обществознание 5-9 кл ФГОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)

МАОУ
«СОШ
№ 8»

Подписан:
МАОУАртемовский
«СОШ № 8»
Свердловская
область
район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна,
SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.19 14:43:18+05'00'

тел . (343 63) 55-0-64e-mail: school8.07@ list.ru

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ №8»
от 28.06.2017 г № 76/д

Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
основное общее образование
(в соответствии с ФГОС ООО)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система
планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня
актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой
подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения
обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего
развития ребёнка.
«Человек. Деятельность человека»
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
•

•
•
•
•
•

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.

«Общество»
Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
•

•

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;

•

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;

•

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

•

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;

•

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять
на практике экологически рациональное поведение;

• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
•

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;

•

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;

• осознанно содействовать защите природы.
«Социальные нормы»
Выпускник научится:

•
•
•
•

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

•

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;

• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

3

«Сфера духовной культуры»
Выпускник научится:

•

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;

• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
•
•
•

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;

• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
•
•

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
«Социальная сфера»
Выпускник научится:

•

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;

4

•

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
•

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов;

•

выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
•

жизнедеятельности;
•

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;

• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
«Политическая сфера жизни общества»
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
•

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
«Гражданин и государство»

5

Выпускник научится:
•

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
•
•

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;

• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
•

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
•

«Основы российского законодательства»
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
•
•
•
•
•
•

правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;

6

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к
закону и правопорядку;
•

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в
их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
«Экономика»
Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов
•
•

экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать
основные
экономические системы,
экономические
явления
и
процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
•
•

•

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

•

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;

• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;

7

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
•
•
•

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;

• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
•

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;

•

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;

•

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;

•

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные
и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание учебного предмета

Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения
между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.

8

Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль
деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы
обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности
его развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция –
социально опасное явление.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции

и

обычаи.

Как

усваиваются

социальные

нормы.

Общественные

ценности.

Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового
образа жизни. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое
правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы
коррупционного поведения.

Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его
значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как

9

форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как
элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и
нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления.
Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их
роль

в

общественной

жизни.

Гражданское

общество.

Правовое

государство.

Местное

самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения. Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения:
виды, ответственность.

Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации,
его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека
и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

10

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.

Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды

и

функции

юридической

ответственности.

Презумпция

невиновности.

Гражданские

правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения.

Виды административного наказания.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая
оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен.
Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль
государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского

11

обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное

обеспечение.

Налогообложение

граждан.

Защита

от

финансовых

махинаций.

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция. Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему
государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.

12

Учебный предмет «Обществознание» в рамках образовательных программ
основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами.
Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются
следующие дидактические единицы:
Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Политика и
право

Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.

способность
выявлять
признаки
коррупционного поведения;
- осознание степени общественной опасности
коррупционных
правонарушений
(преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за
совершение
правонарушений
(в
т.ч.
коррупционного характера).

Общество

Коррупция как вызов и
угроза нормальному
состоянию современного
общества.
Негативные последствия
коррупционных факторов
для общественных
институтов.
Коррупция - социально
опасное явление.

- способность характеризовать значение
коррупции для состояния общественных
отношений;
- способность определять характер вреда,
причиняемый общественным отношениям
коррупционным
поведением
граждан,
должностных лиц;
- способность определять и использовать
социальные
институты,
обеспечивающие
противодействие коррупции;
- способность выбирать корректную модель
правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях.

Человек;
Человек в
системе
общественных
отношений

Правомерное поведение как жизненный ориентир
и ценность.
Развитое правосознание и
высокий уровень
правовой культуры основа свободы личности.
Мотивы коррупционного
поведения.

- способность сделать осознанный выбор в
пользу правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для
личности;
- способность к развитию правосознания на
основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для
повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
способность
выявления
мотивов
коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов.

13

Экономика

Экономические издержки
коррупции. Влияние
коррупции на
экономическую систему
государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных явлений.

- приобретение знаний о характере вреда,
наносимого
коррупцией
экономическим
отношениям;
способность
выявлять
основные
коррупциогенные
факторы
в
области
экономических отношений.

Право

Понятие коррупции.
Противодействие
коррупции.
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.

приобретение
знаний
об
основных
направлениях
государственной
антикоррупционной политики;
- приобретение знаний о содержании понятия
коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию
форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных
последствиях,
наступающих
в
случае
привлечения
к
ответственности
за
коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и
схожих некоррупционных явлений в различных
сферах жизни общества.

Политика как
общественное
явление

Политические гарантии
- способность определять роль политических
защиты от коррупции:
институтов
в
системе
противодействия
многопартийность,
коррупции.
разделение властей,
свобода средств массовой
информации; право
граждан участвовать в
управлении делами
государства.

В рамках учебного предмета «Экономика» обеспечивается понимание значения
этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных
людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой
собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины
являются следующие дидактические единицы:
Раздел курса Дидактические единицы
Основные
проблемы
экономики
России

Коррупция - фактор,
препятствующий
экономическому росту.
Потери экономики от
коррупции.

Образовательный результат
- способность оценить влияние коррупции на
распределение и расходование государственных
средств и ресурсов;
- способность оценить коррупцию как фактор
снижения экономического роста, инвестиций,
предпринимательской активности, общего
благосостояния граждан.

14

В рамках учебного предмета «Право» обеспечивается владение знаниями о
правонарушениях и юридической ответственности, сформированность основ правового
мышления. Представляется необходимым при осуществлении тематического
планирования реализации данной дисциплины обеспечить включение отдельного
комплексного раздела о противодействии коррупции:
Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Основы
противодейс
твия
коррупции

Понятие коррупции.
Правовая основа
противодействия коррупции.
Основные принципы
противодействия коррупции.
Меры по профилактике
коррупции.
Выявление и расследование
коррупционных преступлений.
Государственная политика в
сфере противодействия
коррупции.

способность
правильно
определять
признаки
коррупционных
явлений
в
различных сферах жизни общества;
- способность охарактеризовать систему
нормативных правовых актов, содержание
которых связано с противодействием
коррупции;
- знание основных направлений и принципов
противодействия коррупции;
- знание основных мер по профилактике
коррупции;
- способность выявить признаки основных
коррупционных правонарушений;
- знание об актуальных направлениях
государственной
политики
в
сфере
противодействия коррупции.

15

Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№

Разделы

Кол-во

п/п

часов

1

Введение

1

2

Человек в социальном измерении

11

3

Человек среди людей

10

4

Нравственные основы жизни

7

5

Итоговое повторение

3

6

Резерв

2

Всего

34

7 класс (34 часа)
№

Разделы

Кол-во

п/п

часов

1

Введение

1

2

Регулирование поведения в обществе

15

3

Человек в экономических отношениях

12

4

Человек и природа

3

5

Итоговое повторение

1

6

Резерв

2

Всего

34

8 класс (34 часа)
№

Разделы

Кол-во

п/п

часов

1

Введение

1

2

Личность и общество

6

3

Сфера духовной культуры

7
16

4

Социальная сфера

5

5

Экономика

12

6

Итоговое повторение

1

7

Резерв

2

Всего

34

9 класс (34 часа)
№

Разделы

Кол-во

п/п

часов

1

Введение

1

2

Политика

10

3

Право

20

4

Итоговое повторение

1

Резерв

2

Всего

34

5

Поурочное планирование – 6 класс
№ п/п

Тема урока

Количество часов,
17

отведённых на
изучение темы
1

Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в
курсе обществознания в 5 классе

1

2

Индивид, индивидуальность, личность.

1

3

Сильная личность

1

4

Познание человеком мира и самого себя.

1

5

Способности человека. Практическое занятие. Учимся узнавать
и оценивать себя.

1

6

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности:
игра, труд, учение.

1

7

Практическое занятие. Учимся правильно организовывать свою
деятельность.

1

8

Способности и потребности человека.

1

9

Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

10

Слагаемые жизненного успеха

1

11

Выбор профессии и жизненного пути

1

12

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

13

Межличностные отношения. Виды межличностных отношений

1

14

Социальные общности и группы.

1

15

Лидерство.

1

16

Практическое занятие. Учимся взаимодействовать с окружающей
средой.

1

17

Практическое занятие. Учимся совместно всей группой делать
полезные дела.

1

18

Что такое общение? Виды общения.

1

19

Особенности общения. Практическое занятие. Учимся общаться.

1

20

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

1

21

Правила поведения в межличностных конфликтах

1

22

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

23

Добро и зло. Кого называют добрым?

1

18

24

Мораль, ее основные принципы.

1

25

Что такое страх? Что значит быть смелым?

1

26

Практическое занятие. Учимся побеждать страх.

1

27

Гуманизм и его особенности.

1

28

Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.

1

29

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

30, 31,
32

Итоговое повторение изученного
обществознания 6 класса

33-34

Резерв

материала

в

курсе

3
2

Поурочное планирование – 7 класс
№ п/п

Тема урока

Количество часов,
отведённых на
изучение темы

1

Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в
курсе обществознания в 6 классе

1

2

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.

1

3

Правила этикета и хорошие манеры.

1

4

Практическое занятие. Учимся общаться в Интернете.

1

5

Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

1

6

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.

1

7

Почему важно соблюдать законы?

1

8

Практическое занятие. Учимся читать и уважать законы.

1

9

Защита Отечества. Долг и обязанность.

1

10

Военная служба в Российской Федерации.

1

11

Для чего нужна
самовоспитание.

дисциплина?

Дисциплина,

воля

и

1
19

12

Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.
Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.

1

13

Судебная система Российской Федерации.

1

14

Правоохранительные органы.

1

15

Практическое занятие. Учимся защищать свои права.

1

16

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в
обществе»

1

17

Понятие экономики.

18

Натуральное
потребители.

19

Мастерство работника.

1

20

Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

1

и

1
товарное

основа

экономики.

Производители

Издержки,

и

1

21

Производство
прибыль.

выручка,

1

22

Практическое занятие. Учимся прогнозировать успешность
своего дела.

1

23

Что такое бизнес? Виды бизнеса.

1

24

Формы бизнеса. Практикум – как создать свой бизнес.

1

25

Обмен, торговля, реклама

1

26

Деньги и их функции.

1

27

Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.

1

28

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

1

29

Взаимосвязь общества и природы.

1

30

Экологический кризис и пути его разрешения

1

31

Деятельность человека по охране природы. Практикум по теме
«Человек и природа»

1

32

Итоговое повторение и обобщение изученного в курсе
обществознания в 7 классе

1

Резерв

2

33-34

-

хозяйство.

20

Поурочное планирование – 8 класс
№ п/п

Тема урока

Количество часов,
отведённых на
изучение темы

1

Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в
курсе обществознания в 7 классе

1

2

Черты сходства и различий человека и животного. Роль
деятельности в жизни человека и общества.

1

3

Человек, общество, природа.

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие. Как усваиваются
социальные нормы. Типы обществ.

1

5

Развитие общества. Общественный прогресс. Современное
российское общество, особенности его развития. Глобальные
проблемы современности.

1

6

Индивид, индивидуальность, личность. Отношения между
поколениями. Личные и деловые отношения. Социализация
личности.

1

7

Практикум по главе: «Личность и общество».

1

8

Сфера духовной жизни. Влияние искусства на развитие
личности.

1

9

Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Общественные ценности.

1

10

Долг. Совесть. Моральная
социального многообразия.

Уважение

1

11

Образование, его значимость в условиях информационного
общества. Государственная итоговая аттестация.

1

12

Наука в жизни современного общества. Научно-технический
прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

1

13

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества. Свобода совести.

1

14

Практикум по главе: «Сфера духовной культуры».

1

15

Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Социальные конфликты и пути их разрешения.

1

ответственность.

21

16

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте. Функции семьи.
Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.

1

17

Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения
между
нациями.
Социальная
политика
Российского
государства.

1

18

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества.

1

19

Практикум по главе «Социальная сфера»

1

20

Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.

1

21

Производство - основа экономики. Производительность труда.
Типы экономических систем.

1

22

Собственность. Формы собственности.

1

23

Рынок и рыночный механизм. Торговля и ее формы. Реклама.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.

1

24

Распределение. Обмен. Потребление. Товары и услуги.
Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Каким должен быть
современный работник.

1

25

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги: система
налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

1

26

Распределение доходов. Инфляция, ее последствия. Защита от
финансовых махинаций.

1

27

Экономические
функции
домохозяйства.
Потребление
домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.

1

28

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит,
кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный
перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

1

29

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.

1

30

Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на
экономическую
систему
государства.
Экономические
предпосылки коррупционных явлений.

1

31

Повторение главы «Экономика».

1

32

Итоговое повторение и обобщение изученного в курсе

1
22

обществознания в 8 классе
33-34

Резерв

2

Поурочное планирование – 9 класс
№ п/п

Тема урока

Количество часов,
отведённых на
изучение темы

1

Вводный инструктаж. Повторение материала, изученного в
курсе обществознания в 8 классе

1

2

Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. Роль
политики в жизни общества.

1

3

Государство,
его
существенные
признаки.
Функции
государства. Внутренняя и внешняя политика государства.
Формы правления. Формы государственно-территориального
устройства.

1

4

Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности.

1

5

Правовое государство. Разделение властей.

1

6

Гражданское общество. Местное самоуправление.

1

7

Участие граждан
референдумы.

и

1

8

Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Опасность политического экстремизма.

1

9

Межгосударственные
отношения.
конфликты и способы их разрешения.

Межгосударственные

1

10

Понятие
коррупции.
Противодействие
коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

1

11

Гражданин и государство. Наше государство – Российская
Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного
строя Российской Федерации. Государственные символы
России.

1

12

Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации.

1

в

политической

жизни.

Выборы

23

13

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.

1

14

Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации.

1

15

Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.

1

16

Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные
органы.

1

17

Политические
гарантии
защиты
от
коррупции:
многопартийность, разделение властей, свобода средств
массовой информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.

1

18

Основы российского законодательства. Система российского
законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.

1

19

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

1

20

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции
юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

21

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности.

1

22

Права потребителей, защита прав потребителей. Способы
защиты гражданских прав.

1

23

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и
его значение в регулировании трудовой деятельности человека.

1

24

Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и
родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.

1

25

Особенности административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды
административного наказания.

1

26

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и
виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания.
Виды наказаний.

1

27

Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права
ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет.

1

28

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18

1
24

лет. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Правовое регулирование в сфере
образования.
29

Международное гуманитарное право. Международно-правовая
защита жертв вооруженных конфликтов.

1

30

Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

1

31

Повторение и обобщение изученного
Российского законодательства»

«Основы

1

32

Итоговое повторение и обобщение изученного в курсе
обществознания в 9 классе

1

Резерв

2

33-34

темы

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».