Методическое сопровождение формирования ФГ

21.08.2024

Методическое сопровождение: http://www.mmc.ord.edu54.ru/p139aa1.html

Проверка заданий мониторинга функциональной грамотности в 5 классах по креативному мышлению: https://www.youtube.com/watch?v=-eay5Io_nO4

Видеоматериалы для этапа проверки развернутых ответов:

Читательская грамотность https://youtu.be/MiuIEEl5z30
Математическая грамотность https://youtu.be/-AJvfFm1zSw
Естественнонаучная грамотность https://youtu.be/v5RkDEXdcpM
Финансовая грамотность https://youtu.be/HnZh6rUQS1g
Глобальные компетенции https://youtu.be/7ZEABm5Fghg


Выступление Г.С. Ковалевой на установочном вебинаре по функциональной грамотности https://youtu.be/Uj1YMlxFInU


ИРО. Оценка качества подготовки обучающихся: https://www.irro.ru/index.php?cid=482


Медиатека финансовой киберграмотности и кибербезопасности


Задания мониторинга по креативному мышлению.pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность_Свердловская область_проведение 28_09_2021.pdf (скачать) (посмотреть)
Глобальные компетенции.pdf (скачать) (посмотреть)
Формирование и оценка креативного мышления.pdf (скачать) (посмотреть)
Результаты исследования функциональной грамотности по Артемовскому городскому округу.pdf (скачать) (посмотреть)
Факторы эффективного формирования функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Методы и инструменты оценивания естественнонаучной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Методы и инструменты оценивания математической грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Методы и инструменты оценивания уровня сформированности креативного мышления..pdf (скачать) (посмотреть)
Методы и инструменты оценивания финансовой грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Методы и инструменты оценивания читательской грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Основы финансовой грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Приемы, методы и средства формирования функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Проектирование ОП, направленного на формирование функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Список литературы.pdf (скачать) (посмотреть)
Уровни сформированности компонентов функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Учебные задания как основа формирования функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Шаблон для создания задания.docx (скачать)
Методы и инструменты оценивания сформированности глобальных компетенций.pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность как показатель.pdf (скачать) (посмотреть)
Сущность и структура функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность.pdf (скачать) (посмотреть)
Креативное мышление.pdf (скачать) (посмотреть)
Глобальные компетенции.pdf (скачать) (посмотреть)
Как оценить функциональную грамотность.pdf (скачать) (посмотреть)

Литература по теме

19.07.2023

Функциональная грамотность – это определенный уровень образованности человека, его способность применять полученные в школе знания для решения повседневных жизненных задач. Таким образом, функциональная грамотность является одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий. 

 

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35].

Читательская грамотность. 

 

Читательская грамотность – способность человека понимать и анализировать прочитанное, расширять свой кругозор посредством информации, содержащейся в текстах, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, применять полученную информацию из текстов в жизни. Развивать эту способность необходимо, начиная с уровня начального образования.

 

Оценка читательской грамотности включает три структурных компонента:

-компетентностная область (мыслительная деятельность);

-содержательная область;

-контекст, в котором представлена проблема.

 

При оценивании компетентностной области предполагается учет следующих позиций:    

-находить и извлекать информацию;

-интегрировать и интерпретировать информацию;

- оценивать содержание и форму текста;

- использовать информацию из текста.

 

Литература по теме:

 

Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Читательская грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)

Основные подходы к оценке читательской грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html 

Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М., 2010. URL: http://centeroko.ru/public.html 

Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150.

Финансовая грамотность. 

 

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Виды познавательной деятельности для исследования финансовой грамотности:

- выявление финансовой информации

- анализ информации в финансовом контексте

- оценка финансовых проблем

- применение финансовых знаний

 

Литература по теме:

 

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. Хочу такой сайт

Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват.  орг.,  социально-экономический  профиль.  –  М.:  ВАКО,  2020.  – 384 с.

Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-kak-sostavlyayuschaya-funktsionalnoy-gramotnosti-mezhdunarodnyy-kontekst/viewer

Сайт  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»  

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Портал Российской электронной школы:  https://resh.edu.ru

Вебинары на сайте Академии Министерства Просвещения России   https://apkpro.ru/fmc/

Материалы на сайте Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

Математическая грамотность. 

 

Математическая грамотность – это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (метапредметный результат). Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления (предметный результат). Математическая грамотность помогает обучающимся понять роль математики в жизни, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (личностный результат).

 

Для решения проблемы учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики, превращая в математическую проблему (задачу), затем учащийся применяет знания из математики - решает задачу – полученный математический результат переводит (интерпретирует) на язык реального мира и оценивает решение проблемы. 

 

Литература по теме:

 

Краснянская К.А., Рослова Л.О., Рыдзе О.А Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование). 5 класс. // ИСРО РАО.2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)

Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. Организаций в 2 ч. / А.Г.Мордкович  и др. – Москва : Мнемозина, 2019. 

Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс : учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – Москва: Мнемозина, 2019

Естественнонаучная грамотность. 

 

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

 

Литература по теме:

 

Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Естественнонаучная грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)

Богданова Т.Л., Солодова Е.А.  Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.   – Москва: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2016. – 816 с.

Критическое мышление и глобальные компетенции. 

 

Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

В структуре глобальных компетенций выделяются:

«Жёсткие» навыки (hard skills) – способность человека выполнять конкретную работу, результат которой можно проверить и измерить, совокупность конкретных знаний и их применение в определённой сфере.

«Мягкие» навыки, универсальные навыки, навыки XXI века, 4К (soft skills) –базовые личностные характеристики, познавательные умения, применимые в универсальных жизненных практиках.

 

Литература по теме:

 

Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126.

Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Other15.html

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя /Серия «Уроки для педагогов» Учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009. – 150 с.

Суханова Н.П. Логика как инструмент развития критического мышления //Проблемы современного образования 2021., № 2 https://cyberleninka.ru/article/n/logika-kak-instrument-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya/viewer 

Талов Д.П., Орлова А.В. Взаимосвязь уровня развития критического мышления подростков с их личностными характеристиками и показателями интеллекта //Психология человека в образовании 2021. Т.3., № 2 DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-153-161 

Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Глобальные компетенции. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».