Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8») МАОУ «СОШ № 8» Подписан: МАОУАртемовский «СОШ № 8» Свердловская область район п. Буланаш ул. Комсомольская 7, DN: SNILS=02664306744, OGRN=1036600050013, INN=006602005247, E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66 Свердловская область, L=Буланаш, O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ «СОШ № 8», STREET="ул. Комсомольская, д. 7", T=Директор, G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева Местоположение: место подписания Дата: 2021.01.19 14:43:18+05'00' тел . (343 63) 55-0-64e-mail: school8.07@ list.ru Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом директора МАОУ «СОШ №8» от 28.06.2017 г № 76/д Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» основное общее образование (в соответствии с ФГОС ООО) Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития ребёнка. «Человек. Деятельность человека» Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; • приводить примеры основных видов деятельности человека; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: • • • • • • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. «Общество» Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; • • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы. «Социальные нормы» Выпускник научится: • • • • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; • характеризовать специфику норм права; • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; • раскрывать сущность процесса социализации личности; • объяснять причины отклоняющегося поведения; • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни. 3 «Сфера духовной культуры» Выпускник научится: • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; • описывать явления духовной культуры; • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; • оценивать роль образования в современном обществе; • различать уровни общего образования в России; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • • • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • раскрывать роль религии в современном обществе; • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: • • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. «Социальная сфера» Выпускник научится: • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; • выделять параметры, определяющие социальный статус личности; • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; • описывать основные социальные роли подростка; • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; • характеризовать межнациональные отношения в современном мире; • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; • раскрывать основные роли членов семьи; 4 • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; • выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности • жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. «Политическая сфера жизни общества» Выпускник научится: • объяснять роль политики в жизни общества; • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; • давать характеристику формам государственно-территориального устройства; • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. «Гражданин и государство» 5 Выпускник научится: • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; • раскрывать достижения российского народа; • • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; • характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. • «Основы российского законодательства» Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки • • • • • • правонарушения, проступка, преступления; • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; 6 • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. «Экономика» Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов • • экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; • • • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; • называть и конкретизировать примерами виды налогов; • характеризовать функции денег и их роль в экономике; • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; 7 • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; • • • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Содержание учебного предмета Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. 8 Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция – социально опасное явление. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного поведения. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как 9 форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. 10 Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского 11 обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений. 12 Учебный предмет «Обществознание» в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы: Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат Политика и право Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. способность выявлять признаки коррупционного поведения; - осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений); - осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера). Общество Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция - социально опасное явление. - способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений; - способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц; - способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции; - способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях. Человек; Человек в системе общественных отношений Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры основа свободы личности. Мотивы коррупционного поведения. - способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; - понимание значимости правовых явлений для личности; - способность к развитию правосознания на основе полученных знаний; - приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности; способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов. 13 Экономика Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений. - приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений. Право Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики; - приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках; - способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции; - приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; - способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества. Политика как общественное явление Политические гарантии - способность определять роль политических защиты от коррупции: институтов в системе противодействия многопартийность, коррупции. разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. В рамках учебного предмета «Экономика» обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы: Раздел курса Дидактические единицы Основные проблемы экономики России Коррупция - фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики от коррупции. Образовательный результат - способность оценить влияние коррупции на распределение и расходование государственных средств и ресурсов; - способность оценить коррупцию как фактор снижения экономического роста, инвестиций, предпринимательской активности, общего благосостояния граждан. 14 В рамках учебного предмета «Право» обеспечивается владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности, сформированность основ правового мышления. Представляется необходимым при осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины обеспечить включение отдельного комплексного раздела о противодействии коррупции: Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат Основы противодейс твия коррупции Понятие коррупции. Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции. Выявление и расследование коррупционных преступлений. Государственная политика в сфере противодействия коррупции. способность правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества; - способность охарактеризовать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции; - знание основных направлений и принципов противодействия коррупции; - знание основных мер по профилактике коррупции; - способность выявить признаки основных коррупционных правонарушений; - знание об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции. 15 Тематическое планирование 6 класс (34 часа) № Разделы Кол-во п/п часов 1 Введение 1 2 Человек в социальном измерении 11 3 Человек среди людей 10 4 Нравственные основы жизни 7 5 Итоговое повторение 3 6 Резерв 2 Всего 34 7 класс (34 часа) № Разделы Кол-во п/п часов 1 Введение 1 2 Регулирование поведения в обществе 15 3 Человек в экономических отношениях 12 4 Человек и природа 3 5 Итоговое повторение 1 6 Резерв 2 Всего 34 8 класс (34 часа) № Разделы Кол-во п/п часов 1 Введение 1 2 Личность и общество 6 3 Сфера духовной культуры 7 16 4 Социальная сфера 5 5 Экономика 12 6 Итоговое повторение 1 7 Резерв 2 Всего 34 9 класс (34 часа) № Разделы Кол-во п/п часов 1 Введение 1 2 Политика 10 3 Право 20 4 Итоговое повторение 1 Резерв 2 Всего 34 5 Поурочное планирование – 6 класс № п/п Тема урока Количество часов, 17 отведённых на изучение темы 1 Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в курсе обществознания в 5 классе 1 2 Индивид, индивидуальность, личность. 1 3 Сильная личность 1 4 Познание человеком мира и самого себя. 1 5 Способности человека. Практическое занятие. Учимся узнавать и оценивать себя. 1 6 Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности: игра, труд, учение. 1 7 Практическое занятие. Учимся правильно организовывать свою деятельность. 1 8 Способности и потребности человека. 1 9 Особые потребности людей с ограниченными возможностями. 10 Слагаемые жизненного успеха 1 11 Выбор профессии и жизненного пути 1 12 Практикум по теме «Человек в социальном измерении» 1 13 Межличностные отношения. Виды межличностных отношений 1 14 Социальные общности и группы. 1 15 Лидерство. 1 16 Практическое занятие. Учимся взаимодействовать с окружающей средой. 1 17 Практическое занятие. Учимся совместно всей группой делать полезные дела. 1 18 Что такое общение? Виды общения. 1 19 Особенности общения. Практическое занятие. Учимся общаться. 1 20 Межличностные конфликты и способы их разрешения. 1 21 Правила поведения в межличностных конфликтах 1 22 Практикум по теме «Человек среди людей» 1 23 Добро и зло. Кого называют добрым? 1 18 24 Мораль, ее основные принципы. 1 25 Что такое страх? Что значит быть смелым? 1 26 Практическое занятие. Учимся побеждать страх. 1 27 Гуманизм и его особенности. 1 28 Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. 1 29 Практикум по теме «Нравственные основы жизни» 1 30, 31, 32 Итоговое повторение изученного обществознания 6 класса 33-34 Резерв материала в курсе 3 2 Поурочное планирование – 7 класс № п/п Тема урока Количество часов, отведённых на изучение темы 1 Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в курсе обществознания в 6 классе 1 2 Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. 1 3 Правила этикета и хорошие манеры. 1 4 Практическое занятие. Учимся общаться в Интернете. 1 5 Право, его роль в жизни человека, общества и государства. 1 6 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. 1 7 Почему важно соблюдать законы? 1 8 Практическое занятие. Учимся читать и уважать законы. 1 9 Защита Отечества. Долг и обязанность. 1 10 Военная служба в Российской Федерации. 1 11 Для чего нужна самовоспитание. дисциплина? Дисциплина, воля и 1 19 12 Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 1 13 Судебная система Российской Федерации. 1 14 Правоохранительные органы. 1 15 Практическое занятие. Учимся защищать свои права. 1 16 Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» 1 17 Понятие экономики. 18 Натуральное потребители. 19 Мастерство работника. 1 20 Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. 1 и 1 товарное основа экономики. Производители Издержки, и 1 21 Производство прибыль. выручка, 1 22 Практическое занятие. Учимся прогнозировать успешность своего дела. 1 23 Что такое бизнес? Виды бизнеса. 1 24 Формы бизнеса. Практикум – как создать свой бизнес. 1 25 Обмен, торговля, реклама 1 26 Деньги и их функции. 1 27 Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. 1 28 Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» 1 29 Взаимосвязь общества и природы. 1 30 Экологический кризис и пути его разрешения 1 31 Деятельность человека по охране природы. Практикум по теме «Человек и природа» 1 32 Итоговое повторение и обобщение изученного в курсе обществознания в 7 классе 1 Резерв 2 33-34 - хозяйство. 20 Поурочное планирование – 8 класс № п/п Тема урока Количество часов, отведённых на изучение темы 1 Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в курсе обществознания в 7 классе 1 2 Черты сходства и различий человека и животного. Роль деятельности в жизни человека и общества. 1 3 Человек, общество, природа. 1 4 Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Как усваиваются социальные нормы. Типы обществ. 1 5 Развитие общества. Общественный прогресс. Современное российское общество, особенности его развития. Глобальные проблемы современности. 1 6 Индивид, индивидуальность, личность. Отношения между поколениями. Личные и деловые отношения. Социализация личности. 1 7 Практикум по главе: «Личность и общество». 1 8 Сфера духовной жизни. Влияние искусства на развитие личности. 1 9 Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Общественные ценности. 1 10 Долг. Совесть. Моральная социального многообразия. Уважение 1 11 Образование, его значимость в условиях информационного общества. Государственная итоговая аттестация. 1 12 Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. 1 13 Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. 1 14 Практикум по главе: «Сфера духовной культуры». 1 15 Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. 1 ответственность. 21 16 Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. 1 17 Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства. 1 18 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. 1 19 Практикум по главе «Социальная сфера» 1 20 Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. 1 21 Производство - основа экономики. Производительность труда. Типы экономических систем. 1 22 Собственность. Формы собственности. 1 23 Рынок и рыночный механизм. Торговля и ее формы. Реклама. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. 1 24 Распределение. Обмен. Потребление. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Каким должен быть современный работник. 1 25 Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. 1 26 Распределение доходов. Инфляция, ее последствия. Защита от финансовых махинаций. 1 27 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. 1 28 Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. 1 29 Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. 1 30 Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений. 1 31 Повторение главы «Экономика». 1 32 Итоговое повторение и обобщение изученного в курсе 1 22 обществознания в 8 классе 33-34 Резерв 2 Поурочное планирование – 9 класс № п/п Тема урока Количество часов, отведённых на изучение темы 1 Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в курсе обществознания в 8 классе 1 2 Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. 1 3 Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. 1 4 Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. 1 5 Правовое государство. Разделение властей. 1 6 Гражданское общество. Местное самоуправление. 1 7 Участие граждан референдумы. и 1 8 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Опасность политического экстремизма. 1 9 Межгосударственные отношения. конфликты и способы их разрешения. Межгосударственные 1 10 Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. 1 11 Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. 1 12 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. 1 в политической жизни. Выборы 23 13 Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. 1 14 Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. 1 15 Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. 1 16 Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. 1 17 Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. 1 18 Основы российского законодательства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. 1 19 Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. 1 20 Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. 1 21 Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. 1 22 Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. 1 23 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. 1 24 Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. 1 25 Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. 1 26 Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. 1 27 Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. 1 28 Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 1 24 лет. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Правовое регулирование в сфере образования. 29 Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. 1 30 Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. 1 31 Повторение и обобщение изученного Российского законодательства» «Основы 1 32 Итоговое повторение и обобщение изученного в курсе обществознания в 9 классе 1 Резерв 2 33-34 темы 25 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)