционное и т.д.) самостоятельно расширяет свое образовательное пространство, используя различные формы образования и самообразования (дополнительное, дистанционное и т.д.) планирует стратегию дальнейшего образования, осознает систему мотивов дальнейшей учебной деятельности затрудняется в дальнейших образовательных целях способен самостоятельно разработать и реализовать стратегию подготовки к итоговой аттестации по курсу, сознательно распределяет учебное время и иные ресурсы, умеет организовать дополнительные занятия по дисциплине, используя дополнительное образование, телекоммуникации, электронные учебные материалы способен самостоятельно работать в пределах одной учебной дисциплины, используя консультации учителя, может объективно определить качество знаний и навыков, может объяснить применение тем в практической деятельности способен самостоятельно работать в пределах одной темы (модуля), может объяснить применение темы в практической деятельности способен работать в пределах одной темы (модуля) под контролем преподавателя самостоятельно выполнял проекты и представлял их жюри самостоятельно выбирал темы и разрабатывал план работы, затруднялся в выборе способов получения информации работ самостоятельно выбирал темы, с помощью руководителя разрабатывал план работы и методы получения информации работ самостоятельно выбирал темы проектных и исследовательских работ, но затрудняется в разработке стратегии деятельности (до 4 баллов - недостаточный уровень, 4-7 нормативный уровень, от 8 - повышенный) Уровень владеет навыками делового общения, умеет точно выразить свою мысль, в устной и письменной форме, умеет подбирать необходимые в речевой ситуации формы вопросов и уточнений владеет навыками делового общения, но не всегда умеет точно выразить свою мысль в устной и письменной форме, не всегда умеет подбирать необходимые в речевой ситуации формы вопросов и уточнений умеет слушать и слышать, но не всегда может точно выразить свою мысль, затрудняется в выборе формы и способа выражения мысли 3 2 1 4 3 2 1 4 3 2 1 4 3 2 10 Реализация коммуникативных навыков для организации совместной деятельности ИТОГО умеет слушать и слышать, но не всегда может точно выразить свою мысль умеет планировать и организовать совместную деятельность в определенной сфере активно участвует в совместной деятельности, умеет поддерживать отношения сотрудничества участвует в совместной деятельности, умеет поддерживать отношения сотрудничества, но нуждается в ведущем лидере проявляет желание участвовать в совместной деятельности, но нарушает дистанцию общения, создает конфликтные ситуации и т.д. (до 3 баллов - недостаточный уровень, 3-6 нормативный уровень, от 7 - повышенный) Уровень 1 4 3 2 1 Мониторинг УУД в процессе проектной деятельности Мониторинг УУД в процессе проектной деятельности осуществляется на основе следующих критериев: 1) умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. (данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий); 2) сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; 3) сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, рационально использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4) сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Проектная деятельность учащегося рассматривается с трех сторон: 1) продукт как материализованный результат, 2) процесс как работа по выполнению проекта, 3) защита проекта как образовательное достижение учащегося. Оценивание проекта осуществляется на основе итоговой оценки (сумма баллов с переводом в уровневый показатель), включающей оценку процесса выполнения работы руководителем проекта, оценку предварительной экспертизы продукта, полученного в результате реализации проекта, оценку публичной защиты проекта. Объект оценивания Вид оценки Кто оценивает процесс как работа по оценка процесса руководитель проекта выполнению проекта выполнения Инструмент оценивания Экспертная карта оценки процесса 11 работы продукт как материализованный результат оценка предварительной экспертизы продукта публичная защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося оценка публичной защиты проекта группа экспертов (учителя, представители курирующих организаций, ученые, родители, школьники) во главе с заместителем директора группа экспертов (учителя, представители курирующих организаций, ученые, родители, школьники) во главе с заместителем директора выполнения проекта руководителем Экспертная карта предварительной экспертизы проекта Экспертная публичной проекта карта защиты Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей: баллы проценты 47 – 62 50-65 % уровень базовый уровень продуктивный 63—80 65-85 % 81—100 85 % и выше творческий Индивидуальный проект обучающегося оценивается по системе «зачет/незачет». «Зачет» ставится, если обучающийся достиг базового уровня. Экспертная оценка процесса выполнения проекта руководителем производится по следующим шкалам: 1. Определение «проблемного поля» темы. Навыки работы с информацией Попросил руководителя дать перечень источников информации по теме 1 балл Назвал некоторые виды источников, необходимые для работы 2 балла Предложил перечень разнообразных источников информации в виде библиографии, перечня закладок в интернет-обозревателе 3 балла Определил пробелы в информации по вопросу. Предложил способы фиксации информации (с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения 4 балла 12 готовых форм, карточек и т. п) Выделил вопросы и нашел сравнительные таблицы и т.д.), источников соответствующие формы (определения, для сравнения информации из нескольких 5 баллов 2. Понимание проблемы проекта Понял предложенную проблему 1 балл Обозначает и объясняет выбор проблемы. Соотносит её с собственным жизненным опытом 2 балла Назвал противоречие на основе анализа ситуации 3 балла Назвал причины существования проблемы 4 балла Сформулировал проблему, проанализировал ее причины 5 баллов 3. Образ цели и целеполагание Описал ожидаемый продукт 1 балл Рассказал, как будет использовать продукт 2 балла Обосновал потребителей и области использования продукта 3 балла Дал рекомендации по оптимальному использованию продукта 4 балла Спланировал продвижение и указал границы применения продукта 5 баллов 4. Формулирование цели и задач проекта или исследования С помощью руководителя формулирует и понимает цель Самостоятельно сформулировал достижении цели цель. Указал способ 1 балл убедиться в 2 балла Предложил способы решения проблемы 3 балла В целом сформировал задачи, направленные на достижение цели 4 балла Предложил и обосновал стратегию достижения цели. Указал на возможные отклонения 5 баллов 5. Планирование Обсудил с руководителем основные этапы работы над проектом 1 балл 13 Самостоятельно определил последовательность действий 2 балла Предложил шаги, время необходимое для их реализации, указал некоторые ресурсы 3 балла Перечислил и обосновал необходимые ресурсы 4 балла Спланировал текущий самоконтроль 5 баллов 6. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены существенные отклонения от темы, работа имеет незавершённый вид и репродуктивный характер 1 балл Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены некоторые отклонения 2 балла Работа выполнена в целом самостоятельно, но с превышением заданного времени, с нарушением последовательности 3 балла Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения 4 балла Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески 5 баллов 7. Качества обработки информации Воспроизводил полученную ранее информацию. Воспроизводил аргументы и выводы 1 балл Приводил свои примеры, подтверждающие выводы 2 балла Указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения. Сделал некоторые промежуточные выводы и привел аргументы 3 балла Обобщил собранную информацию. Сделал основной вывод на основе критического анализа 4 балла Подтвердил основной вывод собственной аргументацией и собственными данными 5 баллов 8. Владение рефлексией и самооценка Высказывает общее впечатление от работы 1 балл Указывает сильные стороны работы достаточно объективно 2 балла Называет слабые стороны работы 3 балла 14 Указывает причины успехов и неудач 4 балла Предложил способы исправления и предупреждения неудач 5 баллов Экспертная карта предварительной экспертизы проекта для комиссии имеет следующие шкалы: 1. Постановка проблемы и цели Проблема не сформулирована. Работа носит описательный характер 1 балл Проблема сформулирована. Цель сформирована широко, не точно. План действий фрагментарный 2 балла Проблема сформулирована, обоснована. Цель сформирована. План действий не полный 3 балла Проблема сформулирована, обоснована. Цель сформирована. подробный план действий. Дан 4 балла Проблема сформулирована, обоснована. Цель сформирована, указаны критерий (критерии) её достижения. Дан подробный план действий. 5 баллов 2. Качество работы с информацией Работа основана на материалах учебника (учебного пособия) 1 балл Работа содержит незначительный объем фрагментарной информации из ограниченного числа однотипных источников 2 балла Работа содержит достаточный однотипных источников. из 3 балла Работа содержит достаточно полную обобщенную информацию из разнообразных источников. Приведены различные точки зрения по одному и тому же вопросу и т. п. 4 балла Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников. Сравнил, проанализировал и привел объяснение, касающееся данных, выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам, разным условиям эксперимента и т.д. 5 баллов объем подходящей информации 3. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность проекта ограничена учебными целями 1 балл Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений 2 балла Актуальность темы проекта приведены основания и её значимость для ученика обозначены, 3 балла Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы , тема имеет значимость не только для ученика, но и для школы, села. 4 балла 15 Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, представлены категории пользователей и направления использования проекта. 5 баллов 4. Уровень репродуктивности/продуктивности проекта Работа шаблонная, автор не продемонстрировал самостоятельности, работа имеет репродуктивный характер 1 балл Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не проявил самостоятельности, не использовал возможности творческого подхода 2 балла Работа преимущественно самостоятельная. Содержит качественную проработку и обобщение собранных данных в соответствии с известными алгоритмами. 3 балла Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 4 балла Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 5 баллов 5. Проявленность предметных знаний и способов действий при проектировании Используемые способы и методы действий не соответствуют поставленным задачам, цель проекта не реализована не полностью 1 балл Часть используемых методов работы не соответствует теме и цели проекта, задачи реализованы не полностью могут быть до конца не достигнуты 2 балла Использованные методы и способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 3 балла Способы и методы работы достаточны, обоснованы и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 4 балла Автор предложил оригинальный способ реализации целей проекта, обосновал и использовал нестандартные методы достижения целей 5 баллов 6. Раскрытие темы проекта Значительная часть работы «выходит» за пределы темы проекта 1 балл Тема проекта раскрыта фрагментарно 2 балла Тема проекта раскрыта в рамках школьной программы 3 балла Тема проекта раскрыта с использованием знаний, выходящих за рамки школьной программы 4 балла Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор привлек глубокие знания, 5 баллов 16 выходящие за рамки школьной программы 7. Уровень практической значимости проекта Проектный продукт проектирования полезен автору в целях развития навыков 1 балл Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, не указан 2 балла Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно 3 балла Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы некоторые области использования продукта. 4 балла Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 5 баллов 8. Качество проектного продукта Проектный продукт не соответствует заявленным целям. Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 1 балл Проектный продукт в целом соответствует заявленным целям. Но не соответствует большинству требований качества (не всегда грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т. п.)., неэстетичен, неудобен для использования). 2 балла Проектный продукт не соответствует некоторым требованиям качества (допущены незначительные ошибки в оформлении, грамотно использованы вспомогательных средства (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т. п.), пригоден для использования) 3 балла Продукт полностью соответствует требованиям качества (оформлен в соответствии с установленными правилами, имеет четкую структуру, эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 4 балла Продукт имеет эффектное и хорошо структурированное оформление (эстетичен, удобен в использовании, полностью соответствует заявленным целям). 5 баллов Экспертная оценка публичной защиты проекта осуществляется по следующим картам: 1. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Доклад не имеет четкой структуры, перегружен второстепенной информацией. Не указана степень совпадения ожидаемого и полученного результатов 1 балл 17 Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления 2 балла Тема и содержание проекта раскрыты. Сделаны необходимые выводы, содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют. 3 балла Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; имеются неточности в устной и письменной речи; намечены перспективы работы 4 балла Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; лаконизм, и точность речи; намечены перспективы работы. 5 баллов 2. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию Учащийся с помощью руководителя заранее составил текст своего выступления, во время презентации постоянно обращается к нему. 1 балл Превышен регламент выступления. Автору не удалось заинтересовать аудиторию 2 балла Автор с помощью руководителя составил план выступления, которым пользуется в момент презентации. Периодически теряет контакт с аудиторией. 3 балла Автор свободно представляет полученные результаты. Ему удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 4 балла Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 5 баллов 3. Использование средств наглядности, технических средств Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются спонтанно, значительная часть презентации «не читаема», «перегруженность» каналов восприятия зрители не успевают понять слайд, звучащий фрагмент и комментарий к нему. 1 балл Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются вне общего сценария выступления, не выдержаны основные требования к дизайну презентации, «перегруженность» информацией - зрители не успевают понять слайд и комментарий к нему. 2 балла Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, но отсутствует логика подачи материала, 3 балла 18 нет согласованности между презентацией и текстом доклада Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются рационально, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 4 балла Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются рационально, подача материала логична, дизайн презентации соответствует целям доклада, синхронизирован с его содержанием, формирует нужный ассоциативный ряд, дополняет аудио информацию. 5 баллов 4. Умение отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Ответы ищет в докладе, путается, не отвечает на ряд вопросов. нуждается в помощи присутствующих 1 балл Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения 2 балла Автор отвечает на поставленные вопросы, но не обосновывает свою точку зрения 3 балла Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения 4 балла Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 5 баллов Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС СОО Самореализация учащихся в образовательном процессе, формирование устойчивой тенденции самообразования, самостоятельное расширение учащимися личного образовательного пространства. Успешная предпрофессиональная ориентация, личностное и гражданское самоопределение выпускников школы. Обеспечение мониторинга психологического статуса школьника, предупреждение девиаций. Обеспечение психологически безопасной образовательной среды и итоговой аттестации выпускников. Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС СОО I этап (10 класс) Адаптация и профессиональная ориентация учащегося на новом уровне образования Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса направлено на создание условий для становления личностных характеристик выпускника: - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; 19 - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; - креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; - владеющий основами научных методов познания окружающего мира; - мотивированный на творчество и инновационную деятельность; - готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; - осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; - уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; - осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; - подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; - мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни3. В течение периода создаются условия для успешного личностного, гражданского и профессионального самоопределения. Проводится диагностика, результаты которой заносятся в «Индивидуальный оценочный лист сформированности УУД обучающегося» (приложение 3) и «Аналитический отчет по результатам социально-психологической адаптации и сформированности УУД обучающихся» (приложение 2), заполняется сводная ведомость сформированности УУД обучающихся на начало и на конец учебного года (приложение 4). Стартовая профориентационная диагностика личностных и метапредметных УУД В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к новой социальной ситуации развития (период самоопределения в личной и профессиональной сфере). Планирование 3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) // https://fgos.ru/, дата доступа 13.06.2020 20 индивидуальной образовательной траектории (общее образование - профессиональное образование). 2. Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися родителями, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями периода, формирование вариантов жизненных стратегий и их связи с образовательной траекторией и подготовкой к итоговой аттестации. 3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС СОО. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. 4. Проведение элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута. 5. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода и самоопределения, находящимися в социально неустойчивых и опасных ситуациях. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на систему требований, предъявляемую ГИА и профессиональными учебными заведениями, снять чрезмерное психологическое напряжение, сформировать у обучающихся коммуникативные навыки и навыки взаимодействия с различными социальными институтами. 6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС СОО, планирование работы на следующий год. II этап (11 класс) Работа по сопровождению 11 классов определяется запросом со стороны родителей обучающихся и администрации образовательного учреждения. 1. 2. 3. 4. Проведение элективных курсов. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута в сфере профессионального образования. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения ГИА. 21 Приложение 1 к Программе мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования Группа УУД познавательные Диагностический инструментарий мониторинга Методика Цель методики Показатели, получаемые при Результат исследовании Задания для диагностики Диагностика 1) умение находить в тексте необходимую Уровни по уровня читательской читательской информацию, оценочной шкале компетентности компетентности 2) способность понимать целостный текст, (Сборники определять его концептуальную основу, метапредметных структурировать текст, заданий Центра 3) умение резюмировать главную идею социальнотекста, гуманитарного 4) строить логическое рассуждение и образования Института умозаключение, высказывать стратегии развития предположения, образования РАО // 5) переводить графическую информацию в https://may.alleng.org/d/hi текстовый формат и наоборот. st/hist641.htm) К.М. Гуревич, М.К. Определение уровня мыслительные операции: обобщения, Уровни Акимова, Е.М. Борисова развития интеллекта сравнения, анализа, синтеза, и др. Школьный тест конкретизации, классификации умственного развития (ШТУР-2) // https://5psy.ru/chitaemknigi/testy-umstvennogorazvitiya.html 22 регулятивные коммуникативные Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера // https://worldpsychology.ru/testoprosnik-subektivnogokontrolya-usk-dzh-rottera/ Коэффициент гибкости реагирования // https://iyaroslav.ru/test/act -gexagon-terapiyaprinyatiya-iotvetstvennosti/ Шкала Р. Эриксона, адаптированная В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько // http://testoteka.narod.ru/li chn/1/23.html Тест В.Ф. Ряховского // http://testoteka.narod.ru/m lo/1/07.html Изучение уровня 1) способность к самоконтролю, субъективного 2) способность к саморегуляции, контроля 3) атрибуция успехов/неудач Шкалы: качественные и количественные характеристики (баллы) УСК Изучение гибкости и 1) способность к самоконтролю, переключаемости 2) способность к саморегуляции субъективного контроля коэффициент уровни низкий. нормативный, высокий Оценка коммуникативных речевых навыков Баллы и соответствующие им уровни 1) уверенность в себе при общении, 2) развитие речевых способностей, 3) готовность к взаимодействию Умение выстраивать 1) различение и понимание различных общение позиций другого, 2) умение строить обратную связь, 3) доброжелательность Экспресс-диагностика Оценка отношения к отношение к родителям, животным, эмпатии // переживаниям старикам, детям, героям художественных https://psyera.ru/metodika- других людей произведений, знакомым и незнакомым diagnostiki-empatii-i-mлюдям yusupov_9172.htm Баллы и соответствующие им уровни Баллы и соответствующие им уровни 23 личностные Опросник Йовайши // Определение http://testoteka.narod.ru/pr склонностей к of/1/12.html различным сферам профессиональной деятельности. ТСЖО Оценка общего (смысложизненных показателя ориентаций) Д.А. осмысленности Леонтьева // http://dipжизни psi.ru/psikhologicheskiyetesty/post/testsmyslozhiznennykhoriyentatsiy-szho-d-aleontyeva Шварцер Р., Ерусалем Оценка самоМ., Ромек В. Русская эффективности версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. – 1996. - № 7. – С. 71-77 // http://www.romek.ru/ru/n ode/31 Дилеммы Колберга // Уровень моральноhttps://vsetesti.ru/329/ нравственного оценивания 1) сформированность познавательных мотивов и мотивов самообразования в связи с профессиональной перспективой, их избирательность, 2) рефлексия 1) цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, 2) локус контроля, 3) осмысленность действий направленность профессиональных интересов, баллы Шкалы: баллы по шкалам 1) уровень развития мотивов социальных баллы, уровень достижений и социального признания 2) уверенность в эффективности собственных действий конвенциональность / аномность принятии нравственных решений в Уровни развития морального сознания (3) 24 Приложение 2 к Программе мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования Аналитический отчет по результатам социально-психологической адаптации и сформированности УУД обучающихся Общее количество учащихся 10 класса ___________ Обследовано УУД ____ УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Показатель Высокий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Средний уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Низкий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование направленность на непрерывное образование и самообразование жизненное, гражданское и профессиональное самоопределение морально нравственное оценивание самостоятельность планирования и реализации планов адекватность самооценки реализации планов готовность к непрерывному образованию и самообразованию способность управлять своим познанием навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности коммуникативные навыки получения и передачи информации реализация коммуникативных навыков для организации совместной деятельности 25 Общий показатель развития УУД обучающихся _ УУД Высокий уровень (%) класса Средний уровень (%) Низкий уровень (%) Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ « » 2024 г. (дата) . (подпись) (расшифровка) 26 Приложение 3 к Программе мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования Индивидуальный оценочный лист сформированности УУД обучающегося ____ класса . (имя, первая буква фамилии) Личностные направленность на непрерывное образование и самообразование жизненное, гражданское и профессиональное самоопределение морально нравственное оценивание Регулятивные самостоятельность планирования и реализации планов Показатель определил область профессиональных интересов, конкретные образовательные учреждения и способы расширения дальнейшего профессионального образования определил область профессиональных интересов и типы образовательных учреждений определил примерную сферу профессиональных интересов не определил дальнейшую образовательную стратегию последовательно реализует жизненную стратегию, проявляя личную и гражданскую позиции имеет жизненную стратегию, стремится придерживаться личной и гражданской позицию имеет приблизительное представление о дальнейших жизненных целях затрудняется в выборе дальнейших жизненных целей самостоятельно и сознательно, независимо от окружения, реализует моральные нормы, традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, в проблемных публичных ситуациях придерживается традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, следует за ближайшим окружением в принятии моральных решений допускает моральные (правовые) проступки Итого, уровень Балл Результат 4 3 2 1 4 3 2 1 4 3 2 1 Показатель Балл самостоятельно планирует и реализует деятельность на значительный период самостоятельно 4 планирует деятельность на значительный период и распределяет ресурсы, понимает степень влияния окружающих самостоятельно планирует деятельность на значительный период, но иногда отступает от 3 намеченных планов, умеет регулировать влияние окружающих самостоятельно планирует деятельность на значительный период и распределяет ресурсы, понимает 2 Результат 27 адекватность самооценки реализации планов Познавательные готовность к непрерывному образованию и самообразованию способность управлять своим познанием навыки учебноисследовательской и проектной степень влияния окружающих самостоятельно планирует деятельность в соответствии принятой целью, но не умеет определять необходимые ресурсы и выдерживать запланированный график самостоятельно, адекватно оценивает проделанное, достаточно объективно объясняет неудачи самостоятельно, но неадекватно оценивает проделанное, стремится объективно объяснять неудачи склонен переоценивать качество проделанного, неудачи объясняет внешним влиянием без внешнего воздействия не задумывается о качестве реализованного Итого, уровень Показатель самостоятельно целенаправленно избирательно (в соответствии с личными и профессиональными целями) расширяет свое образовательное пространство, рационально сочетая различные формы образования и самообразования (дополнительное, дистанционное и т.д.) самостоятельно расширяет свое образовательное пространство, используя различные формы образования и самообразования (дополнительное, дистанционное и т.д.) планирует стратегию дальнейшего образования, осознает систему мотивов дальнейшей учебной деятельности затрудняется в дальнейших образовательных целях способен самостоятельно разработать и реализовать стратегию подготовки к итоговой аттестации по курсу, сознательно распределяет учебное время и иные ресурсы, умеет организовать дополнительные занятия по дисциплине, используя дополнительное образование, телекоммуникации, электронные учебные материалы способен самостоятельно работать в пределах одной учебной дисциплины, используя консультации учителя, может объективно определить качество знаний и навыков, может объяснить применение тем в практической деятельности способен самостоятельно работать в пределах одной темы (модуля), может объяснить применение темы в практической деятельности способен работать в пределах одной темы (модуля) под контролем преподавателя самостоятельно выполнял проекты и представлял их жюри самостоятельно выбирал темы и разрабатывал план работы, затруднялся в выборе способов получения информации работ 1 4 3 2 1 Балл 4 Результат 3 2 1 4 3 2 1 4 3 28 деятельности Коммуникативные Коммуникативные навыки получения и передачи информации Реализация коммуникативных навыков для организации совместной деятельности самостоятельно выбирал темы, с помощью руководителя разрабатывал план работы и методы получения информации работ самостоятельно выбирал темы проектных и исследовательских работ, но затрудняется в разработке стратегии деятельности Итого, уровень Показатель владеет навыками делового общения, умеет точно выразить свою мысль, в устной и письменной форме, умеет подбирать необходимые в речевой ситуации формы вопросов и уточнений владеет навыками делового общения, но не всегда умеет точно выразить свою мысль в устной и письменной форме, не всегда умеет подбирать необходимые в речевой ситуации формы вопросов и уточнений умеет слушать и слышать, но не всегда может точно выразить свою мысль, затрудняется в выборе формы и способа выражения мысли умеет слушать и слышать, но не всегда может точно выразить свою мысль умеет планировать и организовать совместную деятельность в определенной сфере активно участвует в совместной деятельности, умеет поддерживать отношения сотрудничества участвует в совместной деятельности, умеет поддерживать отношения сотрудничества, но нуждается в ведущем лидере проявляет желание участвовать в совместной деятельности, но нарушает дистанцию общения, создает конфликтные ситуации и т.д. Итого, уровень 2 1 Балл 4 Результат 3 2 1 4 3 2 1 29 № Имя, первая буква фамилии итог Реализация коммуникативных навыков для организации совместной деятельности Познавательные УУД Коммуникативные навыки получения и передачи информации итог навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности способность управлять своим познанием Регулятивные УУД готовность к непрерывному образованию и самообразованию итог адекватность самооценки реализации планов Личностные УУД самостоятельность планирования и реализации планов итог морально нравственное оценивание жизненное, гражданское и профессиональное самоопределение направленность на непрерывное образование и самообразование Приложение 4 к Программе мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования Сводная ведомость уровня сформированности УУД обучающихся ____ класса Коммуникативные УУД Дата 30