Аннотация РП химия 10-11 (1)

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Химия»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в
современной цивилизации, в создании новой базы материальной культуры.
Она вносит свой вклад в формирование рационального научного мышления, в
создание целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы и человека, которое формируется в химии на основе понимания
вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между
строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала
неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым условием успешного
труда и жизни каждого члена общества. Современная химия как наука
созидательная, как наука высоких технологий направлена на решение
глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой, экологической безопасности и охраны здоровья.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего
образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень
изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку
обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих
ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения
образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система
знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и
органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия
веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» сформирована в программе по химии на основе
системного подхода к изучению учебного материала и обусловлена
исторически обоснованным
развитием знаний на определённых
теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества
рассматриваются на уровне классической теории строения органических
соединений, а также на уровне стереохимических и электронных
представлений о строении веществ. Сведения об изучаемых в курсе веществах
даются в развитии – от углеводородов до сложных биологически активных
соединений. В курсе органической химии получают развитие
сформированные на уровне основного общего образования первоначальные

представления о химической связи, классификационных признаках веществ,
зависимости свойств веществ от их строения, о химической реакции.
Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня
рассматривается изученный на уровне основного общего образования
теоретический материал и фактологические сведения о веществах и
химической реакции. Так, в частности, в курсе «Общая и неорганическая
химия» обучающимся предоставляется возможность осознать значение
периодического закона с общетеоретических и методологических позиций,
глубже понять историческое изменение функций этого закона – от
обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении,
свойствах и применении, а также о химических реакциях, их сущности и
закономерностях протекания дополняется в курсах 10 и 11 классов элементами
содержания, имеющими культурологический и прикладной характер. Эти
знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с другими науками,
раскрывают её роль в познавательной и практической деятельности человека,
способствуют воспитанию уважения к процессу творчества в области теории
и практических приложений химии, помогают выпускнику ориентироваться в
общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией,
критически осмысливать информацию и применять её для пополнения знаний,
решения интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач. В
целом содержание учебного предмета «Химия» данного уровня изучения
ориентировано на формирование у обучающихся мировоззренческой основы
для понимания философских идей, таких как: материальное единство
неорганического и органического мира, обусловленность свойств веществ их
составом и строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента
и решения противоречий между новыми фактами и теоретическими
предпосылками, осознание роли химии в решении экологических проблем, а
также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья, создания новых
технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации
обучающихся принятые программой по химии подходы к определению
содержания и построения предмета предусматривают формирование
универсальных учебных действий, имеющих базовое значение для различных
видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки
информации, необходимых для приобретения опыта практической и
исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании
химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего
образования, так и на уровне среднего общего образования, при определении
содержательной характеристики целей изучения предмета направлением

первостепенной значимости традиционно признаётся формирование основ
химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. С
методической точки зрения такой подход к определению целей изучения
предмета является вполне оправданным.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета
«Химия» на базовом уровне (10 –11 кл.) являются:
 формирование
системы химических знаний как важнейшей
составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой
лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии,
освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных
обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их
развития и становления;
 формирование и развитие представлений о научных методах познания
веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений
ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих
место в природе, в практической и повседневной жизни;
 развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами.
Наряду с этим, содержательная характеристика целей и задач изучения
предмета в программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии с
новыми приоритетами в системе среднего общего образования. Сегодня в
преподавании химии в большей степени отдаётся предпочтение практической
компоненте содержания обучения, ориентированной на подготовку
выпускника общеобразовательной организации, владеющего не набором
знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и умениями
активного получения знаний и применения их в реальной жизни для решения
практических задач.
В связи с этим при изучении предмета «Химия» доминирующее значение
приобретают такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование
интеллектуально
развитой
личности,
готовой
к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,

необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает важное
место в познании химии, а также для оценки с позиций экологической
безопасности характера влияния веществ и химических процессов на организм
человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые
знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать
современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и
научно-популярной информации химического содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического
мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно
необходимы, в частности, при планировании и проведении химического
эксперимента;
воспитание
у
обучающихся
убеждённости
в
гуманистической
направленности химии, её важной роли в решении глобальных проблем
рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и
сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного
отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта
использования полученных знаний для принятия грамотных решений в
ситуациях, связанных с химическими явлениями
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия»
базового уровня входит в состав предметной области «Естественно-научные
предметы».
Общее число часов, отведённых для изучения химии, на базовом уровне
среднего общего образования, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».