Факультативный курс Секреты русской орфографии 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел. (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ
№ 8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна,
SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.20 10:51:48+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ «СОШ № 8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ № 8»
от 28.06.2017 г. № 76/д

Программа факультативного курса
«Секреты» орфографии»
основное общее образование- 7 класс
(в соответствии с ФГОС ООО)

Рабочая программа факультативного курса
по русскому языку для 7 класса
« Секреты орфографии»
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный курс позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть
богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс
непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет
восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости
учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую
индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над
ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся
самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема
данной программы является актуальной.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных
учреждений и учебника «Русский язык» под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.- 4-е изд.М.: Просвещение, 2017;
Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка,
которые определены стандартом

Курс по русскому языку «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает
теоретические сведения, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических
сведений.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи
учащихся, обогащение словарного запаса.






Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия
русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки
учащихся.
Планируемые результаты

Личностные результаты
 любовь к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к изучению языка;
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств
личности;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:






самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
 владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные
знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
 коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты
 представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;








усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
опознавание и анализ основных единиц языка;
проведение различных видов анализа слова
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
Содержание курса
Содержание данной программы составляет два круга вопросов:
1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по
русскому языку;
2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка.
Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется
новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как
функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и
самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы.
Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и
словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие
сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.

Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
 изучение теоретического материала по фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии;
 анализ текстов разных стилей;
 написание сочинений разных жанров, выполнение творческих заданий и тестов.
 углубление знаний по орфографии русского языка.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
 - находить в словах изученные орфограммы;
 - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
 - находить и исправлять орфографические ошибки;
 - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах,
дополнительные задания, выполнение творческих заданий разных видов, работа по карточкам, объяснение учителя,
создание проблемной ситуации, работа с таблицами, схемами, алгоритмами, создание таблиц, схем, алгоритмов,
обсуждение, диалог, различные виды грамматического разбора, написание и редактирование орфографических
диктантов, самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный
материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов с нахождением разных видов
орфограмм; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и
составленным самостоятельно

Тематическое планирование курса
«Секреты орфографии»
№

Тема

Содержание занятия

Количест
во часов
1

1.

Возникновение письменности

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние
письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут
фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

2.

Орфография как раздел науки о языке.
Основные принципы русской
орфографии.

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные»
правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»!
«Нефонемное» правило.

1

3.

Фонемы.

1

4.

Основные правила правописания
гласных и согласных букв в корне,
суффиксе и окончании слов.

Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых
непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова:
звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И,
А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих
в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и
окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

5.

Словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление
словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным
словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых
ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

1

6.

Орфографический словарь.

Работа со словарем.

1

1

7.

Проверь себя. Тест №1.

8.

Опасные согласные.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление
опасных мест при письме.

1

9.

Звонкие и глухие согласные.

Различение звонких и глухих согласных. Тренировочные упражнения.

1

10.

Правописание Ь знака.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление
буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и
частицах. Отсутствие буквы Ь на конце кратких прилагательных с
основой на шипящую.

1

Слитное, раздельное, дефисное
написание слов.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание
сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное,
дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и
дефисное написание частиц со словами.

3

14,
15,
16.
17,
18

Правописание НЕ с разными частями
речи

Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание
приставки НЕДО- со словами.

3

Правописание Н и НН в суффиксах
прилагательных,
причастий,
наречий, существительных.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий
отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна
и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях
на – О (-Е).

2

19

Способы образования сложных слов.

Способы образования сложных слов.

1

20

Решение орфографических задач.

1

21

Проверь себя. Тест №2.

1

22

История образования и написания
числительных.

11,
12,
13.

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

1

23

Правописание местоимений

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом

1

24

Орфографические головоломки.

Работа по карточкам

1

25

Классификация приставок, их
правописание.

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие;
приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным
написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.
Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Буквы З и С на конце приставок.

1

26

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

1

2728

Правописание корней с
чередующимися гласными.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-,
-раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными,
зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание
корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (ровн-, -плов-, -мок-).

2

29

Проверь себя. Тест №3.

30

Правописание личных окончаний
глагола.

Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание
суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1

31

Правописание падежных окончаний
существительных.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.

1

32

Правописание суффиксов
самостоятельных частей речи.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1

33

Комплексный анализ текста.

Работа с текстом.

1

1

34

Значение орфографии в русском языке.

Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение.
Редактирование работ в соответствии с требованиями ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение программы.
1.Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс»/И.В. Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс
Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс
Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.

1

Образовательные электронные ресурсы
1.

http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари
он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой.
Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

2.

http://www.gramma.ru / - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам.

3.

http://www.school.edu.ru / -Российский образовательный портал

4.

http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября»

5.

http://all.edu.ru / - Все образование Интернета

6.

http://fipi.ru / Открытый банк заданий ОГЭ, демоверсии

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».