Факультатив Умники и умницы ФГОС ООО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
тел. (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru
DN: SNILS=02664306744,

МАОУ
«СОШ
№ 8»

OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна,
SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.19 14:43:46+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ № 8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ № 8»
от 28.06.2017 г № 76/д

Рабочая программа факультативного курса
«Умники и умницы»
основное общее образование
(в соответствии с ФГОС ООО)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные:
− воспитание патриотизма, знание истории, языка, культуры своего народа;
− формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
− формирование мировоззрения;
− формирование доброжелательного отношения к другому человеку; способности вести
диалог с другими людьми;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

− умение определять цели своего обучения, формулировать для себя задачи, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
− умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
− умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
− смысловое чтение;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
Предметные:
− владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
− владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
− владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
2

− адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
− участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета;
− создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
− анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
− использовать знание алфавита при поиске информации;
− различать значимые и незначимые единицы языка;
− проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
− классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
− членить слова на слоги и правильно их переносить;
− определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
− опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный
состав;
− проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
− проводить лексический анализ слова;
− опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
− опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
− проводить морфологический анализ слова;
− применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
− опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
− анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
− находить грамматическую основу предложения;
− распознавать главные и второстепенные члены предложения;
− опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
− проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
− соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
− опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
− опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
− использовать орфографические словари.
3

4

СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о языке. Основные лингвистические словари. Работа со словарной
статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевая деятельность.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста. Специфика художественного текста. Анализ
текста.
Основные разделы науки о языке.
Фонетика, орфоэпия и графика.
Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм.
Лексикология и фразеология
Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Понятие об
этимологии.
Морфемика и словообразование
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка.
Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в
практике правописания.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского
литературного языка. Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Сложные
предложения. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Основные
синтаксические нормы современного русского литературного языка. Применение
знаний по синтаксису в практике правописания.
Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфография. Соблюдение основных орфографических норм.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов/темы

Общие сведения о языке.
В гостях у словарей

Речь. Речевая деятельность
По реке творческих способностей. Анализ текста
Анализ текста

Основные разделы науки о языке.
Фонетика, орфоэпия и графика

Количество
часов

2
2

2

Фонетическая транскрипция
Говорим правильно

Лексикология и фразеология.
Про омонимы
Работаем с паронимами
«И мы не лыком шиты... Собаку съели...». Работаем с фразеологизмами
Источники фразеологизмов
Конструирование текста с использованием фразеологизмов
Клуб любителей русского языка. Растения и животные во фразеологизмах
«Не ударить в грязь лицом». Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
Афоризмы, афоризмы, афоризмы...
Запоминаем словарные слова
«Чтобы дров не наломать». Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
«С олимпийским спокойствием» готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
Коллекция заданий для тёртых калачей
Решаем олимпиадные задачки

Морфемика и словообразование.

16

3

Поговорим о морфемике и словообразовании

Морфология и орфография.
В гостях у частей речи
Трудные случаи написания слов разных частей речи

5

Игра «С миру по нитке»

Синтаксис и пунктуация.
«Чтобы лодыря не гонять...». Повторяем синтаксис и пунктуацию

4

Не пуская пыль в глаза, подведём итоги. Заключительный аккорд

Итого

34

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
занятия

Название темы
занятия

Элементы минимального содержания учебного
материала
Общие сведения о языке

1-2

В гостях у словарей.

Основные лингвистические словари. Работа со
словарной статьей. Составление словарной
статьи. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевая деятельность
3

4

5

6

По реке творческих
способностей. Анализ
текста.

Текст как продукт речевой деятельности. Формальносмысловое
единство
и
его
коммуникативная
направленность текста.
Функционально-смысловые
типы
текста
(повествование, описание, рассуждение). Специфика
художественного текста. Анализ текста.

Анализ текста.

Основные разделы науки о языке. Фонетика, орфоэпия и графика
Фонетическая
Основные разделы науки о языке.
транскрипция.
Фонетика, орфоэпия и графика. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Говорим правильно.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Оценка собственной
и чужой речи с точки зрения орфоэпических
норм.

Лексикология и фразеология
7
8
9

10

11

Про омонимы.
Работаем с паронимами.
«И мы не лыком шиты...
Собаку съели...».
Работаем с
фразеологизмами

Лексикология. Омонимы.
Паронимы.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как
средства выразительности речи.
Выделение фразеологизмов в речи. Фразеологизмысинонимы. Фразеологизмы-антонимы.

Источники
фразеологизмов

Источники фразеологизмов. Библейские, античные,
исконно русские фразеологизмы.
Конструирование текста с использованием
фразеологизмов.

Конструирование текста
с использованием

Конструирование текста с использованием
фразеологизмов.
7

фразеологизмов
12

Клуб любителей
русского языка. Растения
и животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «манна
небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от
пшеницы», «дело табак».
Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной
козы барабанщик», «показать, где раки зимуют»,
«мышиная возня», «три кита», «ход конем», «газетная
утка», «валаамова ослица»
Значение и происхождение фразеологизма «не ударить в
грязь лицом». Решение головоломок

13

«Не ударить в грязь
лицом».
Готовимся к
конкурсу
«Русский
медвежонок»

14

Афоризмы, афоризмы,
афоризмы...

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Сочинение-рассуждение

15

Запоминаем словарные
слова

Игры со словарными словами. Понятие об этимологии.

16

«Чтобы дров не
наломать». Готовимся к
конкурсу «Русский
медвежонок»
«С олимпийским спокойствием» готовимся к
конкурсу «Русский
медвежонок»

Значение и происхождение фразеологизма «чтобы дров
не наломать…». Решение головоломок

Коллекция заданий для
тёртых калачей
Решаем олимпиадные
задачки

Значение и происхождение фразеологизма «тёртый
калач». Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий.

17

18-19
20-22

Значение и происхождение фразеологизма
«олимпийское спокойствие». Решение головоломок

Морфемика и словообразование
23-25

Поговорим о морфемике
и словообразовании

Морфемика и словообразование
Словообразующие и формообразующие морфемы.
Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ
слова. Способы образования слов (морфологические и
неморфологические). Производящая и производная
основы, Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный
анализ слова. Словообразовательная цепочка.
Словообразовательное гнездо. Применение знаний по
морфемике и словообразованию в практике
правописания.

Морфология и орфография
26-27

В гостях у частей речи

Морфология. Части речи как лексико-грамматические
8

разряды слов. Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи. Основные
морфологические
нормы
русского
литературного языка. Применение знаний по
морфологии в практике правописания.
Орфография. Соблюдение основных орфографических
норм. Не со словами разных частей речи. Гласные
о и е после шипящих. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных. Различение на письме суффиксов
прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание
слов. Правописание гласных в суффиксах глагола.

28-29

Трудные случаи
написания слов разных
частей речи

30

Игра «С миру по нитке»

31-32

«Чтобы лодыря не
гонять...». Повторяем
синтаксис и пунктуацию

Синтаксис. Грамматическая основа предложения.
Главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Типы сказуемого. Предложения
простые и сложные. Сложные предложения.
Типы сложных предложений. Способы передачи
чужой речи. Синтаксический анализ простого и
сложного
предложения.
Основные
синтаксические нормы современного русского
литературного языка. Применение знаний по
синтаксису
в
практике
правописания.
Пунктуация.
Соблюдение
основных
пунктуационных норм.

33-34

Не пуская пыль в глаза,
подведём итоги.
Заключительный
аккорд

Значение фразеологизмов «пускать пыль в глаза»,
«заключительный аккорд»

Синтаксис и пунктуация

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: книга для учителя / Г. А.
Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных
способностей. - М.: РОСТ, 2012.
3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.:
РОСТ, 2012.
4. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных
способностей. - М.: РОСТ, 2013.
5. Русский язык. 5-9 класс: современные диктанты. /Авт.-сост. О.А.Дюжева. – Волгоград:
Учитель, 2012.
6. Штоль А.А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. – Новосибирск:
Норматика, 2014.
Образовательные электронные ресурсы
1. http://all.edu.ru / - Все образование Интернета.
2. http://fipi.ru / - Открытый банк заданий, демоверсии
3. http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября».
4. http://www.gramma.ru / - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
5. http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочно-информационного
портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро.
6. http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/ - Фразеологический словарь.
7. http://www.rm.kirov.ru/ - задания конкурса «Русский медвежонок».
8. http://www.school.edu.ru / - Российский образовательный портал.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».