Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8») Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7, Подписан: МАОУ «СОШ № 8» тел. (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru DN: SNILS=02664306744, МАОУ «СОШ № 8» OGRN=1036600050013, INN=006602005247, E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66 Свердловская область, L=Буланаш, O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ «СОШ № 8», STREET="ул. Комсомольская, д. 7", T=Директор, G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева Местоположение: место подписания Дата: 2021.01.19 14:43:46+05'00' Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ № 8», утвержденной Приказом директора МАОУ «СОШ № 8» от 28.06.2017 г № 76/д Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы» основное общее образование (в соответствии с ФГОС ООО) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные: − воспитание патриотизма, знание истории, языка, культуры своего народа; − формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; − формирование мировоззрения; − формирование доброжелательного отношения к другому человеку; способности вести диалог с другими людьми; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные: − умение определять цели своего обучения, формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; − умение самостоятельно планировать пути достижения целей; − умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; − умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; − смысловое чтение; − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; − умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; − формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Предметные: − владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; − владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; − владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; 2 − адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; − участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; − создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; − анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; − использовать знание алфавита при поиске информации; − различать значимые и незначимые единицы языка; − проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; − классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; − членить слова на слоги и правильно их переносить; − определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; − опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; − проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; − проводить лексический анализ слова; − опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); − опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; − проводить морфологический анализ слова; − применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; − опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); − анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; − находить грамматическую основу предложения; − распознавать главные и второстепенные члены предложения; − опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; − проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; − соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; − опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; − опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; − использовать орфографические словари. 3 4 СОДЕРЖАНИЕ Общие сведения о языке. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты. Речь. Речевая деятельность. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста. Специфика художественного текста. Анализ текста. Основные разделы науки о языке. Фонетика, орфоэпия и графика. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Орфоэпия как раздел лингвистики. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Лексикология и фразеология Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Понятие об этимологии. Морфемика и словообразование Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Морфология Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфография. Соблюдение основных орфографических норм. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название разделов/темы Общие сведения о языке. В гостях у словарей Речь. Речевая деятельность По реке творческих способностей. Анализ текста Анализ текста Основные разделы науки о языке. Фонетика, орфоэпия и графика Количество часов 2 2 2 Фонетическая транскрипция Говорим правильно Лексикология и фразеология. Про омонимы Работаем с паронимами «И мы не лыком шиты... Собаку съели...». Работаем с фразеологизмами Источники фразеологизмов Конструирование текста с использованием фразеологизмов Клуб любителей русского языка. Растения и животные во фразеологизмах «Не ударить в грязь лицом». Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» Афоризмы, афоризмы, афоризмы... Запоминаем словарные слова «Чтобы дров не наломать». Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» «С олимпийским спокойствием» готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» Коллекция заданий для тёртых калачей Решаем олимпиадные задачки Морфемика и словообразование. 16 3 Поговорим о морфемике и словообразовании Морфология и орфография. В гостях у частей речи Трудные случаи написания слов разных частей речи 5 Игра «С миру по нитке» Синтаксис и пунктуация. «Чтобы лодыря не гонять...». Повторяем синтаксис и пунктуацию 4 Не пуская пыль в глаза, подведём итоги. Заключительный аккорд Итого 34 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер занятия Название темы занятия Элементы минимального содержания учебного материала Общие сведения о языке 1-2 В гостях у словарей. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Составление словарной статьи. Выдающиеся отечественные лингвисты. Речь. Речевая деятельность 3 4 5 6 По реке творческих способностей. Анализ текста. Текст как продукт речевой деятельности. Формальносмысловое единство и его коммуникативная направленность текста. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Специфика художественного текста. Анализ текста. Анализ текста. Основные разделы науки о языке. Фонетика, орфоэпия и графика Фонетическая Основные разделы науки о языке. транскрипция. Фонетика, орфоэпия и графика. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Говорим правильно. Орфоэпия как раздел лингвистики. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Лексикология и фразеология 7 8 9 10 11 Про омонимы. Работаем с паронимами. «И мы не лыком шиты... Собаку съели...». Работаем с фразеологизмами Лексикология. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Выделение фразеологизмов в речи. Фразеологизмысинонимы. Фразеологизмы-антонимы. Источники фразеологизмов Источники фразеологизмов. Библейские, античные, исконно русские фразеологизмы. Конструирование текста с использованием фразеологизмов. Конструирование текста с использованием Конструирование текста с использованием фразеологизмов. 7 фразеологизмов 12 Клуб любителей русского языка. Растения и животные во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак». Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козы барабанщик», «показать, где раки зимуют», «мышиная возня», «три кита», «ход конем», «газетная утка», «валаамова ослица» Значение и происхождение фразеологизма «не ударить в грязь лицом». Решение головоломок 13 «Не ударить в грязь лицом». Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» 14 Афоризмы, афоризмы, афоризмы... Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Сочинение-рассуждение 15 Запоминаем словарные слова Игры со словарными словами. Понятие об этимологии. 16 «Чтобы дров не наломать». Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» «С олимпийским спокойствием» готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» Значение и происхождение фразеологизма «чтобы дров не наломать…». Решение головоломок Коллекция заданий для тёртых калачей Решаем олимпиадные задачки Значение и происхождение фразеологизма «тёртый калач». Решение олимпиадных заданий. Решение олимпиадных заданий. 17 18-19 20-22 Значение и происхождение фразеологизма «олимпийское спокойствие». Решение головоломок Морфемика и словообразование 23-25 Поговорим о морфемике и словообразовании Морфемика и словообразование Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Морфология и орфография 26-27 В гостях у частей речи Морфология. Части речи как лексико-грамматические 8 разряды слов. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Орфография. Соблюдение основных орфографических норм. Не со словами разных частей речи. Гласные о и е после шипящих. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание слов. Правописание гласных в суффиксах глагола. 28-29 Трудные случаи написания слов разных частей речи 30 Игра «С миру по нитке» 31-32 «Чтобы лодыря не гонять...». Повторяем синтаксис и пунктуацию Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм. 33-34 Не пуская пыль в глаза, подведём итоги. Заключительный аккорд Значение фразеологизмов «пускать пыль в глаза», «заключительный аккорд» Синтаксис и пунктуация 9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: книга для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. 2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных способностей. - М.: РОСТ, 2012. 3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: РОСТ, 2012. 4. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. - М.: РОСТ, 2013. 5. Русский язык. 5-9 класс: современные диктанты. /Авт.-сост. О.А.Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2012. 6. Штоль А.А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. – Новосибирск: Норматика, 2014. Образовательные электронные ресурсы 1. http://all.edu.ru / - Все образование Интернета. 2. http://fipi.ru / - Открытый банк заданий, демоверсии 3. http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября». 4. http://www.gramma.ru / - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. 5. http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. 6. http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/ - Фразеологический словарь. 7. http://www.rm.kirov.ru/ - задания конкурса «Русский медвежонок». 8. http://www.school.edu.ru / - Российский образовательный портал. 10 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)