21.08.2024
Методическое сопровождение: http://www.mmc.ord.edu54.ru/p139aa1.html
Проверка заданий мониторинга функциональной грамотности в 5 классах по креативному мышлению: https://www.youtube.com/watch?v=-eay5Io_nO4
Видеоматериалы для этапа проверки развернутых ответов:
Читательская грамотность https://youtu.be/MiuIEEl5z30
Математическая грамотность https://youtu.be/-AJvfFm1zSw
Естественнонаучная грамотность https://youtu.be/v5RkDEXdcpM
Финансовая грамотность https://youtu.be/HnZh6rUQS1g
Глобальные компетенции https://youtu.be/7ZEABm5Fghg
Выступление Г.С. Ковалевой на установочном вебинаре по функциональной грамотности https://youtu.be/Uj1YMlxFInU
ИРО. Оценка качества подготовки обучающихся: https://www.irro.ru/index.php?cid=482
Медиатека финансовой киберграмотности и кибербезопасности
19.07.2023
Функциональная грамотность – это определенный уровень образованности человека, его способность применять полученные в школе знания для решения повседневных жизненных задач. Таким образом, функциональная грамотность является одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий.
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35].
Читательская грамотность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и анализировать прочитанное, расширять свой кругозор посредством информации, содержащейся в текстах, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, применять полученную информацию из текстов в жизни. Развивать эту способность необходимо, начиная с уровня начального образования.
Оценка читательской грамотности включает три структурных компонента:
-компетентностная область (мыслительная деятельность);
-содержательная область;
-контекст, в котором представлена проблема.
При оценивании компетентностной области предполагается учет следующих позиций:
-находить и извлекать информацию;
-интегрировать и интерпретировать информацию;
- оценивать содержание и форму текста;
- использовать информацию из текста.
Литература по теме:
Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Читательская грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)
Основные подходы к оценке читательской грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html
Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М., 2010. URL: http://centeroko.ru/public.html
Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150.
Финансовая грамотность.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Виды познавательной деятельности для исследования финансовой грамотности:
- выявление финансовой информации
- анализ информации в финансовом контексте
- оценка финансовых проблем
- применение финансовых знаний
Литература по теме:
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с.
Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 384 с.
Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-kak-sostavlyayuschaya-funktsionalnoy-gramotnosti-mezhdunarodnyy-kontekst/viewer
Сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Портал Российской электронной школы: https://resh.edu.ru
Вебинары на сайте Академии Министерства Просвещения России https://apkpro.ru/fmc/
Материалы на сайте Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
Математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (метапредметный результат). Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления (предметный результат). Математическая грамотность помогает обучающимся понять роль математики в жизни, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (личностный результат).
Для решения проблемы учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики, превращая в математическую проблему (задачу), затем учащийся применяет знания из математики - решает задачу – полученный математический результат переводит (интерпретирует) на язык реального мира и оценивает решение проблемы.
Литература по теме:
Краснянская К.А., Рослова Л.О., Рыдзе О.А Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование). 5 класс. // ИСРО РАО.2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)
Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. Организаций в 2 ч. / А.Г.Мордкович и др. – Москва : Мнемозина, 2019.
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс : учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – Москва: Мнемозина, 2019
Естественнонаучная грамотность.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Литература по теме:
Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Естественнонаучная грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – Москва: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2016. – 816 с.
Критическое мышление и глобальные компетенции.
Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
В структуре глобальных компетенций выделяются:
«Жёсткие» навыки (hard skills) – способность человека выполнять конкретную работу, результат которой можно проверить и измерить, совокупность конкретных знаний и их применение в определённой сфере.
«Мягкие» навыки, универсальные навыки, навыки XXI века, 4К (soft skills) –базовые личностные характеристики, познавательные умения, применимые в универсальных жизненных практиках.
Литература по теме:
Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Other15.html
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя /Серия «Уроки для педагогов» Учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009. – 150 с.
Суханова Н.П. Логика как инструмент развития критического мышления //Проблемы современного образования 2021., № 2 https://cyberleninka.ru/article/n/logika-kak-instrument-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya/viewer
Талов Д.П., Орлова А.В. Взаимосвязь уровня развития критического мышления подростков с их личностными характеристиками и показателями интеллекта //Психология человека в образовании 2021. Т.3., № 2 DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-153-161
Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Глобальные компетенции. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/ (рабочие материалы)