Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и
федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые
образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их
обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым
социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в
обществе нормам поведения и общения.
Инклюзивное образование - это такая
организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в
настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
В МАОУ «СОШ №8» специализированный учет
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их
зачисления в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел
«Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт
адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного
образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и
слабовидящих детей. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об
утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи»)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, в МАОУ "CОШ№8" – нет; Обучающимися с ОВЗ и инвалидами – используются все имеющиеся кабинеты.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). Имеются учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
школе имеется спортивный зал общей площадью 276 кв.м. Созданы условия для занятий физической культурой и спортом. Спортивная база школы оснащена спортивным оборудованием и инвентарём, пригодным для безопасной эксплуатации
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью , с установленным мультимедийным оборудованием.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех школьных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалистов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Входная группа оборудована пандусом обеспечивающим доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости личный транспорт инвалиду или лицу с ОВЗ можно оставить на парковке вблизи школы, в соответствии с указателем на ограждении образовательной организации, а также в здании школы будет предоставлено сопровождающее лицо в соответствии с приказом МАОУ "СОШ № 8". При необходимости может быть предоставлена инвалидная коляска, а также (по согласованию) тифлосурдопереводчик. Коридор школ оснащён тактильной мнемосхемой – специальным рельефным планом школьного здания, выполненного с применением шрифта по системе Брайля.
Специальные условия питания
Информация об условиях питания обучающихся
(в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ)
Всего в МАОУ "СОШ № 8" 2023-2024 учебном году обучается 804 обучающихся из них:
1-4 классов бесплатное питание за счёт областного бюджета - 365 обучающихся, получают одноразовое питание (горячий завтрак), средняя стоимость - 89 рублей 63 копейки, 15 обучающихся, получают двухразовое питание (горячий завтрак и обед) - стоимость питания составляет 106 рублей 90 копеек для детей-инвалидов и детей ОВЗ;
5 – 11 классов 424 обучающихся, одноразовое бесплатное питание для детей льготной категории (горячий завтрак), средняя стоимость - 104 рубля 23 копейки, получают 180 человек, из них; 78 чел. - дети из многодетных семей, 75 чел. – дети из малообеспеченных семей, чей статус подтвержден управлением социальной политики по Артемовскому району; 27 чел. – дети оставшиеся без попечения родителей; для детей - инвалидов и детей с ОВЗ (горячий завтрак и обед), стоимость - 118 рублей 26 копеек, получают 6 чел. - дети – инвалиды – медицинское заключение; 29 чел. - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
150 - 185 обучающихся питается за счет родительских средств 80 руб + доплата из местного бюджета 10 рублей.
Условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- обеденный зал на 150 мест;
- помещения для хранения и приготовления пищи;
- прием пищевых продуктов только при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами;
- выдача готовой пищи производится только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией;
- дети питаются классами на переменах, по графику приема пищи;
- двухнедельное меню составлено с учетом оптимального соотношения пищевой и энергетической ценности, суточной потребности организма ребенка в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов;
- охват питания - 99,9% учащихся.
Организатором школьного питания является ООО «Общепит», директор Глухова Н.И. (тел. 8(34363)24040).
Для работы столовой предоставлено 20-дневное меню согласованное и утвержденное Роспотребнадзором.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МАОУ «СОШ №8» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе работает педагог-психолог и учитель-логопед.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при помощи учителя информатики.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для каждой группы детей нужно
использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения –
- www.sona-mar.narod.ru
«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения
и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего
ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с
различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной
тематикой.
- www.rgbs.ru– Российская государственная
библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека
универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное
книгохранилище всех видов и жанров литературы как на обычных, так и на
специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют
современные информационные технологии: создана электронная база данных на
все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и
доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки
можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через
электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской
деятельности и правилах пользования библиотекой.
- http://www.defectolog.ru Рекомендации
для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи,
умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития.
Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии
и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда,
психолога. Сборник развивающих игр.
- http://www.lekoteka.ru/ Российская
Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей,
воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается
нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических
материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны
учителям-тифлопедагогам и родителям.
Нарушение слуха
- https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный
сайт, который могут использовать и родители, и учитель. На сайте можно
найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их
обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди
с такой особенностью.
- http://www.deafworld.ru
сайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей
с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на
них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
- https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/
сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха
на разных этапах обучения.
- http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический
портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические
разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой
работы с детьми с ОВЗ.
Эти сайты могут использовать учителя-сурдопедагоги
и родители.
Задержка психического развития (ЗПР) -
http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
Эти сайты могут использовать учителя,
учителя-логопеды и родители.
Нарушение интеллектуального развития
1.
http://bekhterev.ru/scientific-center/nauchno-medicinskaja-biblioteka/ сайт Национального медицинского исследовательского
центра психиатрии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о
заболевании (с медицинской точки зрения). Представлен материал для диагностики
и коррекции заболевания.
- http://laska-alania.ru/parents.php сайт
детского дома-интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как
строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по
развитию и воспитанию ребенка.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт
с методическим материалом, который можно использовать родителям и
учителям.
Тяжелые нарушения речи
- https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт
психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не
знают, какую тактику выбрать.
- https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический
сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1 http://aplazia.invamama.ru/ сайт
о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт
с методическим материалом, который можно использовать родителям и
учителям.
- http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт
сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
- http://deti-kak-deti.org/index.html сайт
о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть
информация о воспитании и обучении.
- http://etoneotvet.ru/ сайт
социальной поддержки особых детей.
- https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический
сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ
https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
https://uchi.ru/teachers/stats/main -
отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит
большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики
собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность
данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет
сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на
диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые
дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем
для учителя и родителей.
https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
https://chudo-udo.info/ детский
развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая
сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть
различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий.
Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно,
картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям
заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет
внимание детей.
http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
https://www.igraemsa.ru/ онлайн
платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта –
развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает
диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося.
Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
https://www.yaklass.ru/p - образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную почту придет отчет о ошибках и успехах обучающихся.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.