Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8») Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7, тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru МАОУ «СОШ № 8» Подписан: МАОУ «СОШ № 8» DN: SNILS=02664306744, OGRN=1036600050013, INN=006602005247, E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66 Свердловская область, L=Буланаш, O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ «СОШ № 8», STREET="ул. Комсомольская, д. 7", T=Директор, G=Елена Аркадьевна, SN=Радунцева Местоположение: место подписания Дата: 2021.01.19 14:43:29+05'00' Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом директора МАОУ «СОШ №8» от 28.06.2017 г № 76/д Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» основное общее образование (в соответствии с ФГОС ООО) Родная литература: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Содержание. К основным видам деятельности в 5-6 классе относятся акцентносмысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: • выразительно прочтите следующий фрагмент; • определите, какие события в произведении являются центральными; • определите, где и когда происходят описываемые события; • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя; • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места; • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос; определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. К основным видам деятельности в 7-8 классе можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.; • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора; • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека); • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него); • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями); • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности; • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию. В 9 классе деятельность обучающегося определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К основным видам деятельности можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научноисследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п. Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.; • определите позицию автора и способы ее выражения; • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения; • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения; • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); • напишите сочинение-интерпретацию; • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы 5 класс № тема Количе ство 1 Из УНТ. Пословицы и поговорки. часов 1 2 3 4 Волшебная сказка. «Царевна-лягушка» Бытовая сказка. «Падчерица» Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» 1 1 1 5 «Кий, Щек и Хорив» 1 6 И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица» Русская басня хх века. С.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало» Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность пушкинской сказки 1 Поэзия ХIХ века о родной природе. М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Е.А.Баратынский «Весна, 1 7 8 9 10 1 1 1 весна! Как воздух чист!...» 11 12 13 14 Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в 1 осени первоначальной…». А.А.Фет «Чудная картина» 1 М.Ю.Лермонтов «Бородино». Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении. Н.В.Гоголь. повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий И.С.Тургенев. Детские впечатления писателя. Спасское- 1 Лутовиново в творческой биографии писателя 15 И.С.Тургенев. Стихотворения «Воробей», «Русский язык» в прозе. «Два богача», 1 16 Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». 1 Особенности композиции произведения. Основная тема стихотворения. 17 Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка» 1 6 класс № тема Количест во часов 1 1 Вводный инструктаж. О литературе, читателях и писателе 2 3 4 «Яблоки Гесперид». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). 1 5 Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». 1 6 В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. 1 7 Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…». 1 8 Причины ссоры Дубровского и Троекурова. 9 Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. 1 1 1 1 1011 12 Подготовка к сочинению. Написание сочинения. 2 Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость). 1 13 14 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг). 1 15 Лирическое и эпическое в содержании повести. Подвиг Тараса Бульбы. И.С. ТУРГЕНЕВ . «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции Стихотворение «В дороге» 1 16 17 1 1 1 7 класс 1 2 «Святогор и Микула Селянинович» Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица 3 4 5 дорогая..», «Говорили – сваты на конях будут») «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича 6 7 8 «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Д. И Фонвизин. Комедия «Недоросль». Образы комедии; социальные вопросы комедии; позиция писателя. А.С.Пушкин. Стихотворения Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки к нам…». Человек и природа:«Туча». А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма 9 «Полтава» (в сокращении). М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 10 11 Н.В. Гоголь в Петербурге. Н.В.Гоголь. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям 12 13 и событиям. История замысла. И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы». Н.А. НЕКРАСОВ Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). 14 15 16 17 М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Сказка «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Л.Н. ТОЛСТОЙ.Рассказ «Севастополь в декабре месяце» Н.С.ЛЕСКОВ. Сказ «Левша». А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришёл к тебе с приветом..», «Вечер». 8 класс 1 2 3 4 5 Вводный инструктаж. «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент) «Житие Александра Невского» (фрагмент). Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). 6 7 Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. В.А.Жуковский. Краткие сведения о поэте «Лесной царь», «Море», 8 9 «Невыразимое» Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. «Смерть Ермака» Основные темы, мотивы. Роман «Капитанская дочка» Проблематика (любовь и долг, любовь и 10 11 12 13 дружба, честь, Система образов романа. Гринёв и Пугачёв Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы М.Ю.Лермонтов. Кавказ и в жизни и творчестве поэта Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образперсонаж, образ-пейзаж. 14 Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское 15 чиновничество в сатирическом изображении Гоголя. Разоблачение пошлости, угодливости, беспринципности, 16 17 взяточничества, лживости чинопочитания, и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. И.С.Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. 9 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Вводный инструктаж «Слово о полку Игореве.» История написания и публикации. Значение «Слова..» в истории русской литературы и культуры А.Н. Радищев. Новаторство писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Литературный процесс конца 18 - начала 19 века А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Комедия в русской критике (И.А.Гончаров и Д.И.Писарев о «Горе от ума») А.А.Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия» Н.М.Языков «Родина», «Пловец». А.С.Пушкин. Темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…» А.С.Пушкин. Переход к реализму: «Повести Белкина». А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Образ автора в романе. Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…» Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция романа Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)