Родная литература (русская ) ФГОС ООО5-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

МАОУ
«СОШ
№ 8»

Подписан: МАОУ «СОШ № 8»
DN: SNILS=02664306744,
OGRN=1036600050013,
INN=006602005247,
E=school8.07@list.ru, C=RU, S=66
Свердловская область, L=Буланаш,
O=МАОУ «СОШ № 8», CN=МАОУ
«СОШ № 8», STREET="ул.
Комсомольская, д. 7", T=Директор,
G=Елена Аркадьевна,
SN=Радунцева
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.19 14:43:29+05'00'

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ №8», утвержденной Приказом
директора МАОУ «СОШ №8»
от 28.06.2017 г № 76/д

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная (русская) литература»
основное общее образование
(в соответствии с ФГОС ООО)

Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание.
К основным видам деятельности в 5-6 классе относятся акцентносмысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в
устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному
алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы
вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
• выразительно прочтите следующий фрагмент;
• определите, какие события в произведении являются центральными;
• определите, где и когда происходят описываемые события;

• опишите,

каким

вам

представляется

герой

произведения,

прокомментируйте слова героя;
• выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные
и т. п.) для вас места;
• ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите,
выделите,
найдите,
перечислите
признаки,
черты,
повторяющиеся детали и т. п.
К основным видам деятельности в 7-8 классе можно отнести устное и
письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение,
описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение
функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание
комментария на основе сплошного и хронологически последовательного
анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших
прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного;
проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
• выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.;
• покажите, какие особенности художественного текста проявляют
позицию его автора;
• покажите, как в художественном мире произведения проявляются
черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и
внутреннего мира человека);
• проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному
алгоритму и без него);
• сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном
тексте, так и между разными произведениями);
• определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
• дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному
понятию.
В 9 классе деятельность обучающегося
определяется умением
воспринимать произведение как художественное целое, концептуально
осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский
замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать
художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему
(с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой
художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на
основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности
можно отнести устное или
письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование
смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научноисследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии,
сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
• выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.
• определите художественную функцию той или иной детали, приема и
т. п.;
• определите позицию автора и способы ее выражения;
• проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
• объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
• озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного
произведения нет заглавия);
• напишите сочинение-интерпретацию;
• напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках
литературы
5 класс
№

тема

Количе
ство

1

Из УНТ. Пословицы и поговорки.

часов
1

2
3
4

Волшебная сказка. «Царевна-лягушка»
Бытовая сказка. «Падчерица»
Из «Повести временных лет»: «Расселение славян»

1
1
1

5

«Кий, Щек и Хорив»

1

6

И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство.
Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица»
Русская басня хх века. С.В.Михалков. Басни «Грибы»,
«Зеркало»
Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога»,
«Зимнее утро»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Гуманистическая направленность пушкинской сказки

1

Поэзия ХIХ века о родной природе. М.Ю.Лермонтов. «Когда
волнуется желтеющая нива…». Е.А.Баратынский «Весна,

1

7
8
9
10

1
1
1

весна! Как воздух чист!...»
11
12
13
14

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в
1
осени первоначальной…». А.А.Фет «Чудная картина»
1
М.Ю.Лермонтов «Бородино». Бородинское сражение и его
герои в изобразительном искусстве. Средства
художественной выразительности в стихотворении.
Н.В.Гоголь. повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в
повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий
И.С.Тургенев. Детские впечатления писателя. Спасское- 1
Лутовиново в творческой биографии писателя

15

И.С.Тургенев. Стихотворения
«Воробей», «Русский язык»

в

прозе.

«Два

богача», 1

16

Н.А.Некрасов.
Стихотворение
«Крестьянские
дети». 1
Особенности композиции произведения. Основная тема
стихотворения.

17

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка»

1

6 класс
№

тема

Количест
во часов
1

1

Вводный инструктаж. О литературе, читателях и писателе

2
3
4

«Яблоки Гесперид».
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
«Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент).

1

5

Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии:
«Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф».

1

6

В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве
В.А. Жуковского.

1

7

Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая
гряда…».

1

8

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

9

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер,
необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1
1

1
1

1011
12

Подготовка к сочинению. Написание сочинения.

2

Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля,
независимость).

1

13
14

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок».
Тематика и проблематика повести (любовь к родине;
товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и
долг).

1

15

Лирическое и эпическое в содержании повести. Подвиг
Тараса Бульбы.
И.С. ТУРГЕНЕВ . «Записки охотника»: творческая история и
особенности композиции
Стихотворение «В дороге»

1

16
17

1

1
1

7 класс
1
2

«Святогор и Микула Селянинович»
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица

3
4
5

дорогая..», «Говорили – сваты на конях будут»)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).
Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича

6
7

8

«Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям».
Д. И Фонвизин.
Комедия «Недоросль». Образы комедии; социальные вопросы
комедии; позиция писателя.
А.С.Пушкин. Стихотворения Любовь к родине, уважение к предкам:
«Два чувства дивно близки к нам…».
Человек и природа:«Туча».
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном
тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание,
предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма

9

«Полтава» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова».

10
11

Н.В. Гоголь в Петербурге.
Н.В.Гоголь. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям

12
13

и событиям. История замысла.
И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы».
Н.А. НЕКРАСОВ
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

14
15
16
17

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Сказка «Дикий помещик» и одна сказка
по выбору.
Л.Н. ТОЛСТОЙ.Рассказ «Севастополь в декабре месяце»
Н.С.ЛЕСКОВ. Сказ «Левша».
А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришёл к тебе с
приветом..», «Вечер».
8 класс

1
2
3

4
5

Вводный инструктаж.
«Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка»,
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий
Радонежский» (фрагмент)
«Житие Александра Невского» (фрагмент).

Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть
и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений).

6
7

Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.
В.А.Жуковский. Краткие сведения о поэте «Лесной царь», «Море»,

8
9

«Невыразимое» Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы.
«Смерть Ермака» Основные темы, мотивы.
Роман «Капитанская дочка» Проблематика (любовь и долг, любовь и

10
11
12
13

дружба, честь,
Система образов романа. Гринёв и Пугачёв
Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической
прозы
М.Ю.Лермонтов. Кавказ и в жизни и творчестве поэта
Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные
мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образперсонаж, образ-пейзаж.

14

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское

15

чиновничество в сатирическом изображении Гоголя.
Разоблачение
пошлости,
угодливости,
беспринципности,

16
17

взяточничества,

лживости

чинопочитания,
и

авантюризма,

равнодушного отношения к служебному долгу.
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
И.С.Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

9 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Вводный инструктаж
«Слово о полку Игореве.» История написания и публикации.
Значение «Слова..» в истории русской литературы и культуры
А.Н. Радищев. Новаторство писателя. «Путешествие из Петербурга в
Москву».
Литературный процесс конца 18 - начала 19 века
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и
социальное в конфликте. Своеобразие языка.
Комедия в русской критике (И.А.Гончаров и Д.И.Писарев о «Горе от
ума»)
А.А.Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия»
Н.М.Языков «Родина», «Пловец».
А.С.Пушкин. Темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики,
«К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе
воздвиг…»
А.С.Пушкин. Переход к реализму: «Повести Белкина».
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Образ автора в романе.
Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция
писателя.
М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта».
Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу»,
«Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…»
Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция романа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».