Факультативный курс Секреты русской орфографии 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел. (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ
№ 8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна,
SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.20 10:51:48+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ «СОШ № 8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ № 8»
от 28.06.2017 г. № 76/д

Программа факультативного курса
«Секреты» орфографии»
основное общее образование- 7 класс
(в соответствии с ФГОС ООО)

Рабочая программа факультативного курса
по русскому языку для 7 класса
« Секреты орфографии»
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный курс позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть
богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс
непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет
восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости
учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую
индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над
ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся
самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема
данной программы является актуальной.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных
учреждений и учебника «Русский язык» под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.- 4-е изд.М.: Просвещение, 2017;
Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка,
которые определены стандартом

Курс по русскому языку «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает
теоретические сведения, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических
сведений.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи
учащихся, обогащение словарного запаса.






Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия
русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки
учащихся.
Планируемые результаты

Личностные результаты
 любовь к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к изучению языка;
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств
личности;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:






самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
 владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные
знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
 коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты
 представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;








усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
опознавание и анализ основных единиц языка;
проведение различных видов анализа слова
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
Содержание курса
Содержание данной программы составляет два круга вопросов:
1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по
русскому языку;
2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка.
Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется
новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как
функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и
самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы.
Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и
словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие
сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.

Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
 изучение теоретического материала по фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии;
 анализ текстов разных стилей;
 написание сочинений разных жанров, выполнение творческих заданий и тестов.
 углубление знаний по орфографии русского языка.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
 - находить в словах изученные орфограммы;
 - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
 - находить и исправлять орфографические ошибки;
 - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах,
дополнительные задания, выполнение творческих заданий разных видов, работа по карточкам, объяснение учителя,
создание проблемной ситуации, работа с таблицами, схемами, алгоритмами, создание таблиц, схем, алгоритмов,
обсуждение, диалог, различные виды грамматического разбора, написание и редактирование орфографических
диктантов, самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный
материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов с нахождением разных видов
орфограмм; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и
составленным самостоятельно

Тематическое планирование курса
«Секреты орфографии»
№

Тема

Содержание занятия

Количест
во часов
1

1.

Возникновение письменности

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние
письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут
фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

2.

Орфография как раздел науки о языке.
Основные принципы русской
орфографии.

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные»
правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»!
«Нефонемное» правило.

1

3.

Фонемы.

1

4.

Основные правила правописания
гласных и согласных букв в корне,
суффиксе и окончании слов.

Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых
непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова:
звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И,
А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих
в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и
окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

5.

Словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление
словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным
словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых
ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

1

6.

Орфографический словарь.

Работа со словарем.

1

1

7.

Проверь себя. Тест №1.

8.

Опасные согласные.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление
опасных мест при письме.

1

9.

Звонкие и глухие согласные.

Различение звонких и глухих согласных. Тренировочные упражнения.

1

10.

Правописание Ь знака.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление
буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и
частицах. Отсутствие буквы Ь на конце кратких прилагательных с
основой на шипящую.

1

Слитное, раздельное, дефисное
написание слов.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание
сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное,
дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и
дефисное написание частиц со словами.

3

14,
15,
16.
17,
18

Правописание НЕ с разными частями
речи

Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание
приставки НЕДО- со словами.

3

Правописание Н и НН в суффиксах
прилагательных,
причастий,
наречий, существительных.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий
отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна
и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях
на – О (-Е).

2

19

Способы образования сложных слов.

Способы образования сложных слов.

1

20

Решение орфографических задач.

1

21

Проверь себя. Тест №2.

1

22

История образования и написания
числительных.

11,
12,
13.

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

1

23

Правописание местоимений

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом

1

24

Орфографические головоломки.

Работа по карточкам

1

25

Классификация приставок, их
правописание.

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие;
приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным
написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.
Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Буквы З и С на конце приставок.

1

26

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

1

2728

Правописание корней с
чередующимися гласными.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-,
-раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными,
зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание
корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (ровн-, -плов-, -мок-).

2

29

Проверь себя. Тест №3.

30

Правописание личных окончаний
глагола.

Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание
суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1

31

Правописание падежных окончаний
существительных.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.

1

32

Правописание суффиксов
самостоятельных частей речи.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1

33

Комплексный анализ текста.

Работа с текстом.

1

1

34

Значение орфографии в русском языке.

Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение.
Редактирование работ в соответствии с требованиями ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение программы.
1.Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс»/И.В. Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс
Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс
Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.

1

Образовательные электронные ресурсы
1.

http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари
он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой.
Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

2.

http://www.gramma.ru / - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам.

3.

http://www.school.edu.ru / -Российский образовательный портал

4.

http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября»

5.

http://all.edu.ru / - Все образование Интернета

6.

http://fipi.ru / Открытый банк заданий ОГЭ, демоверсии

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».