Программа ВД Уроки информационной культуры НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
МАОУ «СОШ № 8»

Программа внеурочной деятельности
«Уроки информационной культуры»
направление «общеинтеллектуальное»
начальное общее образование
(1-4 класс)

Составил: Сметанина
Раиса Хамзяновна,
педагог-библиотекарь
МАОУ «СОШ № 8»

2023

Рабочая

программа

внеурочной

информационной культуры»

деятельности

-

«Уроки

является компилятивной, разработана на

основе авторской программы курса Гендиной Н.И. и Косолаповой Е В.
«Основы информационной культуры школьника» (РШБА, 2014) и составлена
с учетом требований Федерального государственного образовательного
стандарта

начального

общего

образования,

утвержденным

Приказом

Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286.
Программа ориентирована на обучающихся 1-4 классов и рассчитана
на 120 занятий (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Познавательные:
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию
для выполнения задания;
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, схемах и т.п.;
- делать выводы в результате совместной работы класса и педагогабиблиотекаря;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, их
поступкам;
- развивать способность к саморазвитию.

1

Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на занятии;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом-библиотекарем плану;
- соотносить выполненное задание с образцом;
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя главное).
Ожидаемые результаты прохождения курса:
По окончании начальной школы учащиеся смогут:
- знать правила пользования библиотекой;
- знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных
носителях (фоно, видео, аудио материалы);
- знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,
аннотация, послесловие);
- уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
- уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее
элементов;
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная);
- уметь пользоваться справочной, научно-популярной литературой,
периодическими изданиями для младших школьников.

2

Содержание программы
Таблица 1
№
п/п

Название темы

Содержание темы

1

2

3
1 класс
Знакомство с
библиотекой, с
правилами поведения в
библиотеке, с
правилами выдачи книг.
Знакомство с
произведениями и
творчеством писателя.
Презентация.
Знакомство с детскими
энциклопедиями.
Знакомство с
произведениями и
творчеством писателя.
Презентация.
История создания
русского алфавита.
Презентация.

Форма
организации
занятия
4

Познавательная
деятельность,
отгадывание
загадок.

Библиотечный
урок

Познавательная
деятельность

Библиотечный
урок
Библиотечный
урок

Познавательная
деятельность
Познавательная
деятельность

Беседа

Познавательная
деятельность,
отгадывание
загадок
Познавательная
деятельность

Весь мир
большой от А до
Я откроет
книжная страна

5-8

Чарушин иллюстратор и
писатель

912
1316

Обзор детских
энциклопедий
Дарит нам стихи
Аким, мы шагаем
вместе с ним

1720

История
Алфавита

2124

Посвящение в
читатели

Игра-испытание для
первоклассников.
Запись в библиотеку.

Игра

2528

Г. Скребицкий
«Весенняя песня»

Чтение сказки Г.
Скребицкого «Весенняя
песня». Презентация.

Громкое чтение

2932

И. Туричин
«Крайний
случай»

Чтение повести-сказки
И. Туричин «Крайний
случай». Презентация.

Громкое чтение

Выбор книги в
библиотеке

3740

«Сказочная
география» С.
Лагерлёф

2 класс
Открытый доступ к Беседа
книжному
фонду:
порядок
расстановки
книг в фонде, полочные
разделители. Книжные
выставки.
Основные
элементы книги.
Библиотечный
Знакомство с
произведениями и
урок
творчеством писателя.
Презентация.
3

5

Библиотечный
урок

1-4

3336

Вид деятельности
обучающегося

Познавательная
деятельность,
обсуждение
сказки
Познавательная
деятельность,
обсуждение
повести-сказки
Познавательная
деятельность,
ответы на
вопросы по теме

Познавательная
деятельность

4144

Твои первые
энциклопедии,
словари и
справочники

4548

4952

Удивительный
мир природы
писателя Г.
Снегирева
Журналы и
газеты для детей

5356

Слава Армии
Российской

5760

Мини-квест
«Сказки
Пушкина»
Интеллектуальная
игра «Умелый
боец везде
молодец»

6164

6568

6972

7376

Справочная литература.
Понятие об
энциклопедиях,
словарях, справочниках.
Структура справочной
литературы: алфавитное
расположение
материала, алфавитные
указатели, предметные
указатели.
Знакомство с
произведениями и
творчеством писателя.
Презентация.
Понятие о
периодической печати.
Газета, журнал:
читательское
назначение,
оформление,
содержание. Детские
газеты и журналы.
Знакомство с войсками
Российской армии.

Беседа

Познавательная
деятельность

Литературный
час

Познавательная
деятельность

Беседа

Познавательная
деятельность

Библиотечный
урок

Познавательная
деятельность

Закрепление знаний
сказок А.С. Пушкина.

Игра

Познавательная
деятельность

Игра

Познавательная
деятельность

Беседа

Познавательная
деятельность,
практическая
работа

Беседа

Познавательная
деятельность,
практическая
работа
Познавательная
деятельность

Прохождение этапов на
знание Российской
армии, военных
профессий и техники.
3 класс
Первые шаги в
Первоначальное
информационный представление об
мир
информации.
Многообразие
информационных
ресурсов.
Традиционные ресурсы:
книги, журналы,
пластинки, диафильмы,
кассеты.
Информационные Сбор информации.
процессы
Обработка.

Справочники

Справочная литература.
Понятие о
справочниках.
Структура справочной
4

Беседа

литературы: алфавитное
расположение
материала, алфавитные
указатели, предметные
указатели.
Закрепление знаний по
теме

Игра

Познавательная
деятельность

Информационны Типы и виды
документов. Библиотека
е ресурсы
и Интернет как
важнейшие источники
информационных
ресурсов общества.
85Поиск
Принципы
88
систематизации
информации
информационных
ресурсов. Библиотечно­
библиографическая
классификация и ее
использование в
библиотеках. Структура
библиотечных фондов.
Принципы расстановки
литературы в фонде.
Полочные разделители.
89Квиз-игра
Закрепление знаний по
92
«Человек и
теме
информация»
4 класс
Знакомство с
День чтения.
93биографией писателя.
96
Громкое чтение
Чтение
книги.
отрывков из
повести В.П.
Крапивина «Брат,
которому семь»
Виды справочной
97Весь мир в
литературы:
100 алфавитном
энциклопедии, словари
порядке
и справочники.
Понятие «книга». Роль
101- Чудо, имя
104 которому - книга книги в истории
человечества.

Беседа

Познавательная
деятельность,
практическая
работа

Библиотечный
урок

Познавательная
деятельность,
практическая
работа

Игра

Познавательная
деятельность

Беседа

Познавательная
деятельность

Беседа

Познавательная
деятельность

Беседа

Древние способы
передачи
информации: сказители,
сигналы, узелковое
письмо, возникновение
алфавита.

Беседа

Познавательная
деятельность,
ответы на
вопросы
викторины
Познавательная
деятельность

7780

Новогодняя
викторина

8184

105108

История
письменности

5

109112

От мечты к
открытию

113116

История
книгопечатания

117120

Своя игра
«Человек
придумал книгу»

Знакомство с русскими
изобретателями И.
Кулибиным и К.
Циолковским
Предпосылки
возникновения
книгопечатания.
Потребность в книге.
Деревянная печатная
форма. История
изобретения бумаги.
Исторический опыт в
использовании печатной
формы. Изобретение
печатного станка
Иоганном
Гуттенбергом.
Закрепление знаний по
теме

Познавательный
час

Познавательная
деятельность

Беседа

Познавательная
деятельность

Библиотечный
урок-игра

Познавательная
деятельность

Тематическое планирование
№ п/п
1.

Название темы
2.

Количество часов
4. Кол-во
3. Кол-во
внеаудиторн
аудиторных
ых часов
часов

Таблица 2
5. Срок
реализации
(дата)

1 класс
1-4

Весь мир большой от А до
Я откроет книжная страна

4

11-15 сентября

5-8

Чарушин - иллюстратор и
писатель

4

1-4 октября

9-12

Обзор детских
энциклопедий

4

13-17 ноября

13-16

Дарит нам стихи Аким, мы
шагаем вместе с ним

4

11-15 декабря

17-20

История Алфавита

4

15-19 января
2024

21-24

Посвящение в читатели

4

12-16 февраля
2024

25-28

Г. Скребицкий «Весенняя
песня»

4

11-15 марта 2024

6

29-32

И. Туричин «Крайний
случай»

22-26 апреля
2024

4

2 класс
33-36

Выбор книги в библиотеке

4

18-22 сентября

37-40

«Сказочная география» С.
Лагерлёф

4

16-20 октября

41-44

Твои первые
энциклопедии, словари и
справочники

4

20-24 ноября

45-48

Удивительный мир
природы писателя Г.
Снегирева

4

18-22 декабря

49-52

Журналы и газеты для
детей

4

22-26 января
2024

53-56

Слава Армии Российской

4

19-22 февраля
2024

57-60

Мини-квест «Сказки
Пушкина»

4

18-22 марта
2024

61-64

Интеллектуальная игра
«Умелый боец везде
молодец»

4

13-17 мая 2024

3 класс
4

25-29 сентября
2023

65-68

Первые шаги в
информационный мир

69-72

Информационные
процессы

4

23-27 октября
2023

73-76

Справочники

4

27 ноября-1
декабря 2023

77-80

Новогодняя викторина

4

22-28 декабря
2023

81-84

Информационные ресурсы

4

29 января - 02
февраля 2024

85-88

Поиск информации

4

26-29 февраля
2024
7

89-92

Квиз-игра «Человек и
информация»

4

8-12 апреля
2024

4 класс
День чтения. Чтение
рассказов В.П. Крапивина
«Брат, которому семь»
Весь мир в алфавитном
порядке

4

02-06 октября
2023

4

06-10 ноября
2023

101-104

Чудо, имя которому книга

4

14-08 декабря
2023

105-108

История письменности

4

10-12 января
2024

109-112

От мечты к открытию

4

05-09 февраля
2024

113-116

История книгопечатания

4

04-07 марта
2024

117-120

Своя игра «Человек
придумал книгу»

4

15-19 апреля
2024

93-96

97-100

Всего

120

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».